Оценка конкурентоспособности транспортно-экспедиционной деятельности
Понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность организации и конкурентоспособность услуги (товара) — разные понятия. Конкурентоспособность услуги — ее свойство выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными услугами, отражающее соответствие услуги техническим параметрам (потребительские свойства), нормативным параметрам (существующим стандартам и нормам) и экономическим параметрам (цена и стоимость эксплуатации). Конкурентоспособность организации — способность осуществлять производство товаров и услуг, которые по своей стоимости (тарифу) и сочетанию других характеристик (качество обслуживания и т. п.) будут более привлекательны для клиентуры, чем товары и услуги, предлагаемые конкурентом. Сравнение понятий показывает, что две организации, предлагающие на рынке равноконкурентные по указанным показателям услуги, сами могут различаться по уровню конкурентоспособности. Для обеспечения своей конкурентоспособности организация стремится опережать конкурентов по таким параметрам, как технология производства услуг, практические навыки и квалификация персонала, уровень стратегического и текущего планирования, спектр предоставляемых услуг, контроль управления, качество систем управления и т.п. Конкурентоспособность транспортно-экспедиционной организации — способность осуществлять ТЭУ, совокупность потребительских свойств которых характеризует их отличие от услуг конкурента по степени соответствия конкретным потребностям рынка, с учетом затрат на их удовлетворение, соотношения цены и потребительских качеств услуги. С экономической точки зрения повышение конкурентоспособности транспортной и транспортно-экспедиционной организации сводится к максимальному повышению качества транспортного и экспедиционного обслуживания при минимальных расходах. Решение этой проблемы характеризуется специфическими особенностями, зависящими от вида транспорта и конкретного показателя качества транспортного и экспедиционного обслуживания. Качество транспортно-экспедиционного обслуживания является одним из наиболее важных и значимых факторов при определении конкурентоспособности организации. Его рекомендуется оценивать по трем основным параметрам: по установленным стандартам и нормативам. При отсутствии таких стандартов и нормативов в отрасли организация может разработать нормативы обслуживания для своих конкретных условий. It частности, к таким нормативам относятся сроки доставки отдельных видов грузов в зависимости от расстояний перевозки и других условий доставки, нормативы по обеспечению сохранности перевозимых грузов, погрузочно-разгрузочным операциям, смещению и обработке грузов и грузовых единиц на терминале. Основным недостатком такой оценки качества обслуживания является ее усредненность, которая для конкретного клиента может не иметь решающего значения; качественным характеристикам аналогичных услуг организаций-конкурентов. Такой подход в реальных условиях отраслевого рынка более приемлем; требованиям клиентуры (отправителей и получателей грузов). Оценка конкурентоспособности транспортно-экспедиционной организации со стороны клиентов в условиях рыночной экономики приобретает главное значение, так как в оценке перевозок и услуг клиентурой выражены все факторы, которые влияют на выбор перевозчика и экспедитора и определяют уровень его конкурентоспособности. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности. На конкурентоспособность транспортно-экспедиционной организации оказывают влияние внешние факторы и факторы, зависящие от работы организации, характеризующие качество и эффективность ее работы. Внешние факторы, отражающие условия работы организации, выражаются в соотношении спроса и предложения на перевозки и обслуживание грузов, моделью рынка, системой налогообложения, таможенными пошлинами, государственной поддержкой отрасли и т.п. В предыдущих подразделах многие из перечисленных факторов уже рассматривались. Для реальной оценки соотношения спроса и предложения необходимо его рассмотрение по каждому виду транспорта. Например, основные характеристики спроса на конкретный вид транспортно-экспедиционной услуги на автомобильном транспорте проявляются в их классификации по определенным признакам (Услуги по погрузке-разгрузке предоставляются ограниченному кругу грузовладельцев, в основном при осуществлении мелкопартионных и контейнерных перевозок, и пользуются стабильным, массовым спросом. Переход на рыночные отношения переводит их в разряд потенциально перспективных с экономической точки зрения. Услуги по транспортированию предоставляются постоянно, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотивом спроса на данный вид услуг являются производственно-экономические факторы, связанные с необходимостью перемещения грузов в пространстве и во времени, а также экономическая целесообразность транспортирования грузов именно автомобильным транспортом. Подготовительно-заключительные услуги предоставляются постоянно, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотив спроса тот же, что и при предоставлении услуг по транспортированию, так как подготовительно-заключительные услуги являются элементом технологического процесса транспортирования грузов автомобильным транспортом. Складские услуги предоставляются ограниченному кругу грузовладельцев, в основном при осуществлении мелкооптовых и контейнерных перевозок через терминалы (грузовые автостанции). Для этих видов перевозок спрос эпизодический и индивидуальный. Ограниченность предоставления данного вида услуг связана с существующей организацией автомобильных перевозок и отсутствием у автотранспортных организаций материально-технической базы для оказания этих услуг. Переход к рынку переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно в связи с аутсорсингом ведущих производственных компаний. Экспедиционные услуги предоставляются ограниченному кругу клиентов, пользуются стабильным и массовым спросом. Переход на рыночные отношения переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно. Мотивом спроса при этом будет являться возможность полного освобождения грузовладельцев от несвойственных им функций, связанных с оформлением товарно-транспортной документации, охраной и сопровождением грузов, выполнением планово-расчетных операций. Организационно-посреднические услуги предоставляются ограниченному кругу клиентов, спрос эпизодический и индивидуальный, в основном при обслуживании железнодорожных станций, морских и речных портов, при междугородных и международных перевозках. Переход к рынку переводит эти услуги в разряд предоставляемых постоянно. Мотивом спроса при этом будет являться возможность быстрой и бесперебойной доставки товара в любую точку, лизинг и аренда ТС, ПРМ и складов. Консультационно-аналитические услуги предоставляются ограниченно, пользуются стабильным и массовым спросом; в основном это услуги по выбору типа ПС, по расчету оптимального маршрута перевозок. В ближайшем будущем спрос на эти услуги будет расти. Мотив спроса — возможность определения экономически более выгодного способа доставки груза и возможность прогноза ситуации на рынке транспортных, экспедиционных, посреднических и комплексных услуг. Информационные услуги предоставляются практически всем клиентам, пользуются стабильным и массовым спросом. Мотивом является желание и производственная необходимость у грузовладельца точно знать местонахождение груза и время его прибытии в пункт назначения. По такой же схеме описывается спрос на перевозки и услуги на других видах транспорта. Как показывает практика, при оценке уровня конкурентоспособности организации в качестве оптимального значения можно принять величину резерва, т.е. превышении предложения над спросом, независимо от вида услуги в размере 20 %. Если этот показатель больше, например, по транспортным услугам, определенная часть провозных возможностей окажется невостребованной, что повлечет за собой непроизводительные расходы; если меньше — может возникнуть ситуация отказа клиенту в перевозках, т.е. потеря дохода организации. Рассмотрим основные группы факторов, которые определяют конкурентоспособность организации и зависят от его деятельности — факторы, зависящие от работы организации. Состояние организации характеризуют следующие факторы: • уровень знаний спроса на перевозки и услуги. Владение необходимой и актуальной информацией, объективным прогнозом само по себе является фактором конкурентоспособности. В той части сегмента рынка, где организация не имеет собственных возможностей информационного или структурного ресурса для своего развития, используется транспортный консалтинг; • объем и номенклатура предоставляемых услуг. В эту категорию входят номенклатура обрабатываемых грузов и вид услуг для данного груза и направлений перевозки; • научно-технический потенциал, характеризующий использование результатов научно-технических разработок. Для транспортно-экспедиционной организации это в первую очередь использование современных достижений менеджмента и маркетинга, телематики, глобальных компьютерных сетей и распределенных информационных систем; • применение прогрессивных технологий, в первую очередь логистических; • расширение номенклатуры услуг; применение новых видов ТЭО; • обеспеченность организации производственной базой для решения технологических задач; • состояние инфраструктуры транспортно-экспедиционной системы — наличие складов, терминалов, филиалов, оснащенность компьютерной техникой и средствами связи, обработки и пере дачи информации и т.п.; • состояние и квалификация трудовых ресурсов; • уровень управления (с позиций нововведений, прибыльности и ответственности); • уровень маркетинговой работы. На рис. 7.5 представлена построенная на основе многолетнего анализа деятельности транспортно-экспедиционной компании на рынке услуг кривая, отражающая зависимость спроса на услуги от маркетинговых усилий организации. Логика формирования экономического эффекта от организации деятельности компании на основе маркетингового подхода отражена на схеме, приведенной на рис. 7.6; • уровень участия в международной системе оказания ТЭУ; • прочие факторы, в том числе размер кредиторской и дебиторской задолженности организации, уровень запасов, динамика валовых доходов за последние 3 — 5 лет.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (989)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |