Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДИ



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДИ 0.00 из 5.00 0 оценок




КАК ПОДГОТОВИТЬ ЕВАНГЕЛИЗАЦИОННУЮ ПРОПОВЕДЬ

 

Служение Богу – это часто жертва. В жизни всегда будет много забот, дел, проблем, и вряд ли стоит ждать какого-то лучшего времени для того, чтобы начать служить Богу. После учебы будет работа, после работы – семья, дети и.т.д. Поэтому мы должны научиться выделять время для служения при любой загруженности (конечно не в ущерб другим своим обязанностям). Служение Богу должно быть приоритетным для нас. Нужно вооружиться мыслью жертвовать временем, силами, материальными ресурсами, своим здоровьем, сном, комфортом, любимыми привычками ради служения Богу. Если мы будем рассчитывать на лёгкий путь, то не сможем служить Богу. То же самое касается проповеди Евангелия – мы должны настроиться на нелёгкий труд и подойти к этому делу очень ответственно. Но какое это счастье – знать, что ты делаешь Богоугодное дело, что ты осуществляешь Его призвание в твоей жизни и видеть прекрасные плоды твоего служения. Это приносит огромное удовлетворение и счастье! Ничто в мире, никакие удовольствия не смогут дать этого. Поэтому ради служения Богу стоит многим пожертвовать.

И проповедь Евангелия – это также очень серьёзное и ответственное дело, требующее времени, сил и умения для подготовки. Без тщательной подготовки к проповеди не следует рассчитывать на хороший результат. Будьте готовы посвятить какое-то время (возможно немалое), чтобы приготовить качественную проповедь. Некоторые могут возразить, мол, Апостолы никогда не готовились к проповеди, всё происходило спонтанно и они ничего не планировали. Я отвечу на это просто: они – Апостолы, а мы – нет. Их проповеди были богодухновенными. Сам Господь наполнял их уста нужными словами, потому их слова и попали в канон Библии. Кроме этого разве малая подготовка – 3 года учиться у Христа каждый день? Или в случае с Апостолом Павлом – это ведь был образованнейший человек. Поэтому в любом случае, нам нужно еще много расти до их уровня, чтобы говорить об импровизации в проповедовании.

Поэтому мы будем учиться готовить проповедь и поговорим обо всём, что касается проповедования неверующим людям. Начнём с того, о чём вообще нужно проповедовать. Поговорим сперва о содержании проповеди.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ

 

Само собой разумеется, что евангелизационная проповедь должна содержать Евангелие:

«…и сказал им (Христос - Апостолам): идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари…»(Марка 16:15) А что такое Евангелие? Если коротко, Евангелие - это Благая Весть о предлагаемом нам спасении, совершенном Иисусом Христом. Но поскольку не все понимают, что такое спасение, от чего нам нужно спасаться, кто такой Иисус Христос, как именно Он совершил спасение, на каких условиях оно нам даётся, то и проповедь Евангелия, конечно же, должна содержать в себе ответы на эти вопросы. И мы с вами, как проповедники, должны хорошо знать Библию, чаще её читать, чтобы знать где в ней найти ответы на те или иные вопросы.

Итак, есть, по крайней мере, несколько важных истин, которые должны присутствовать в каждой, даже очень короткой евангелизационной проповеди. Последовательность может быть разной, но истины эти должны обязательно прозвучать четко и ясно. Вот о чём мы должны упомянуть:

 

1. Греховность человека и праведность Бога (Римлянам 3:9-23 и др.).

Не просто указать на отдельные грехи, а на нашу греховность, абсолютную испорченность, проявляющуюся, прежде всего в том, что человек отступил от Бога и живет без Него, двигаясь прямо в погибель. (Можно использовать Божий закон, заповеди, чтобы убедительно показать, что люди насквозь испорчены и не в состоянии жить в соответствии с требованиями Праведного Бога). Указать на то, что Бог, будучи Праведным, не может оставить без наказания никакой грех.

2. Поэтому человек нуждается в спасении от грозящего ему ада, в прощении грехов, в примирении с Богом!

3. Христос – Тот, Кто сделал это возможным (Иоанна 3:16, 2-е Коринфянам 5:19-21, 1-е Петра 2:23,24; 3:18 и др.).

Рассказать о том, Кто Такой Христос:

Святой Божий Сын, Бог, Вторая Личность Святой Троицы, равный Отцу и Духу Святому, пришедший в наш мир, ставший Человеком, при этом оставаясь Богом.

Рассказать о том, как именно Он совершил наше спасение:

Будучи безгрешным, Он добровольно взял на Себя грехи всех людей, умер и воскрес. Бог возложил на Своего Сына грехи всех нас и излил на Него весь Свой праведный гнев. Христос пострадал и умер вместо нас. За наши грехи «заплачено» Его Кровью. Таким образом, Он сделал возможным для нас получить прощение грехов, примириться с Богом, воссоединиться с Богом и через это обрести новую жизнь, жизнь праведную во Христе Иисусе.

4. Условия, на которых мы можем получить дар прощения, спасения, вечной жизни в раю:

 

а) покаяние (Луки 13:1-5; 24:47, Деяния 2:38; 17:30)

О покаянии следует упомянуть более подробно, так как многие люди имеют неправильное понимание того, что есть покаяние. Важно подчеркнуть, что покаяться – это не только «отвернуться от грехов», но и прежде всего «повернуться к Богу», не просто признать свою греховность и вину, но признать вину именно перед Богом. Ведь мы виноваты прежде всего перед Ним (Деяния 20:21, Псалтирь 50:6).Ведь мы все нарушали главную заповедь, не любя Бога, живя без Него (Матфея 22:37,38, Второзаконие 10:12). В этом прежде всего и нужно каяться. Также важно отметить, что покаяние это серьезное решение поменять свой образ жизни, это изменение мышления. Человек должен понять всю серьезность этого шага.

Также важно сделать наиболее понятным и практичным призыв к молитве покаяния. Когда мы говорим о важности молитвы покаяния, многие люди думают, что речь идёт о какой-то особенной молитве из Православного молитвослова, которую нужно знать наизусть. Поэтому следует пояснить, что мы имеем в виду, чтобы каждый мог практически осуществить то, к чему мы призываем в проповеди.

 

б) вера во Христа, как в Единственного своего Спасителя (Иоанна 3:16, Ефесянам 2:8, Деяния 16:31 и др.) Делами спастись невозможно (Деяния 13:38,39, Галатам 2:16, Ефесянам 2:8,9 и др.).

В связи с тем, что среди слушающих могут быть представители других религий, например мусульмане, мы должны подчеркнуть исключительность Христа и христианской веры, как единственной спасительной. Мусульмане могут быть и не против проповеди о Христе, но мы должны показать, что Христос – единственный путь к Богу, что миссия Его была уникальной. Но делать это следует аккуратно, не унижая другие религии, а лишь подчеркивая особенную и неповторимую роль Христа в спасении людей. Необходимо дать понять, что отвергая Христа, мы отвергаем Бога, Пославшего Его. Добрые дела не спасут нас если мы не приняли Христа. Он – единственный Спаситель, посланный от Бога! (Иоанна 14:6, Деяния 4:12)

в) дальнейшее следование за Христом, как подтверждения истинности покаяния (Матфея 3:8, Деяния 26:20, Евреям 3:14 и др.).

Неплохо бы описать и прекрасные плоды покаяния и веры во Христа, чтобы у людей не создалось впечатления, что всё Христианство сводится только к отказу от мирских благ и удовольствий, но чтобы они понимали, какое блаженство – жить с Богом, иметь Его в качестве Отца, Друга, Помощника, Защитника, Утешителя и.т.д. Расскажите о той свободе во Христе, о радости, мире, покое, обретенном смысле жизни, обо всём том богатстве, которое предлагает Господь взамен на греховную безбожную жизнь. Можно рассказать и о будущей вечной жизни в раю.

Проповедь должна быть Христоцентричной по сути. Мы не столько призываем людей принять Христианскую веру, сколько Самого Христа. Наша цель не в том, чтобы привить людям Христианские ценности, мораль, призвать к праведному образу жизни, а в том, чтобы они примирились с Богом через Христа и имели с Господом личные взаимоотношения. Апостол Павел говорил: «…мы проповедуем Христа распятого…» (1-е Коринфянам 1:23). Не Христианство, а Христа. То есть мы должны познакомить людей с Христом, показав им всю ценность того, что Он сделал для нас. Зовите людей к личным взаимоотношениям с Христом, дайте им понять, что Христианство – это личные отношения, а не просто формальные обряды, ритуалы, соблюдение уставов, заповедей. Спасает нас Христос, и мы должны всей душой прилепиться к Нему. Главное – это наладить отношения с Богом, в этом суть Христианства:

«…итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом…» (2-е Коринфянам 5:20)

 

Неплохо бы в проповеди (может быть, под конец) дать краткие наставления относительно дальнейших действий: какой должна быть дальнейшая жизнь человека, если он решится стать Христианином. По крайней мере, упомянуть о важности регулярного чтения Библии, молитвах, посещении Церкви. Проповедник уйдет, а у слушающих останется Библия, общение с Богом и верующими, и таким образом они самостоятельно смогут дальше получать назидание, расти духовно. Для нас эти вещи – само собой разумеющееся, но для людей нужно напоминание о том, насколько важно не просто верить во что-то, а строить свою жизнь на Библии и поддерживать связь с Богом и Церковью.

 

Любая, даже самая короткая проповедь должна основываться или подтверждаться хотя бы одним отрывком из Библии. Укажите на авторитет Библии, как безошибочного слова Божьего и опирайтесь на неё в своей проповеди. Для людей мало значит ваш опыт, каким бы богатым он ни был, ваши знания и мудрость, а вот Слово Бога – это совсем другое дело. К тому же у них не возникнет лишних подозрений, относительно того, не сектанты ли вы, если вы будете цитировать и зачитывать общеизвестные тексты из Библии.

Стихи из Библии, подтверждающие тот или иной тезис вашей проповеди, должны быть подобраны максимально точно. Они должны прямо подтверждать вашу мысль, чтобы ни у кого не возникло впечатления, что стих из Библии «притянут за уши». Из множества стихов нужно выбрать наиболее подходящий к теме, подтверждающий всё сказанное выше, либо на котором будет строиться вся проповедь. У нас не хватит времени (особенно если времени для проповеди немного) подтвердить каждый наш тезис местами из Писания, но всё же основные мысли должны быть подкреплены хотя бы одним-двумя отрывками из Библии. Если вы ещё недостаточно хорошо ориентируетесь в Писании, то вам может помочь Симфония, а ещё лучше программа «Цитата из Библии», в которой есть удобный поиск параллельных мест, похожих друг с другом по смыслу. Таким образом, если вы знаете хотя бы один отрывок, подходящий к вашей теме, то воспользовавшись этой программой, вы сможете найти множество других подобных мест, из которых можно будет выбрать наиболее подходящий текст.

 

УПРАЖНЕНИЕ №1:

В проповеди я часто использую небиблейские притчи, истории. После пересказа притчи я провожу параллели с духовными вещами, чтобы благодаря притче людям стало понятней Евангелие. Например, я рассказываю такую историю:

«Американские поселенцы шли по прериям Дикого Запада. Однажды они с ужасом увидели, что в их сторону ветер несет сильное пламя, раздувая его. Языки огня все приближались, и вдруг люди с удивлением увидели, как один из них поджег траву на пути огня. Сухая трава быстро загорелась и оставила за собой клочок выгоревшей земли. Потом человек, который поджег траву, велел всем перейти на выжженный участок. Огонь стремительно приближался к ним, но, дойдя до них, остановился! И в полной безопасности они наблюдали, как огонь обошел их с двух сторон.»

Затем я провожу параллели к духовным истинам:

«На грешный мир однажды сойдет огонь Божьего суда. Но Бог приготовил нам участок выжженной земли. Ведь когда-то две тысячи лет назад огонь Божьего гнева принял на Себя Иисус Христос. Он взял на Себя все наши грехи. Он полностью за них рассчитался! Но лишь те, кто верою принял совершённый Христом подвиг, в безопасности на выжженной земле. Гореть там больше нечему. Иисус умер вместо нас, чтобы приготовить нам безопасное место. Благодаря Ему мы теперь имеем мир с Богом! Давайте же раскаемся в своих грехах и будем до конца наших дней держаться за Христа всеми силами!» (проповедь, разумеется, сокращена)

 

А затем, в подтверждение этой истины я привожу цитату из Библии. В данном случае, лучший отрывок, который я нашел: «…Христос… в определенное время умер за нечестивых людей… едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Поэтому тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его (Христа), спасемся Им от гнева…» (Римлянам 5:6-9)

О чём бы мы не говорили, нам нужно подтвердить свои слова подходящей цитатой из Библии. Предлагаю вам проделать практическое упражнение. Здесь несколько историй, притч, стихотворение. Ваша задача найти в Библии к каждой из этих иллюстраций наиболее подходящую цитату.

 

КЛЮЧ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

 

Галера, скованные люди,
В руках у каждого весло,
Попавшему на это судно
Не очень в жизни повезло.
Из горла стоны вырывались,
Кнуты свистели тут и там,
Звенели цепи, в плоть врезаясь,
И кровь струилась по рукам...
И вдруг команда прозвучала:
"Стоп! Вёсла из воды поднять!"
Минута отдыха настала,
Подольше б дали постоять...
Но тут внезапно появилась
Фигура князя во дверях,
Сердца рабов сильней забились.
Всех узников наполнил страх.
Князь подошёл к рабу у стенки,
"За что ты здесь?" - спросил его
Тот, вдруг заёрзав на скамейке,
Ответил: "Князь мой! Ни за что!"
С вопросом тем же обратился
К второму, третьему, ко всем,
И каждый клялся и божился,
Что невиновен он совсем.
Один был сильно оклеветан.
Второго засудил судья,
Иного не было ответа,
Лишь только: "Невиновен я!"
Князь, выслушав все оправданья,
Собрался уж идти назад,
Но вдруг услышал он рыданье:
"Мой господин! Я виноват".
Князь подошёл, сел на скамейке
К рабу, а тот, в углу сидя,
Лишь прошептал: "Украл я деньги,
Во всём виновен только я".
Князь не на шутку возмутился

"Да как же так? Ах, ты, злодей!

И как ты только очутился

Средь этих праведных людей?"
Что ты тут делаешь? Ведь люди
Здесь благородны и честны!
Поэтому, давай отсюда
Скорее убирайся ты.
Князь приказал, чтоб был отпущен

С галеры на свободу он,
А все рабы еще чтоб пуще
Гребли, сквозь боль, досаду, стон.
Один лишь ключ к освобожденью -
Тот ключ - признание вины!
Мой друг, пред Господом прощенья
С тобой мы попросить должны!

Признай вину всю перед Богом,
Ему грехи все расскажи,
Свою греховную дорогу
Всю от начала покажи.
Сложи вину у ног Господних
И будешь ты прощен Отцом.
Почувствуй радость быть свободным.
И счастье жизни со Христом.

 

(( «…если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды…» (1-е Иоанна 1:8,9) «…близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет…» (Псалтирь 33:19) ))

КОТЁНОК

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

– От 30 до 50 рублей, – ответил продавец.

Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.
– У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

–Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

– Вот его-то я и хотел бы приобрести.

– Да ты что, мальчик! Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.

– Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.

Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.

– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда на сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

 

Вот также и Бог! Он прекрасно понимает нас, все наши земные проблемы, страдания, боль. Потому что однажды Божий Сын пришел на землю, стал Человеком, и испытал всё, что испытываем мы. Он знает, что такое тяжкий труд, усталость, нужда, голод, болезни, искушения, соблазны, одиночество, непонимание, людская злоба, неблагодарность, предательство и.т.д. Он прошёл через всё это, и потому умеет сострадать! Но это не всё! Христос умер за наши грехи! Он заплатил за наши грехи Своей Святой Кровью! Он взял нашу вину на себя, потому что все мы бесконечно дороги Ему! И теперь Он ждёт, что мы согласимся принадлежать Ему. Он приобрел нас Своею Кровью, но выбор за нами: будем ли мы дальше жить под господством грехов или отдадимся в руки Господа, чтобы Он мог исцелить нашу душу, изменить нас и помочь нам стать такими, какими Он хочет нас видеть.

 

((«…Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего…» (2-е Коринфянам 5:15)

«…Он грехи наши Сам вознес телом Своим на крест, дабы мы, избавившись от грехов, жили для праведности…» (1-е Петра 2:24) ))

БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ

Однажды зимним вечером отец, мать и двое детей возвращались домой из соседней деревни. Сани, запряженные двумя лошадьми, легко и быстро скользили по заснеженной лесной дороге. Лошадьми управлял отец. Мать и дети, закутанные в большой тулуп, подремывали в санях. Когда выехали из лесу, лошади вдруг сбавили шаг и настороженно навострили уши.

Отец привстал, но ничего подозрительного не заметил. Вокруг все было тихо и спокойно. А лошади зафыркали, захрапели и так рванули вперед, что отец едва удержался в санях.
"Волки!" - понял отец и почувствовал, как по спине побежали мурашки. Он стал всматриваться в темноту и обомлел от того, что увидел. Справа, слева и сзади светились маленькие яркие огоньки.

- Волки! - в отчаянии крикнул он.

Жена ахнула. Дети в страхе еще теснее прижались к матери. Волки неотступно преследовали сани. Самые сильные старались обогнать лошадей.

"Что делать? Ружья нет, защищаться нечем!.." - лихорадочно думал отец. Он быстро снял с себя бараний полушубок и что было сил швырнул его на поле. Голодные звери тут же накинулись на него и стали яростно рвать на клочья. Расправившись с полушубком, волки снова бросились за санями.

Отец не знал, как спастись от хищников. "Надо отстегнуть одну лошадь,- подумал он.- Но как?" Сделать это на ходу было очень трудно. Стая голодных волков вот-вот нападет на них, медлить никак нельзя.

- Держи! - скомандовал отец жене и сунул вожжи в ее дрожащие руки, а сам, держась за спины лошадей, стал пробираться вперед по оглобле.

Гонимые страхом смерти, лошади неслись с неимоверной быстротой. Наконец отцу удалось перерезать упряжку одной лошади и отпугнуть ее. Она отскочила и провалилась в снег по самое брюхо. На нее тут же накинулась голодная стая.

Благополучно возвратившись в сани, отец снова взялся за вожжи.

- Волки отстали. Скоро мы будем дома, до деревни совсем недалеко! - утешил он жену и плачущих детей.

Лошадь бежала изо всех сил, но чувствовалось, что она уже устала. Вдали показались обнадеживающие огни деревни. Спасение было близко, но... К своему великому ужасу, отец увидел, что наперерез саням приближается другая стая волков.

Отец безжалостно хлестал лошадь, но она уже не могла бежать так быстро, как хотелось. Семье грозила смерть. Волки были так близко, что слышалось злобное щелканье их зубов.

Отец решительно повернулся к жене, бросил ей вожжи и тут же, одним прыжком, выскочил из саней.

- Прощайте!.. - Его голос утонул в душераздирающем крике жены и детей.

Через несколько минут никем не управляемая лошадь забежала в деревню. Мать и дети были спасены ценой жизни дорогого им человека.

У отца не было другой возможности спасти семью, и он отдал себя на растерзание. На эту жертву его побудила любовь к детям и к жене. Давайте посмотрим теперь на Божью любовь, которую невозможно сравнить с человеческой. Иисус Христос умер не за близких Ему людей, не за праведников, сделавших много доброго, а за грешников, за злодеев и обманщиков. Конечно, Иисус мог и не умирать. И тогда мы все были бы обречены на смерть, потому что грешники должны погибнуть. Но Бог так полюбил всех нас, что не захотел отдавать нас в волю беспощадного врага - дьявола. Бог послал на землю Сына Своего, и Он умер, чтобы избавить нас от смерти и подарить нам жизнь, вечную жизнь.

Другого пути для нашего спасения не было. За грешных мог умереть только безгрешный, а таким был один Бог. И Христос пошел на смерть. Он перенес издевательства и унижения, претерпел позор и смерть, и все это из-за любви к нам, ради нашего спасения. На такую любовь невозможно не ответить взаимной любовью, правда?

(( «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных...» (1-е Петра 3:18) «…а Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего…» (2-е Коринфянам 5:15) ))

 

СТРУКТУРА ПРОПОВЕДИ

 

Желательно чтобы во всей проповеди наблюдалась целостность и логичность, чтобы мысль развивалась последовательно и не терялась. Так слушателям будет гораздо легче воспринимать и запоминать сказанное вами. Без предварительной подготовки соблюсти последовательность очень трудно. Для облегчения задачи можно разбить проповедь на пункты (основные мысли, которые вы хотите донести) и решить для себя какой пункт идёт за каким, и какой из этого следует вывод. Решите для себя, что будет в начале, а что в конце, когда прибегнуть к иллюстрации, а когда прочитать текст из Библии.

 

Я обычно использую несколько видов схем построения проповеди. Они хорошо подходят для короткой евангелизационной проповеди. И поскольку, мы сегодня занимаемся подготовкой именно такой проповеди, то я хочу порекомендовать вам эти схемы (некоторые из них уже были приведены выше)

 

1. Притча/история/стихотворение + объяснение в свете духовных истин + цитата из Библии + призыв к действию

 

2. Личное свидетельство + цитата из Библии, показывающая, что то же самое касается всех людей + объяснение цитаты + призыв к действию

 

3. Цитата из Библии + объяснение + призыв к действию

 

4. Библейская притча + объяснение (возможно, параллель из современной жизни) + призыв к действию.

 

Перед началом проповеди можно сделать краткое вступление, которое бы заинтересовало аудиторию слушать вас дальше внимательно. Например, можно дать интригующее название проповеди. Разумеется, оно должно при этом полностью соответствовать содержанию.

Или начать с таких слов, как например: «Я хотел бы прочитать вам коротенькую, но очень интересную историю…», «То, что я вам расскажу сейчас, не выдумка, а произошло на самом деле…», «То, что я расскажу вам сегодня необычайно важно и касается каждого из вас…», «Библия очень актуальная, практическая и современная книга, в ней очень много важной информации и мудрых советов. Я хочу вам прочитать из неё один небольшой, но очень важный отрывок…», «В Библии есть удивительные слова, - послушайте…», «Есть одно замечательное стихотворение/притча/история, я хочу вам рассказать её. Постарайтесь уловить тот смысл, который в ней заложен. Будьте внимательны, чтобы постичь смысл, который скрыт здесь между строк…» и.т.д.

 

ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДИ

 

Несколько советов относительно подготовки к проповеди

 

1. Прежде всего, подготовка должна включать в себя молитву. Мы ничего не можем без Бога! И тем более в таком ответственном деле, как проповедь Благой Вести погибающим людям, нам не обойтись только своими силами, мудростью, опытом, умениями! Нам нужна сила, мудрость свыше. Следует молиться за предстоящее служение и за сам процесс подготовки, просить у Бога мудрости относительно выбора темы; просить, чтобы Он расположил сердца слушающих к восприятию Евангелия; просить, чтобы Бог помог передать Его слово людям неискаженно, верно, смело; просить чтобы Господь разрушил дела сатаны, который заинтересован помешать нам с самого начала, уже с момента подготовки к служению, и.т.д.

2. Необходимо с самого начала сформулировать для себя самого цель намеченной проповеди. Задайте себе вопросы: В чём цель и суть моей проповеди? Что я хочу донести до людей? Что главное в моей проповеди, чего нельзя упустить?

Спросите себя: содержит ли моя проповедь Евангелие? Достаточно ли в ней информации, необходимой для спасения людей? (ведь, возможно, у кого-то это единственный шанс услышать Евангелие, и вы с ним больше не встретитесь)

Очень советую, перед тем, как вы начнёте делать конспект своей проповеди, в самом начале сформулировать ЦЕЛЬ этой конкретной проповеди в одном-двух предложениях. Это нужно для вас самих, чтобы при дальнейшей работе над проповедью вы не забывали эту цель и не уклонялись, не отвлекались от неё. Цель должна быть конкретной, ясной, и вы должны представлять себе, каким именно образом, с помощью каких цитат иллюстраций, приёмов, вы её хотите достигнуть.

Также желательно, чтобы ваша проповедь содержала в себе конкретный, четкий призыв. Слушатели должны понимать, к чему конкретно вы призываете их своей проповедью, и как практически это сделать. Поэтому было бы хорошо, чтобы и свой призыв вы записали в конспекте, сформулировав его одним-двумя предложениями.

 

3. Легче проповедовать, если есть приготовленный конспект. В конспекте не нужно расписывать всю речь, он должен быть кратким, но пусть в нем будут обозначены все главные пункты вашей проповеди в той последовательности, как они должны идти. В конспекте можно указать цель проповеди, её название (если есть), основные тезисы в строгой своей последовательности, выводы, призыв. Всё это желательно уместить на одной странице, чтобы не трогать её, не переворачивать, не шуршать бумагой.

Напечатанный текст легче читать, чем рукописный, поэтому лучше наберите текст на компьютере. Читать во время проповеди конечно не желательно но подсматривать в конспект необходимо, чтобы не сбиться с мысли и ничего не упустить. Используйте крупный шрифт без засечек, чтобы было легче работать с напечатанным текстом. Сделайте поля справа и слева побольше. Между пунктами делайте интервалы. Воспользуйтесь маркерами-выделителями, чтобы выделить в тексте ключевые моменты.

 

4. После приготовления конспекта проповеди, очень желательно прорепетировать свою речь и, возможно, не один раз. Найдите место, где вы могли бы уединиться и никому не мешать. Репетировать лучше вслух. Если вы не пожалеете времени и отточите каждый пункт проповеди, то проповедовать перед аудиторией будет гораздо легче и проповедь будет намного эффектнее.

Если вы собираетесь читать стихи (наизусть или даже с листа), то также очень желательны репетиции. Распечатайте стихотворение крупным шрифтом, отделите одно четверостишие от другого. По ходу репетиции сделайте себе пометки-подсказки простым карандашом: где читать громче, где тише, медленней, быстрей, на каких словах делать особенное эмоциональное ударение, где делать паузы и.т.д. У каждого могут быть свои знаки, пометки, какие кому понятнее.

Советую при репетиции проповеди воспользоваться диктофоном. После того, как проповедь начнет уже получаться, запишите готовый вариант на диктофон (или записывайте по частям каждый удавшийся фрагмент). Запись может пригодиться вам, чтобы незадолго до выступления прослушать её и освежить в памяти и во время проповеди ничего не забыть. Также, прослушивая свою запись, вы сможете ещё раз проверить себя, не упустили ли вы чего, не допустили ли каких ошибок, и как ваша проповедь воспринимается на слух.

ПОДАЧА ПРОПОВЕДИ

 

Какой бы хорошей не была приготовленная проповедь, её нужно уметь хорошо оформить и подать. Порой проповедники допускают некоторые ошибки, которые ослабляют эффект проповеди, а то и вовсе отвращают от слушания. Нам нужно сделать всё, чтобы облегчить людям восприятие истины, а не усложнить. Для этого опять-таки требуется подготовка. Вот несколько советов относительно того, как лучше оформить и преподнести проповедь, как вести себя во время речи:

 

1. Используя иллюстрации (истории, притчи, примеры из жизни, стихи) мы должны постараться сделать так, чтобы иллюстрации не затмили собой ту истину, которую они иллюстрируют. Иллюстрация не должна быть настолько яркой и впечатляющей, чтобы после запомнилась лишь она одна. Если даже вы и используете очень яркую иллюстрацию, то постарайтесь после неё провести параллель к духовной истине так, чтобы основная ваша мысль и призыв к действию звучали не менее ярко.

Также иллюстрация должна более или менее точно отражать истину, которую вы хотите донести. Желательно, чтобы иллюстрация не требовала дополнительных пояснений, иначе мы можем запутать слушателей. Иллюстрация должна иметь недвусмысленный намек, слушатели должны понимать, почему мы приводим эту иллюстрацию.

 

УПРАЖНЕНИЕ №2:

Прочитайте приведенную ниже иллюстрацию и выскажите своё мнение: можно ли её использовать для того, чтобы, например, объяснить спасительное значение креста Христова. Да или нет, и почему?

 

КРЕСТ И СМЕРЧ

Возвращалась старушка со своего дальнего огорода. С тяжело груженным плодами велосипедом. Было это в Белоруссии, точней, в Брестской области. Где издавна существует давняя благочестивая традиция ставить на распутьях и возле полей — кресты. Высокие, метра по три, а то и четыре.

Прошла она по шаткому мосту через ручей. Миновала луг, где паслись коровы. Вышла по знакомой тропинке на поле. Оглянулась, точно почувствовав что-то неладное. И… «Господи, помилуй!» Прямо на нее, вырастая на глазах надвигался, уходящий крутящимся черным столбом под самое небо — смерч. Что делать? До села уже не успеть. Прятаться негде. Счастье, что совсем рядом стоял крест за небольшой аккуратной оградкой. С венчиком из полевых свежих цветов… Бросилась к нему старушка. Позабыла от страха даже освободиться от мешавшего ей спасаться велосипеда. Вбежала за ограду. Только тут опустила на землю велосипед. Обняла, что было сил, крест. И тут налетел смерч. Как он ревел… Как рвал, унося с собой, все вокруг! Но вот ведь чудо — прорваться через низкую деревянную оградку, как ни старался, не мог… Осмелела старушка, видя это. Взглянула наверх. А там… Высоко-высоко кружатся над землей — камни, пыль, деревья, кусты… И все это — над крестом. А на нем самом — даже цветочный венчик не пошелохнулся! Промчался смертельный смерч. Будто его и не было.

Пришла понемногу в себя старушка. Поцеловала крест. Подняла велосипед. И покатила его по дорожке. Спеша в село. Рассказывать всем, как она только что спаслась. И что с ней сейчас было…

 

(( Во-первых, многое придется пояснять после притчи, чтобы слушатели не сделали неправильных выводов (крест имеет магическую силу, надо носить крест, крест спасает от несчатий ит.д.). Все эти пояснения отвлекут от главной мысли и ещё неизвестно смогут ли ваши доводы развеять то первое впечатление и понимание, которое по ходу слушания сложилось у людей.

Во-вторых можно, конечно, использовать эту историю о том, как благодаря кресту женщина спаслась от физической смерти, и рассказать о том, как благодаря кресту Иисуса Христа можно спастись от вечной погибели. Но в данном случае аналогия уж очень страдает неточностями, слишком мало совпадений и параллели проводятся с трудом. Поэтому, хотя история и звучит впечатляюще и уж точно запомнится, но лучше найти другую, от которой легче будет оттолкнуться для подтверждения Библейских истин. ))

 

2. Если в качестве иллюстрации вы рассказываете какую-либо историю, или личное свидетельство, а также если вы читаете историю из Библии, то если позволяет время, было бы неплохо наполнить ваш рассказ подробностями и деталями (если конечно они не будут отвлекать от главной мысли). Таким образом, рассказывая историю, вы как бы нарисуете перед глазами слушателей красочную картину, и позволите им глубже погрузиться в суть повествования, сопереживая её глубже на эмоциональном уровне. Такие истории лучше воспринимаются и запоминаются, и истина проникает глубже в человека.

Например, говоря своё личное свидетельство можно сказать: «Я был наркоманом, но Иисус освободил меня от этой зависимости. Он готов помочь и вам оставить греховный образ жизни!»

А можно сказать так: «11 лет я сидел на игле, все мои вены были исколоты по всему телу. Дошло до того, что я потерял семью и распродал всё имущество, но не мог бросить наркотики. Я был и у врачей и у психологов и в реабилитационных центрах, но ничего не помогало. Я был на грани, я рыдал и злился на себя, но ничего не мог изменить. Но однажды мне рассказали о том, что есть Бог, что Он любит меня настолько, что своего Сына отдал на страдания за все мои грехи. И я понял, что всё это время жил без Бога, Он любил меня, а я любил только себя. И тогда я раскаялся во всей своей прошлой жизни и обратился ко Христу. И Христос совершил чудо….»

Конечно же вторая история запомнится лучше, потому что я обрисовал детали и позволил слушателям заглянуть мне в душу, они смогли сопереживать мне.

 

3. Наверное, будет правильнее, если мы будем отождествлять себя со слушающими нас, чтобы все наши выводы и призывы не воспринимались как нравоучения от праведника к грешникам, или как от мудреца к невеждам. Поэтому старайтесь избегать таких выражений, как, например: «Вам надо довериться Господу!», или:«Покоритесь воле Божьей!», или «Покайтесь». Лучше говорить: «Нам с вами надо довериться Господу!», «Давайте же покоримся воле Божьей» и.т.д. Таким образом, мы не возвышаем себя над людьми и облегчаем им принятие Евангельских истин.

 

4. Постарайтесь не употреблять непонятные мирским людям выражения из Христианской терминологии, либо сразу же пояснять их. Например, не всем понятно, что мы имеем в виду, говоря: «Придите к Богу», «Бог отвечает на молитвы», «Взыскать Бога, найти Бога», «Принять Христа в своё сердце», «Пребывать во Христе», «Познать Бога» и.т.п.

Также поскольку к Протестантам у людей доверия меньше, чем, скажем, к Правлославным Христианам, то и не стоит людям знать из какой именно мы деноминации, если наша цель в данном случае просто рассказать евангелие, а не привести в церковь (если например вам разрешили обратиться к людям с речью, а приглашать куда-либо не давали разрешения). Иначе авторитет наших слов, несмотря на то, что мы провозглашаем чи



2018-07-06 415 Обсуждений (0)
ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)