Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ: Тезисы. Конспекты



2018-07-06 788 Обсуждений (0)
II. ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ: Тезисы. Конспекты 0.00 из 5.00 0 оценок




Зачетная работа по дисциплине «Культура речи».

I. Ортология

 

1. Расставьте ударения в словах, укажите особенности их произношения: свекла, балованный, безудержный, включим, нефтепровод, нет договора, завсегдатай, запломбировать, истекший, каучук, брюнет, копеечный, опека, не балуйся, валовой, вручат, мусоропровод, жалюзи, закупоривать, запломбированный, исчерпать (доводы), обеспечение, порядочный, фанера.

 

2.Определите: [э] или [о] произносится в следующих словах на месте буквы Е. В случае затруднений воспользуйтесь орфоэпическим словарем.

Афера, береста, безнадежный, белесый, бесшерстный, блеклый, бытие, гренадер, двоеженец, двоеженство, желчь, зацветший, захребетник, зев, иноплеменный, искрометный, маневр, местоименный, нареченный, недоуменный, никчемный, новорожденный, одновременно, одноименный, опека, оседлый, осетр, острие, осужденный, перекрестный, подоплека, приведший, свекла, хребет.

3. Вставьте пропущенные гласные.

Пл...тишь, упл...чено, запл...чено, недопл...тит, перепл...ченный, припл...ченный, од...лживать, присв...ивать, зад...бривать, приур...чивать, обезб...ливать, обезб...ливающее, обусл...вливать, узак...нивать, запод...зривать, сосредот...чивать, рассредот...чивать, уполном...чивать, усл...вливаться.

4. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Музыкант ___________ чехол на гитару.

2. На мебель были ___________ чехлы.

3. Девочка ___________ куклу.

4. Слесарь ___________ хомут на трубу.

5. Муж жену ___________, как принцессу.

6. Космонавт ___________ скафандр.

7. Сегодня холодно, ___________ шарф!

8. Больной гриппом должен ___________ повязку из марли.

5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа и поставьте ударение: договор, шофер, порт, торт, бухгалтер.

6. Вставьте пропущенные буквы: громадн… цунами, зелен… авеню, нов… аэрозоль, стеклянн… кафе-бар, старин… музей-усадьба, свеж… салями, нов… шампунь, старинн… танго, желт… такси, красив… тюль, разведенн… какао.

Сформулируйте правило, как определить род сложных слов (диван-кровать и т. п.).

7. Образуйте простую сравнительную степень, поставьте ударение: красивый, звонкий, сладкий, бойкий, хлесткий.

8. Раскройте скобки, выбрав нужную форму местоимения:

1. Собака подбежала к (нему, ему).

2. Благодаря (него, его) советам мы не заблудились.

3. Моя мама моложе (нее, ее).

4. Подруга попросила Машу принести (ей, себе) пирожное.

5. Из философии и риторики (кое-что, что-то, что-нибудь) еще помню.

6. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.

7. Больной попросил сестру налить (себе, ему) воды.

9. Запишите числительные словами:

· К 345 прибавить 157. От 964 отнять 89. 10 сложить с 798. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос).

· Соедините числительные два и двое с приведенными ниже существительными: студент, окно, сестра, козленок, сани, сапог, девочка, дежурный.

10. Образуйте повелительное наклонение ед. ч.: напоить, махать, ехать, не ехать, лечь.

11. Исправьте синтаксические ошибки. Объясните их причину:

· Стоя на платформе, быстро подошел поезд.

· Перед солдатами выступил командующий дивизии.

· Мэр распределяет и управляет имуществом города.

· Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.

· Там был заведующий кафедры философии.

· Известная сосудистый хирург Антонина Зверева завершил операцию.

 

12. Найдите лексические ошибки, определите их вид. Отредактируйте предложения.

1. На мебель были одеты чехлы.

2. Есть возможность опасных осложнений.

3. Президент поднял тост за мир.

4. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний.

5. Большое место в Заявлении было уделено вопросу надежности АЭС.

6. Молодой депутат быстро сумел сыскать доверие избирателей.

7. Встретимся в районе 17 часов.

8. Первое боевое крещение мы прошли во время производственной практики.

9. Движение на дорогах было прервано благодаря снежным заносам.

 

13. Выясните с помощью словарей значение, стилистическую окраску и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.

Ариаднина нить, играть первую скрипку, дело табак, сжечь свои корабли, шито белыми нитками, не всякое лыко в строку, ходить козырем, слава Герострата, ничтоже сумняшеся, семь пятниц на неделе, умыть руки, камень преткновения, Тришкин кафтан, притча во языцех, избиение младенцев, мотать на ус, последний из могикан, медвежий угол, прометеев огонь, Сизифов труд, танталовы муки, Аннибалова клятва.

II. ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ: Тезисы. Конспекты

Задание 1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Сформулируйте тезисы глагольного типа.

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать, а во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: надо говорить «вада», а не «вода», «класть» и «положить», а не «ложить» и «покласть» и т.д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность – лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь полное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – и малоупотребительны в бытовых ситуациях общения. Например, в бытовой речи неуместны слова «идентичный» вместо «одинаковый»; «таковой» вместо «этот», «такой»; «нежели» вместо «чем»; «ибо» вместо «потому что».

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре (Л. Крысин).



2018-07-06 788 Обсуждений (0)
II. ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ: Тезисы. Конспекты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. ВТОРИЧНЫЕ ТЕКСТЫ: Тезисы. Конспекты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)