Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нарушения, вызванные отставанием в развитии. Социально-педагогическая работа с обучающими, имеющими стойкое недоразвитие. Социально-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна.



2018-07-06 508 Обсуждений (0)
Нарушения, вызванные отставанием в развитии. Социально-педагогическая работа с обучающими, имеющими стойкое недоразвитие. Социально-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.
развивающем обучении и медицинском сопровождении. с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезыи тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

 

 

2.В процессе обучения лиц с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику, особенности психофизического развития обучающихся, имеющих различные формы олигофрении.

Обучающимся с неосложненной формой олигофрении необходимо давать максимум дополнительной учебной информации, содержание и объём которой должны соответствовать особенностям психофизического развития данной группы обучающихся; вовлекать в коллективную работу в роли организаторов, ведущих, но при этом необходимо соблюдать принцип «ротации», чтобы обучающийся мог быть как в роли исполнителя, так и в роли руководителя; не захваливать.

У обучающихся с умственной отсталостью, у которых преобладает процесс возбуждения, необходимо формировать мотивацию к выполнению задания; чётко проговаривать цели и задачи предстоящего задания; задание делить на этапы, части; контролировать выполнение каждого этапа, части задания; формировать самоконтроль и самооценку своей деятельности, умение отчитываться за выполнение задания, за работу, выполненную в течение дня; поручения давать спокойные по характеру, ограничить двигательную активность, незапланированные контакты с другими людьми; в процессе деятельности делать частые небольшие динамические паузы, чередовать виды деятельности; соблюдать принцип постоянной занятости обучающихся, осуществлять постоянный контроль со стороны педагогов.

При работе с обучающимися с умственной отсталостью, у которых преобладает процесс торможения необходимо формировать у сверстников установку на принятие данной группы обучающихся; поручения давать интенсивного характера, связанные с общением с другими людьми; педагогу необходимо моделировать ситуации для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с третьей формой олигофрении; в учебный процесс включать постепенно, без давления; осуществлять педагогическую поддержку в ситуациях общения, формировать мотивационную основу для формирования коммуникативных навыков.

При нарушении функций анализаторных систем при умственной отсталости необходимо организовать дополнительные занятия с учителем-дефектологом для коррекции особенностей психофизического развития.

У умственно отсталых обучающихся с психопатоподобными формами поведения необходимо формировать мотивацию к выполнению задания; чётко проговаривать цели и задачи предстоящего задания; задание делить на этапы, части; контролировать выполнение каждого этапа, части задания; формировать самоконтроль и самооценку своей деятельности, умение отчитываться за выполнение задания, за работу, выполненную в течение дня; ограничить незапланированные контакты; задания давать монотонного характера или связанные с физическим трудом; проводить индивидуальные беседы; необходима медикаментозная поддержка и плановая госпитализация.

Содержание обучения лиц с умственной отсталостью должно решать не только образовательные задачи, но и задачи коррекционно-реабилитационной работы с данной группой обучающихся. Учитывая высокий уровень истощаемости центральной нервной системы, низкий уровень работоспособности, нарушения в деятельности нейродинамических процессов необходимо чередовать различные виды деятельности, организовывать работу учащихся в физиологически удобном темпе, дозировать плотность и объем учебной информации.

На содержании учебного материала необходимо давать упражнения, направленные на развитие общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, мнемической деятельности.

Упражнения на развитие долговременного словесно-логического вида памяти:

· упражнения на алгоритмизацию, установление ассоциативных связей;

· упражнения на отсроченное воспроизведение воспринятого материала, увеличение объема запоминаемого материала.

Упражнения на развитие словесно-логического вида мышления:

· упражнения на выделение существенных признаков, их число и взаимосвязь;

· упражнения на установление иерархии понятий в их последовательности и взаимосвязи;

· упражнения на подведение общего к частному и частного к общему;

· упражнения на выделение основы для обобщения и классификации;

· упражнения на сопоставление и сравнение;

· упражнения на умение преобразовать и перегруппировать материал.

3. Согласно 22 статье Федерального закона от N 442-ФЗ (ред. от ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное сопровождение семей это содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. 42 Этапы социального сопровождения. 1. Выявление семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Оценка потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 3. Составление программы социального сопровождения семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Реализация плана мероприятий социального сопровождения семьи 5. Отслеживание динамики изменений в семье. 6. Подведение итогов реализации программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 43 Инновационные технологии социального сопровождения семей имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Домашнее визитирование семей. Семьям, предлагаются следующие виды социального обслуживания: оказание квалифицированной психолого- 42 Федеральный закон от N 442-ФЗ (ред. от ) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 43 Марычева Т.А. Программа сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ



2018-07-06 508 Обсуждений (0)
Нарушения, вызванные отставанием в развитии. Социально-педагогическая работа с обучающими, имеющими стойкое недоразвитие. Социально-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нарушения, вызванные отставанием в развитии. Социально-педагогическая работа с обучающими, имеющими стойкое недоразвитие. Социально-педагогическая помощь детям с синдромом Дауна.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)