Задержанное психическое развитие
Виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное. Коррекция, реабилитация и социальная адаптация обучающихся с нарушениями развития. Классификация психического дизонтогенеза(нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. ) Данная классификация была предложена В. В. Лебединским, в основу которой были положены классификации дизонтогенеза Г. Е. Сухаревой и Л. Каннера.
Общее психическое недоразвитие Основная статья: Олигофрения В основе недоразвития первично нарушено мышление, а уже вторично нарушаются все инструментальные функции, которые в дальнейшем ещё больше усугубляют нарушение мышления (и далее по кругу). Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии её можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную (обусловленную внешними факторами повреждения мозга: инфекции, травмы, асфиксии). Клиника-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь — лобных и теменных отделов. Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: 1) тотальность нервно-психического недоразвития и 2) его иерархичность. По степени тяжести олигофрения делится на [2]: 1. Идиотию (наиболее тяжёлая форма) — самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения [2]. 2. Имбецильность — более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Больные обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и больные идиотией, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц [2]. 3. Дебильность (наименее тяжёлая) — наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой деятельности [2]. Задержанное психическое развитие Основная статья: Задержка психического развития При задержке психического развития речь идёт лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости. В основе задержки психического развития первично нарушены инструментальные функции (память, гнозис и т. д.), а мышление нарушается вторично. Также отмечается мозаичность нарушений, в отличие от тотальности нарушений при недоразвитии. В отличие от недоразвития, задержанное психическое развитие обратимо, то есть может быть компенсировано специальным обучением. Различают четыре основных варианта задержки психического развития по Лебединской К. С., 1969: 1. Задержка психического развития конституционального происхождения (незрелость эмоциональной сферы, инфантильность облика, игровые интересы, внушаемость); 2. Задержка психического развития соматогенного происхождения (возникает в связи с гиперопекой на фоне хронической болезни); 3. Задержка психического развития психогенного происхождения (неблагоприятные условия воспитания, психогенные травмы); 4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |