Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ведем читательский дневник



2018-07-06 660 Обсуждений (0)
Ведем читательский дневник 0.00 из 5.00 0 оценок




Из книги Т.В.Воронцовой

«Авторский курс подготовки к ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА»

Что такое знать текст?

Знание текста произведения – понятие достаточно специфическое. Книги из списка кодификатора мы читали, в школе проходили, но спроси нас о конкретных деталях, и большинство затруднится с ответом.

Текст состоит из деталей – статических (описания) и динамических (события). Динамические детали мы часто помним. Например, пушкинский Онегин жил в Петербурге, потом отправился к дяде в деревню. На этом первая глава «Евгения Онегина» закончилась. Герой приехал в деревню, когда дядя уже умер, познакомился с Ленским и испортил отношения с другими соседями – вот и вторая глава завершилась. Однажды герой направился в гости к невесте Ленского и там встретил её старшую сестру – и вот уже конец третьей главы близок… Другими словами, историю движут конкретные динамические события, хотя порой их бывает не так много, как нам поначалу кажется.

Со статическими деталями сложнее. Рассмотрим пример из того же произведения А.С.Пушкина. Возвращаясь от Лариных, Онегин вдруг заводит речь о Татьяне: «Неужто ты влюблён в меньшую?». Наивный Ленский спрашивает: «А что?». И Онегин проговаривается: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Эта фраза чётко показывает, что он сразу заметил девушку – в отличие от самой Татьяны, которая вначале на гостя не обратила никакого внимания, а влюбилась в него позже, погрузившись в саму мечту о любви. Деталь меняет наш взгляд на отношения героев.

Итак, знание текста – это и умение пересказать его в подробностях, и уметь удивить «штучками», нюансами, чем-то оригинальным и характерным, дающим нам понимание картины в целом. Так, Н.В.Гоголь описывает кабинет Плюшкина и среди перечня мусора, которымзабита комната, упоминает зубочистку, совершенно пожелтевшую, «которую хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов». События происходят в конце 1930-х годов. Получается, что у Плюшкина хранится зубочистка, возраст которой минимум 25 лет. Это о многом говорит.

Кроме того, знание текста предполагает знание его структуры. Сколько глав в «Евгении Онегине»? Сколько частей в «Обломове»? Какие эпиграфы в «Капитанской дочке»?...

Ниже представлены две цитаты из эссэ В.В.Набокова, которое называется «О хороших читателях и хороших писателях».

Первая цитата: «Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, - это перечитыватель». Не думайте, что текст вам откроется сразу. Особенности текста обнаруживаются постепенно. В Хорошем классическом текст всегда есть сюрприз, а мы с вами изучаем хорошие тексты.

Второе, на что обращает внимание В.В.Набоков, - книга обращена к уму: «Ум, мозг, вершина трепетного позвоночника – вот тот единственны инструмент, с которым нужно браться за книгу…». Не забывайте об этом.

Для хорошего знания текста желательно вести специальную тетрадь. Не файл в компьютере, а именно тетрадь! Писать рукой крайне важно. Это действительно связано с активизацией механической памяти (у человека три вида памяти – зрительная, слуховая и механическая, но мы чаще всего полагаемся на зрительную). Записывайте полное название произведения, названия глав, эпиграфы, базовые детали, интересные «штучки». Всё это вы перед экзаменом перечитаете и освежите память.

***

Ведем читательский дневник

Как мы уже говорили, при подготовке к экзамену следует завести особую тетрадь для записи базовой информации о каждом произведении. Назовем эту тетрадь читательским дневником.

В читательский дневник мы записываем следующее.

1. Полное название произведения. Например, не «Песня про купца Калашникова», а «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

2. Год написания (период в истории литературы, к которому относится произведение); жанр.

3. Полные имена персонажей. Например, Григорий Александрович Печорин, Евгений Васильевич Базаров и т.д.

4. Место действия. Например, в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина – имение Симбирской губернии, Белогорская крепость, Оренбург, Санкт-Петербург.

Места действия, как вы знаете, бывают реальные и выдуманные. Почему в «Мёртвых душах» указан губернский город NN? Потому что такая история могла случиться в любом городе. Печорин отправляется в Персию. Что такое Персия? Современный Иран. Необходимо чётко представлять себе все места, в которых происходит действие, будь то столица, село или барское имение. В принципе, для текстов русской литературы характерна топографичность, привязка к реальным объектам. Даже если место вымышленное, помните, что пространство и время – две главные категории художественной литературы.

5. Основные сюжетные моменты. Полностью переписывать сюжет не нужно, вы его и так более или менее запомните. Важно зафиксировать завязку (точку начала конфликта), кульминацию (точку наивысшего напряжения в развитии произведения) и развязку (то, чем все кончилось).

Например, пьеса «Гроза» заканчивается вовсе не самоубийством Катерины, а сценой с Кабанихой и её сыном. Роман «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина в Персии, а описанием разговора Печорина с Максимом Максимовичем «насчёт предопределения». Кроме того, отметьте все ключевые монологи или диалоги. Например, в «Горе от ума» это монологи Фамусова и Чацкого, а также монолог Репетилова. Не нужно переписывать весь разговор; достаточно обозначить, например, «монолог Чацкого: французик из Бордо».

6. Вставные элементы (при их наличии). Вставные элементы – это не лирические отступления, а эпизоды, которые вклиниваются в основной сюжет (сон, рассказ и т.д.). Так в «Мёртвых душах» два важных вставных элемента: «Повесть о капитане Копейкине», которую большинство помнит… и «Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче», на которую мало кто из учеников обращает внимание. Сказку об орле и вороне из «Капитанской дочки» записываем в подробностях; особое внимание уделяем знаменательной фразе «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напитаться живой кровью».

7. Названия глав, а также количество глав в романах и действий в пьесах. Например, в «Мертвых душах» 11 глав, а в «Евгении Онегине» - восемь плюс отдельная глава о путешествии Онегина, которая заканчивается великолепной фразой «…Лишь море Чёрное шумит». Эта фраза пригодиться нам, когда мы прочтём стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса…» О.Э.Мандельштама:

И море, и Гомер – всё движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Почему море «витийствует»? Это отсылка к Пушкину.

Обращайте внимание на эпиграфы, выражающие авторскую позицию. А.С.Пушкин обожал эпиграфы; они есть и в «Капитанской дочке», и в «Евгении Онегине». Между прочим, в «Евгении Онегине» эпиграфы приведены на пяти языках: русском, французском, английском («Faretheewell…» Байрона, итальянском (Данте), латыни («Orus!...» Горация). В 7-й главе «Евгения Онегина» дан эпиграф из «Горя от ума». В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» тоже есть замечательный эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

8. Цитаты. Их нужно учить дословно, ведь знание текста произведения – один из критериев оценки задания…Большую, развёрнутую цитату вы вряд ли запомните. Достаточно выучить короткую фразу в несколько слов. Как, например, описывает Л.Н.Толстой Наполеона? «Жирные ляжки коротких ног», «приземистость» - сразу понятно, что император вовсе не возвышен. А перед портретом сына он принимает вид «задумчивой нежности». Мы помним, что Печорин принимал вид задумчивый и откровенный, чтобы завоевать интерес княжны Мэри, так что слово «вид» (видимость) намекает на неискренность действий или чувств. По сути, этих скупых элементов – сочетания «приземистости», «жирных ляшек» и «вида задумчивой нежности» - вполне достаточно, чтобы показать фальшивость образа Наполеона, и никакие пространные цитаты не нужны. … цитаты проверяйте в самом произведении. Любая фактическая ошибка приводит к снижению балла.

9. Высказывания критиков. Критические отзывы, безусловно стоит посмотреть, хотя слишком углубляться в эту стихию нет нужды. Необходимый базовый минимум – критический этюд И.А.Гончарова «Мильон терзаний» о «Горе от ума», характеристика «Евгения Онегина» В.Г.Белинского («энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение), замечания Н.А.Добролюбова о пьесе «Гроза» («Катерина – луч света в темном царстве», «конецдрамы кажется нам отрадным» и т.п.). Также интересен спор Н.А.Добролюбова, который утверждал, что «Гроза» - это русская трагедия, и Д.И. Писарева, написавшего в «молитвах русской драмы», что «Гроза» - драма, в которой торжествует среда, а самоубийство – «последняя глупость» русской Офелии.

(Из книги Татьяны Владимировны Ворнцовой «Авторский курс подготовки к ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА.». Ростов-на-Дону, Феникс, 2017. )

 

 



2018-07-06 660 Обсуждений (0)
Ведем читательский дневник 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ведем читательский дневник

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)