Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая эмоциональная реакция на факт обследования.



2018-07-06 542 Обсуждений (0)
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Умственно полноценные дети обнаруживают во время обследования известную стеснительность и настороженность.

Безразличное отношение к факту обсле­дования, а иногда и фамильярное отношение к членам комиссии чаще всего встречается у умственно отсталых детей.

Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию (чрезмерная необоснованная весе­лость). Подобное поведение может быть сим­птомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания со стороны пси­хиатра.

 

Во всех случаях необходимо позаботиться о создании спокойной обстановки. Обследующие ребенка члены ПМПК должны беседовать с ним в доброжелательном, ровном тоне, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уве­ренно. Начинать надо с заданий легких, кото­рые заведомо посильны ребенку. Только после того, как он сумел выполнить задание, можно начать предлагать задания более сложные, со­ответствующие его возрасту. Это условие же­лательно соблюдать в процессе всего обследо­вания. Как только ребенок не может решить поставленную задачу и начинает переживать, волноваться, должна быть предложена более легкая задача, после чего следует вновь воз­вратиться к нерешенной. Необходимо поощ­рять ребенка в процессе работы.

Важным методическим принципом пси­холого-педагогического обследования явля­ется чередование заданий вербального и невербального характера: дети меньше ус­тают при такой методике работы. При этом целесообразно придать всему процессу об­следования игровой характер, а задания подбирать такие, которые вызывают инте­рес и желание заниматься.


Часть II

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Для психолого-педагогического обследова­ния детей мы рекомендуем примерный пере­чень материалов, которые могут быть исполь­зованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспери­ментально-психологические методики и тес­товый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таб­лицах в приложении, а также игровой мате­риал применяются дефектологом в психоло­го-педагогическом обследовании.

 

Примерный перечень материалов для исследования:

Для исследования внимания.

1. Бланки «Корректурных проб» (мето­дики Бурдона, Пьерона-Рузера, кодирование Векслера).

2. Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыба­кова).

3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (методика Ры­бакова).

4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произволь­но расположенными цифрами от 1 до 25).

5. Таблицы, на которых изображены пред­меты с недостающими деталями (из методи­ки Векслера).

6. Бланки к методике «Счет по Крепелину».

7. Бланки к методике Мюнстерберга.

8. Материалы из данного пособия (Приложения).

Для исследования восприятия.

1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой - фигуры Поппельрейтора).

2. «Почтовый ящик» (коробка форм).

3. Доски Сегена разных вариантов слож­ности.

4. Кубики Кооса.

5. Таблицы с изображением предметов, ко­торые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).

6. Набор предметных картинок, разрезан­ных на 2 - 3 - 4 части.

7. Картинки для определения правой, ле­вой стороны, понятия «верх», «низ», «посе­редине».

8. Методика «Эталоны».

9. Методика «Прогрессивные матрицы Равена».

10. Материал из данного пособия (Прило­жения).

 

Для исследования мышления.

1. Таблица с изображениями предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).

2. Таблицы с заданиями на исключение по­нятия, не подходящего остальным.

3. Таблицы с логическими задачами и по­иском закономерностей.

4. Бланки к методике «Выделение суще­ственных признаков».

5. Бланки к методикам «Простые анало­гии», «Сложные аналогии».

6. Таблицы с пословицами и поговорками.

7. Сюжетные картинки для сравнения, таб­лицы с заданием на сравнение слов-понятий.

8. Набор сюжетных картинок разной сте­пени сложности (простые, со скрытым смыс­лом, нелепым содержанием, серия с изобра­жением последовательности событий).

9. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфлик­тным содержанием).

10. Набор карточек с изображением пред­метов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

11. Таблицы с загадками.

12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов - подбор слов, противоположных по смыслу).

13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А. Я. Ивановой).

14. Таблицы с заданиями на «схематиза­цию» (методика Венгера).

15. Материалы из данного пособия (При­ложения).

Для исследования памяти.

1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны раз­ные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).

2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.

3. Картинки для опосредованного запоми­нания слов с изображением предметов (ме­тодика А. Н. Леонтьева).

4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

5. Бланки с текстами для воспроизведения.

6. Материалы из данного пособия (Прило­жения).

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности.

1. Таблицы с набором задач к методике ис­следования уровня притязаний.

2. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3. Таблицы с вариантами заданий для ис­следования волевых усилий.

4. Наборы сюжетных картин с изображе­нием различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).

5. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустра­ции» Розенцвейга).

6. Бланки с методикой незаконченных предложений.

7. Таблицы к методике Рене-Жиля.

8. Серия картин (из методики ТАТ) для исследования личности, интересов, внутрен­них переживаний и т. д.

9. Рисунки со стимульным материалом из теста Роршаха.

10. Материалы из данного пособия (При­ложения).

 

 


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА

К обследованию с помощью игрового ма­териала (игрушек) надо обращаться в сле­дующих случаях: ребенок дошкольного воз­раста; отсутствует возможность установить контакт другими средствами; имеет место тяжелая степень умственной отсталости; отмечаются нарушения речи, слуховой функции или каких-нибудь других анали­заторов.

Используют специально подобранные иг­рушки. Среди них - пирамида, матрешки, разноцветные палочки и брусочки, «почто­вый ящик». Предъявление игрушек сопро­вождается соответствующей инструкцией. В процессе наблюдения за игровой деятель­ностью ребенка обследующие лица имеют возможность составить представление об осо­бенностях его психики и моторики.

Давая анализ результатов работы по каж­дому заданию, мы приводим описание воз­можного выполнения его детьми с нормаль­ным умственным развитием, с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью (дебильностью). Необходимо от­метить, что при указании возраста на момент выполнения ребенком того или иного зада­ния, мы исходим из показателей наиболее ти­пичных для детей, с которыми не проводи­лось специальное обучение. Эти возрастные показатели получены нами в работе с боль­шой популяцией детей. Безусловно, возмож­ны индивидуальные варианты выполнения заданий в сторону более раннего возраста, но эти отклонения не столь велики и в каждом конкретном случае результаты должны оце­ниваться в пользу ребенка.

Рассмотрим, что и как исследуется с по­мощью конкретного игрового материала.

Составление пирамиды из колец

Оборудование. Пирамида из 4 - 5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6 - 8 колец меньшего размера - дети старше 5 лет.

Цели исследования. Исследуют координа­цию движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности пред­ставлений о величине, цвете; умение сравни­вать с учетом указанных признаков; адекват­ность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затемдают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состоя­ние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают по­мощь, предлагая найти самое большое коль­цо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овла­дения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступа­ют к работе.

До 3-х лет допустим сбор пира­миды без учета величины. Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец.

С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по вели­чине и затем поочередно нанизывают их на стержень.

К 5-и годам дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной ин­струкции или указания типа: «Посмотри, ка­кое колечко больше? Надень самое большое кольцо».

Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоя­тельно не справляются с заданием. Из-за не­сформированности произвольной деятельно­сти, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают ве­личину колец. Однако в отличие от умствен­но отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Умственно отсталые дети[1] 3 - 4 лет дают реакцию радости на яркую пирамидку, но это не интерес к заданию. Понимание цели зада­ния в этом возрасте не наблюдается. Чем тя­желее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и не­адекватные действия с кольцами (разбрасы­вают, стучат ими по столу и т. п.).

После 4-х лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизы­ванию колец на стержень. В ходе работы те­ряют инструкцию. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффек­тивна. Требуется показ, а в более тяжелых случаях - совместное выполнение. Перенос на аналогичные задания вызывает те же трудности.

Как правило, у умственно отста­лых детей в возрасте 3 - 5 лет наблюдается нескоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они берут кольцо не двумя - тремя пальца­ми, а захватывают всей кистью. С трудом попадают отверстием кольца на стержень пи­рамиды. Помощь малоэффективна.

 

Составление и выкладывание матрешек

Оборудование. Матрешка 2 - 4 - 5-и со­ставная предлагают детям до 5-и лет. Матрешка 6 - 8-и составная - детям с 5-и лет.

Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины иг­рушки, может ли собирать матрешки на ос­нове зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

Процедура проведения. Детям показыва­ют большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследую­щий не дойдет до самой маленькой матреш­ки. После этого дается инструкция: «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

Анализ результатов. При работе с мат­решкой у детей обнаруживаются те же осо­бенности, что и при работе с пирамидой.

Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

Цели исследования. Исследуют особенно­сти деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); пространственную ориентацию; работоспособ­ность; интерес к выполнению задания; от­ношение к своим успехам и неудачам.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем по­рядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предла­гаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 4 - 5 годам выполня­ют это задание. Они умеют пользоваться об­разцом, сопоставлять с ним свою работу, нахо­дить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным.

Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентиров­ки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отста­лых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои не­удачи.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организаци­онной помощи (мимикой недовольства, сло­вами «Внимательнее» и т. д.).

Умственно отсталые дети и в 5 - 6 лет испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к рабо­те без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося своих действий с заданным образцом. Дей­ствия детей носят стереотипный характер, это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, ис­пользуют этот же принцип чередования бру­сочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если по­каз (демонстрация) сочетается с практичес­кими действиями самого ребенка. Третье задание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократ­ного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со сто­роны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

 

 

Заполнение различными объемными геометрическими телами «Почтового ящика»

Оборудование. «Почтовый ящик» неболь­шого размера (20x15 см). Это может быть деревянная или пластмассовая коробочка. В крышке сделаны прорези, соответствую­щие по форме основаниям различных объем­ных геометрических тел.

Цели исследования. Выявляется сформи­рованность восприятия формы, умение вы­делять плоскостную форму из объемной и сравнивать ее с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве; способы выполнения заданий (наугад, путем примеривания, зрительного соотнесения); умение использовать помощь (устные пояснения, показ, совместное выпол­нение); волевые усилия при достижении цели; наличие и стойкость интереса к зада­нию; ведущую руку; ловкость и точность тон­ких движений рук; заинтересованность в правильном выполнении задания.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами. Затем их вынимают. Экспериментатор берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответ­ствующую по форме прорезь и опускает в нее 10 фигуру. Жестом предлагает продолжить ра­боту. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигуры в коробку». Начинать показ советуем с самых простых фигур (ци­линдр с основанием круг, призма с основа­нием треугольник и т. д.).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старше 4-х лет дей­ствуют путем примеривания, то есть прикла­дывают фигуру к прорези. Только некоторые дети этого возраста задерживаются на ста­дии проб. Это выражается в попытках про­толкнуть в прорезь первую попавшуюся фи­гуру без учета ее формы.

Дети старше 5-и лет уже пользуются зрительным соотнесе­нием. Наряду с этим сохраняется и приме­ривание. Важно учесть степень улучшения работы под влиянием оказываемой помощи (совместные действия, устные разъяснения и т. д.).

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию и начинают выполнять его без дополнительных побуж­дений. К 6-и годам они способны действовать на основе зрительного соотнесения, но для многих нужна организационная помощь (из-за поспешности, невнимательности).

Умственно отсталые дети 5 - 6-летнего воз­раста силой заталкивают фигуры в неподхо­дящие прорези (отверстия). Порой задание подменяется манипулированием самими фигурками. Даже в возрасте 7 - 8 лет многие из детей действуют путем проб. Только у неко­торых появляется примеривание. Выполнение задания на основе зрительного соотнесения чаще всего в этом возрасте им недоступно.

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ

При психолого-педагогическом обследова­нии детей широко используются таблицы, ко­торые составляют приложение к данной ра­боте.

Содержание таблиц включает либо толь­ко рисунки, либо рисунки в сопровождении текстов, либо только тексты. В одних случа­ях предполагается устное выполнение задания, в других - письменное.

Следует иметь в виду, что все таблицы должны быть вырезаны и наклеены на кар­тон, некоторые надо разрезать по пунктирным линиям. Есть таблицы, которые нужда­ются в копировании.

Необходимо указать, что главным прин­ципом построения приложения и, соответ­ственно, описательной части пособия явля­ется группировка материала (заданий) сучетом их основной направленности на ис­следование того или иного психического процесса (восприятия, мышления, памяти и т. д.) либо школьных знаний.

Важно знать цель исследования и с уче­том этого отбирать таблицы. В одних случа­ях бывает достаточно предъявить четыре - пять таблиц. В других случаях число таких таблиц увеличивается. Используются толь­ко те, которые в наибольшей мере могут по­мочь установить причины трудностей в обу­чении и характер имеющихся отклонений в развитии ребенка. Нужные таблицы отбира­ют заранее, во время составления предварительного плана обследования. Такой план разрабатывают на основе анализа соответ­ствующей документации (анамнеза, характе­ристики, тетрадей и т. д.).

Ниже приводим указания относительно порядка работы с каждой из входящих в при­ложение таблиц.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Олигофренопсихология накопила большой материал, раскрывающий особенности вос­приятия умственно отсталых детей. У этих детей имеют место замедленность темпа, малая дифференцированность, недостаточная активность и целенаправленность восприятия. Именно эти проявления создают допол­нительные трудности в обучении. Важно сво­евременно установить способность ребенка воспринимать такие признаки объектов, как цвет, форма, величина, расположение в про­странстве.

 

 

Восприятие цвета

 

Таблица 1 - 2

Цели исследования. Определить способ­ность соотносить и дифференцировать цве­та, знание названий основных цветов.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и по­кажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым, черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок».

Затем предлагают таблицу 2. Ребенка про­сят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями.

Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудно­сти возникают при определении названия цвета.

У умственно отсталых детей цветоразли­чение формируется значительно позже. Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

 

 

Восприятие формы, величины (размера), цвета

Таблица 3

Цели исследования. Выявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур.

Важно установить, как влияет на выпол­нение задания опыт, приобретенный ребен­ком при работе с таблицей 1. В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажет­ся достаточной: краткая устная инструкция, инструкция-разъяснение и т. д.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображе­нием детей, а рядом - верхнюю часть таб­лицы, на которой изображены разные поло­тенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». От­вет ребенка говорит о его способности или не­способности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке на­рисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показыва­ет) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и назы­вать геометрические фигуры.

Анализ результатов. Обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным разви­тием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометричес­кие фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием выполняют это задание. К 5 годам они без труда соотносят предме­ты сходной формы, различают геометричес­кие фигуры (круг, квадрат, треугольник). Название фигур знают не все дети. В про­цессе работы некоторым детям требует организующая помощь.

Умственно отсталые дети начинают соот­носить сходные по форме фигуры значительно позже. Даже в период школьного обуче­ния они путают их названия и затрудняются при необходимости различать похожие по форме предметы.

 

Таблица 4

Цели исследования. Выявить сформирован­ность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький», «одинаковый»; умение сравни­вать одинаковые по форме и разные по вели­чине зрительно воспринимаемые объекты; ка­чество внимания в процессе деятельности.

Процедура проведения. На таблице изоб­ражено несколько пар одних и тех же пред­метов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д.).

Ребенку дают задание типа: «Покажи ма­ленькую собаку», «Покажи большую морков­ку». Затем предлагают такие, например, воп­росы: «Какая это груша?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы оди­наковые по величине».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием различают предме­ты по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам.

Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности, нуж­даются в помощи.

Умственно отсталые дети лишь при спе­циальном обучении усваивают признак вели­чины к 5 - 6 годам.

Трудным для всех детей является выде­ление и словесное обозначение «одинаковых» по величине предметов.

 

Таблица 5

Цели исследования. Те же.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут левую часть таблицы с изображением четырех предметов и просят положить рядом соответствующие предметы, одинаковые по величине. Задание можно усложнить, дать не только большие предметы, показать маленкий гриб, большой дом. Предварительно представленные изображения из правой части таблицы вырезают и наклеивают на картон.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес и выполняют это задание к 4 - 5 годам.

Дети с задержкой психического развития в таком возрасте допускают ошибки, ориентируясь на изображение предмета и не учитывая признак величины.

Умственно отсталые дети указанного возраста не понимают цели задания.

 

Таблица 6

Цели исследования. Выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы.

Процедура проведения. На таблице 6 изоб­ражены фигуры разного цвета и контуры этих фигур такого же цвета. Перед обследо­ванием цветные фигуры вырезают и накле­ивают на картон.

Ребенку предлагают разложить эти фигу­ры в соответствии с цветом контура. Инструкция: «Положи фигуры на свое место». За­тем ребенка просят показать синий квадрат, желтый полукруг, красный овал и т. д.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием способны к 5 - 6 годам соотносить воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма).

Дети с задержкой психического развития в таком возрасте испытывают трудности при сопоставлении по двум признакам, они нуж­даются в организующей помощи.

Умственно отсталые дети даже к 7 - 8 годам ориентируются лишь на один признак.

 

 

Восприятие пространственных отношений

 

Таблица 7

Задание 1.

Цели исследования. Исследовать умение различать правую - левую стороны в изобра­жении на картине, у собеседника и т. п.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать, в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу де­вочка надевает сапог и т. д.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и при оказании помощи в виде на­водящих вопросов или показа способа опре­деления стороны напротив находящихся объектов к 6 - 7 годам выполняют подобные задания.

Дети с задержкой психического развития в 6 - 7 лет понимают задание, определяют стороны у себя, но при показе сторон на кар­тинке испытывают трудности. При оказании помощи могут справиться с предложенным заданием.

Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении сто­роны у себя даже в 7 - 8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте, как правило, не могут даже при оказании по­мощи.

Задание 2.

Цели исследования. Выявить уровень раз­вития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зритель­ного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь, обращая вни­мание на образец (см. табл. 7 внизу).

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют выражен­ный интерес и к 5 годам проводят зритель­ный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без труда воспроизводят по памяти.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна орга­низующая помощь, так как навык самоконтро­ля к 5 годам еще не сформирован.

Умственно отсталые дети в 5 лет по об­разцу и по памяти задание не выполняют. Они играют палочками. Необходимо совмес­тное поэтапное выполнение.

 

Таблица 8

Цели исследования. Выявить сформирован­ность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в простран­стве; умение дифференцировать понятия пра­вое - левое, верх - низ и т. п.

Процедура проведения. На таблице изобра­жено пять разных предметов. Порядок их рас­положения таков: вверху слева, вверху спра­ва, посередине, внизу слева, внизу справа.

Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?». Могут быть заданы и более сложные вопросы: «Что нарисовано вверху слева?», «Что изображено внизу справа?».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием к 6 - 7 годам способ­ны понять задание и выполнить его. В тех случаях, когда имеет место несформиванность восприятия пространственных отноше­ний, дети допускают ошибки при работе с данной таблицей.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, но при выполнении его часто дают ошибочные ответы. Это может быть вызвано несформированностью воспри­ятия пространственных отношений в указан­ном возрасте, а также недостаточной сосредоточенностью в процессе работы.

У умственно отсталых детей формиро­вание пространственных отношений, как правило, идет с большим трудом, и эта таб­лица оказывается посильной лишь к 8 - 10 годам. Отмечаются трудности понимания инструкции.

С целью установления понимания пред­логов, слов, обозначающих пространствен­ное взаиморасположение объектов, можно использовать вырезанные из таблицы 5 кар­тинки с изображением разных по величине предметов и попросить ребенка положить сначала большой дом, затем слева от него маленький гриб, под большим домом поло­жить большую машину, справа от дома ма­ленькое дерево и т. п.

Как правило, дети с нормальным умствен­ным развитием выполняют все эти задания к 6 - 7 годам.

Дети с задержкой психического развития нуждаются в организующей помощи.

Умственно отсталым детям в этом возрасте за­дание непосильно.

Таблицы 9, 10, 11

Цели исследования. Выявить целенаправ­ленность деятельности; комбинаторные способности ребенка (умение оперировать обра­зами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов); волевые усилия; стойкость интереса.

Процедура проведения. Перед началом об­следования каждое из изображений должно быть разрезано на части по намеченным ли­ниям: табл. 9 - на две части по горизонталь­ной линии, табл.10 - на четыре части по гори­зонтальной и вертикальной линиям, табл.11 - на три части по вертикальным линиям (лео­пард) и на четыре по диагональным линиям (дом).

Сначала каждая из картинок предъявляет­ся в сложенном виде, потом ребенка просят закрыть глаза и разъединяют картинку, затем ребенок должен вновь ее составить. Таблицы предъявляются поочередно.

Анализ результатов. Нарушения про­странственных представлений могут наблюдаться у умственно отсталых и интеллекту­ально полноценных детей. Однако у умственно отсталых они выражены в большей степени. Оказываемая им помощь (показ способа скла­дывания, повторное совместное выполнение задания) дает сравнительно меньший эффект.

В тех случаях, когда нет нарушений про­странственного восприятия, дети с нормальным умственным развитием выполняют таб­лицы 9 - 10 в 3,5 - 4 года, таблицу 11 к 4,5 - 5 годам.

Дети с задержкой психического развития выполняют таблицы 10 - 11 к 5 - 6 годам. Картинка, разрезанная по диагоналям, вы­полняется при оказании помощи.

Умственно отсталые дети в этом возрас­те, как правило, не пытаются получить целое изображение. Они произвольно прикладыва­ют части одну к другой. Картинку, разрезан­ную по диагоналям, не могут собрать даже при оказании помощи. Наиболее специфич­ным оказывается складывание картинки с изображением животного, разрезанной на три части по вертикалям. Часты случаи, ког­да дети соединяют первую и третью части. Однако на вопрос: «А эту часть куда поло­жить?» дети с нормальным интеллектом сра­зу же разъединяют первую и третью части и кладут ее на искомое место. Дети умственно отсталые производят беспорядочные действия,кладут вторую часть перед первой, или третьей, сверху, снизу первой и третьей части. Им необходима помощь в виде показа.

 

Таблицы 12, 13, 14

Цели исследования. Выявить наглядно-об­разныепредставления детей; способность целостного восприятия знакомых объектов; зрительно-двигательную координацию; графические навыки.

Процедура проведения. На таблицах 12, 13 изображены геометрические фигуры (треугольники и круги) с неполными контурами. Подчеркивается, что все треугольники оди­наковы по величине, затем предлагаются за­даниятипа: «Дополни до треугольника», «До­полни до круга».

В таблице 14 изображены незаконченные фигуры двух предметных изображений (бабочки и жука). Детям дается задание дори­совать эти предметы («Дорисуй жука» и т. д.). В основу предлагаемых детям заданий положена методика Т. Н. Головиной, апробированная ею при работе с большим количе­ствомнормальных и умственно отсталых детей.

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием старшего дошкольно­го возраста выполняют задания таблиц 12, без особого труда. Они понимают инструк­ции, с интересом принимаются за работу.

Дети с задержкой психического развития к 7 годам выполняют эти задания.

Умственно отсталые дети справляются с этимизаданиями в значительно более позднем возрасте; наибольшие трудности воз­никают у них при необходимости дополнить (дорисовать) круг.

Большинство учащихся классов специальной (коррекционной) школы VIII вида выполняют это задание не­удовлетворительно. Они замыкают контур, не производя при этом необходимых кругообра­зующих движений, поэтому площадь дори­сованной ими фигуры оказывается, как пра­вило уменьшенной. При дополнении контура треугольника многие умственно отсталые учащиеся II классов изменяют его площадь форму, причем имеют место случаи рас­пространенного принципа дополнения трех верхних треугольников на нижний ряд по­добных фигур. Дети забывают, что все эти треугольники одного размера.

В таблице 14 учащиеся I класса массовой школы (с нормальным умственным развитием) понимают принцип работы и поэтому с ней справляются: некоторые из них допус­кают при дорисовывании асимметрию.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, однако многим нужна организующая и разъяснительная помощь.

Умственно отсталые дети этого возраста испытывают большие трудности при необходимости понять принцип работы. В результа­те они допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению.

Допускают ошибки или не выполняют за­дания даже многие ученики III - V классов специальной (коррекционной) школы. У них отмечается асимметричное дорисовывание заданных предметов, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы. Помощь оказывается малоэффек­тивной.

Необходимо учитывать эти особенности, так как от них в определенной мере зависят дальнейшие успехи в процессе обучения и выполнения трудовой деятельности.

 

Таблица 15

Цели исследования. Выявить сформиро­ванность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать за­дания в умственном плане.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут



2018-07-06 542 Обсуждений (0)
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая эмоциональная реакция на факт обследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)