Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 13: Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога



2018-07-06 639 Обсуждений (0)
Вопрос 13: Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога 0.00 из 5.00 0 оценок




Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие как педагога, так и воспитанника. А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных педагогов, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть».

Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии педагога с детьми, как впрочем любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика; прикосновение; жест; дистанция общения; визуальное взаимодействие; интонация.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «педагог- воспитанник»

Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов

Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний (Е.А.Петровой отмечается, что их всего более 20000) дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному воспитаннику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение»

Ряд исследований показывают, что воспитанники отдают предпочтение педагогам с доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие педагоги дополнительного образования считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ,

якобы способствует хорошему поведению воспитанников облегчает руководство, управление группой.

Кроме того, существует довольно распространенное явление - «определенное лицо для определенного воспитанника».Но, как профессионал, педагог должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего возраста. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение педагога на занятии по кабинету облегчает использование этого приема. Не прерывая занятия, он может вернуть к работе отвлекшегося воспитанника, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного.

Однако Л.М.Митина предостерегает, что у многих детей прикосновение может вызвать настороженность. В первую очередь, это бывает у детей, для которых сокращение психологической дистанции создает неудобства и окрашено тревогой. Неприятными оказываются «внеурочные» прикосновения, так как оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать педагога. Неприятно прикосновение, несущее оттенок давления, силы.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к воспитаннику, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет педагогу увидеть сразу всех воспитанников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к педагогу находится ребенок.

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение педагогом своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию контакта.

Исследования отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на занятии, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего кабинета, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

 

Немаловажное значение имеет и дистанция общения. А.А.Леонтьев, в частности, отмечает, что вопрос о взаимном размещении участников общения в пространстве (в особенности расстоянии) довольно актуален, поскольку в зависимости от этого фактора в общении в различной мере используются другие неречевые компоненты, различной оказывается природа обратной связи от слушателя к говорящему. Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними.

Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Как отмечает Е.А.Петрова, жестикуляция педагога является для воспитанников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда должен помнить.

Характер жестов педагога с первых минут создает определенный настрой на занятии. Исследования подтверждают, что если движения педагога порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к занятию возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания воспитанников, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым педагогом дополнительного образования активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е.А.Петрова, не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ педагога, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Жесты педагога нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на занятии. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

Таким образом, можно сделать вывод - невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками. Для того, чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь воспитанника, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Итак, правильно организованное педагогическое общение является необходимым условием и содержанием профессиональной педагогической деятельности.

Конкретизированное в педагогической деятельности, общение выступает как процесс решения педагогом множества задач, среди которых - познание личности, обмен информацией, организация деятельности, сопереживание и т.д.

Педагогическое общение в целом трактуется как система взаимодействия педагога и воспитанников, профессиональное по целям, задачам, содержанию и эффективности, обеспечивающее мотивацию и оптимизацию учебной деятельности, выработку различных знаний, навыков и умений, управление формированием личности и детского коллектива в целом.

В ходе взаимодействия в системе «педагог - группа» невербальное общение осуществляется по ряду каналов: мимика, жест, дистанция, визуальный контакт, интонация, прикосновение. При этом данные каналы являются важнейшим средством педагогического воздействия.

Таким образом, в теории мы находим подтверждение, что невербальные коммуникации в (частности жесты) способствуют лучшему усвоению материала, эмоциональному настрою.



2018-07-06 639 Обсуждений (0)
Вопрос 13: Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 13: Роль невербальной коммуникации в деятельности педагога

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)