Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге.



2018-07-06 808 Обсуждений (0)
Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге. 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие о методах активного социально-психологического обучения.

Активное социально-психологическое обучение (АСПО) – форма совершенствования коммуникативного поведения людей (Емельянов Ю.Н.). Развитие методов активного социально-психологического обучения связано прежде всего с решением проблемы образования взрослых, поиском таких организационных форм педагогического общения, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность обучаемых в овладении практическими социально-психологическими знаниями и коммуникативными умениями. АСПО отличается обязательным взаимодействием обучаемых между собой, т.е. сама группа (включая педагога) становится моделью для изучения социально-психологических явлений и практической лабораторией важных в том или ином виде профессиональной деятельности.

Ролевая игра: основная идея, возможности применения, сложности.

Основная идея данного метода состоит в обучении в действии. Чем ближе игровая деятельность обучаемых к реальной, тем выше уровень реализации стоящих в обучении целей. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной (и значимой для него) деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. В ходе ролевой игры участники могут за сравнительно короткое время продемонстрировать и увидеть в концентрированной и той же роли, сравнить требования, предъявляемые к различным ролям, соотнести продемонстрированное в игре поведение с собственным поведением не только в игре, но и в реальной жизни. В процессе игры становится возможным исследование механизмов социально-психологических явлений (конфликт, проблема, связанная с общением людей, управлением ими), испытания их в лабораторных условиях, что способствует более глубокому и практическому усвоению изучаемого материала. Предметом ролевого общения может быть выяснение отношений, выполнение служебных функций и др.Сложности применения ролевых игр. Одна из них заключается в том, что большую трудность может представить процесс вхождения участников в соответствующие роли, а именно на этом основывается успех метода. Опыт показывает, что взрослым людям иногда бывает сложно преодолеть такой психологический барьер, как отношение к любой игре как «детской забаве», неуместной при изучении серьезных вещей.

3. Цели, процедура проведения ролевой игры.Цели ролевой игры. Основными целями игровых занятий является:1. Развитие коммуникативных способностей:совершенствование способов взаимодействия людей;поиски взаимопонимания между людьми .2. Развитие организаторских (управленческих) способностей: развитие умения руководить людьми; освоение умений и навыков принятия продуктивных решений;3. Расширение ролевого репертуара поведения: уяснение норм поведения и общения, также собственных представлений, чувств и мыслей, связанных с той или иной ролью; опробование новых ролей и форм общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь.

Процедура проведения ролевой игры. В ролевой игре отдельных участников просят представить себя в роли действующих лиц данной ситуации и спонтанно разыграть ситуацию в лицах для нахождения решения поставленной в ней проблемы, при этом участники разыгрывают роли персонажей ситуации в соответствии со своими представлениями о взглядах и манере поведения тех лиц, которых им поручено изобразить. Одна и та же ситуация может проигрываться не-сколько раз, чтобы дать возможность участникам тренинга побывать в разных ролях и предложить свои варианты решений. В ходе ролевой игры участники могут также попеременно выступать то активными исполнителями ролей, то зрителями-судьями. В заключение процедуры непременно проводится групповая дискуссия, в ходе которой совместно с ведущим обсуждается адекватность предложенных решений, а также уместность, правдоподобность, целесообразность поведения, продемонстрированного участниками.

Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге.

Ролевая игра используется в разработанной Дж. Морено технике психодрамы, которая направлена на разрешение внутренних конфликтов индивида путем проигрывания жизненных ситуаций и создания условий для осознания себя как личности, идентичной самой себе.На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определенной ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц, берущих на себя роли. Необходимость воспроизвести линию своего поведения во всех деталях и в конкретных действиях («здесь и теперь»), а также участие других членов группы облегчают нахождение выхода из проблемного тупика, возникшего в жизни протагониста.То обстоятельство, что в психодраме человек представляет себя во множестве раз-ичных ролей (мужчина идентифицируется с женщиной, молодой человек с пожилым, жена с мужем и т.п.), значительно расширяет его интерперсональный опыт, позволяет модифицировать свое отношение (установки) и самоотношение.

Ситуационный тренинг состоит в проигрывании конкретных эпизодов, в которых один из участников Т-групп (протагонист) играет самого себя, а другие выступают в заданных психологом-тренером ролях соотнесенных с определенным сюжетом. Сессия ролевой игры регистрируется на видеопленке, затем воспроизводится, и участники ее в ходе просмотра отмечают ошибки и непродуктивные действия. Затем протагонист предлагает свое новое решение, а другие участники после обсуждения инсценируют альтернативные стратегии, которые также записываются. Ситуационное ролевое проигрывание продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворительное исполнение заданного эпизода.



2018-07-06 808 Обсуждений (0)
Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика ролевых игр в психодраме, ситуационном тренинге.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)