Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 7 Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ.



2018-07-06 1653 Обсуждений (0)
Вопрос 7 Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок




При исследовании психического развития ребенка научная психология исходит из нескольких основных принципов.

Во-первых, изучение психического развития детей должно быть объективным, т.е. раскрывающим это развитие в его собственных закономерностях. Это важно подчеркнуть потому, что на ранних этапах своей истории детская психология истолковывала душевную жизнь детей по аналогии с душевной жизнью взрослых, детям приписывались несвойственные им переживания и мысли.

Во-вторых, нужно дать не только правильное описание процесса развития ребенка, но и верное теоретическое объяснение его, показывающее причинно-следственную связь и зависимость разных форм развивающейся психики детей. За описанием хода развития должно следовать выяснение его причин, лежащих как в условиях жизни и воспитания ребенка, так и во всей предшествующей истории развития детской психики. Принцип причинности требует изучения, по возможности, всех условий, определяющих возникновение новых качеств личности ребенка, его сознания. Только знание причин развития детей позволяет практически направлять это развитие, педагогически правильно воздействовать на него.

В-третьих, раскрытие причин психического развития возможно лишь на основе тщательного прослеживания процесса формирования психики детей при активном, специально организованном руководстве этим процессом со стороны психологов и педагогов.

Таким образом, на основе научного опыта в российской детской психологии сложились три основных принципа изучения психического развития ребенка: 1)принцип объективного подхода к психике ребенка; 2)принцип причинного объяснения хода развития; 3)принцип изучения психики в процессе ее целенаправленного формирования.

Изучение развития ребенка проходит в двух основных формах: 1)в форме «продольного исследования» и 2)в форме исследований посредством «поперечных срезов».

При так называемом продольном исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на определенном отрезке их жизни. Задача состоит в том, чтобы выяснить изменения, происходящие в психике ребенка при переходе от одной стадии развития к другой. К таким исследованиям относятся, например, систематические наблюдения за ходом развития детей, проводившиеся под руководством Н. М. Щелованова и И. Л. Фигурина [200]. На основе ежедневных наблюдений, в которых тщательно и точно фиксировалось поведение каждого ребенка, удалось подробно описать развитие детей первого года жизни.

В других исследованиях предметом изучения является не все поведение ребенка в целом, а отдельные его стороны. Так, в работе А. Н. Гвоздева [32] обобщены повседневные наблюдения за развитием речи собственного сына в течение восьми лет с точной фиксацией ее фонетических, грамматических и синтаксических изменений.

К исследованиям такого рода приближаются все регулярно ведущиеся дневники развития ребенка. Однако подобные дневники при всех своих положительных сторонах обладают и существенным недостатком — они, как правило, не всегда систематизированы, недостаточно целеустремленны и объективны.

К продольным исследованиям относятся также и некоторые экспериментальные работы, в которых эксперимент систематически проводился на одних и тех же детях в течение определенного времени. Например, в исследованиях Н.И. Касаткина, Ц. П. Немановой и др. при установлении наиболее ранних сроков появления временных связей опыты начинали проводить с детьми, имеющими всего несколько дней после рождения, и ежедневно продолжали их до того момента, пока у детей не образовывались соответствующие условные связи. Таким образом, при продольном исследовании один и тот же ребенок или одна и та же группа детей изучаются на протяжении более или менее длительного периода их развития. Как правило, такие исследования требуют времени и очень трудоемки. Этот недостаток продольных исследований, а также невозможность охватить ими достаточно большую группу детей при выяснении их типичных возрастных особенностей устраняются в работах другого рода, которые могут быть названы исследованиями поперечных срезов. В этом случае исследование ведется на отдельных и различных по возрасту группах детей. Например, при выяснении особенностей развития детской игры исследователь проводит одновременно наблюдения над играми детей 3-, 4- и 5-летнего возраста и, сравнивая полученные данные, устанавливает общую закономерность развития детских игр.

По принципу «срезов» построено известное в психологии экспериментальное исследование А. Н. Леонтьева по развитию памяти [114]. В этом исследовании прежде всего устанавливались особенности памяти определенного количества детей каждой возрастной группы от 4 до 16 лет («возрастные срезы»). Эти данные служили основанием для определения общей картины развития памяти в детском возрасте.

При такой организации исследования существенное значение имеет выбор самих возрастных групп: можно брать группы, отличающиеся в возрасте на полгода, на год, на два-три года и т.д. Естественно, что чем меньше этот временной промежуток, тем больше возможностей определить все существенные переломы в развитии изучаемых психических процессов. Выбор возрастных групп зависит как от характера исследуемого процесса, так и от общей продолжительности изучаемого периода. Обычно при таком выборе руководствуются следующим правилом: чем выше темп развития исследуемого процесса, тем меньшими должны быть временные промежутки между отдельными «срезами».

Несмотря на свою экономность, исследование по «срезам» также имеет ряд недостатков, основным из которых является трудность изучения поворотных пунктов в развитии процесса. Поэтому наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых «поворотных» пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование.



2018-07-06 1653 Обсуждений (0)
Вопрос 7 Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 7 Общие принципы и пути изучения психического развития детей с ОВЗ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)