Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Казанского отделения МНАТ



2018-07-06 313 Обсуждений (0)
Казанского отделения МНАТ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Маленький глобус шагает, смеясь

И никого, ничего не боясь.

Он еще маленький, но подрастет,

Много хороших друзей обретет.

 

Припев: Улыбайся везде -

В небе, на суше, в лесу и в воде.

Улыбайся всегда,

И обойдет стороною беда.

 

2. Много на свете хороших друзей.

Если мы вместе, мир станет трезвей.

Будешь ты счастлив, уверен и рад,

Если с желанием вступишь во МНАТ.

3. В мире страна есть с названием МНАТ,

Каждый попасть туда может и рад.

В этой стране все добры и трезвы.

Так мы хотим, а хотите ли вы?

4. Маленький глобус по свету идет,

Новых друзей в теплый круг приведет,

Пусть в новом веке шагает, смеясь,

Радуя сердце и радуя глаз.

Теперь гимн МНАТ наша визитная карточка на любом вечере или на какой-нибудь акции. Он открывает наш молодой еще пока песенник. Очень часто печатаем наш гимн на пригласительных листовках. В 2002 году сделали специальную публикацию для «Праздника Трезвости». Несколько раз мы исполняли его на телевидении.

А в песеннике нашем уже есть много хороших песен о добре, дружбе, справедливости. Вы эти песни, конечно, хорошо знаете: «Милая моя», «Изгиб гитары желтой», Надежда», «Замыкая круг» и т.д.

Кстати, нам было очень приятно узнать, что идея создания песенника получила резонанс в Петрозаводске и Нижнекамске. Оттуда наши друзья и соратники прислали заслуживающие признания много версий нашей песни. Больше всего нам понравился гимн единомышленников из «Аметиста».

Ко 2-й годовщине подросткового клуба “Аметист”

Маленький глобус шагает из МНАТ,

Он молодому соратнику рад.

Маленький глобус идет в “Аметист”,

Там ожидают всех сердцем, кто чист.

 

Если с желаньем придешь в “Аметист”,

В теплом кругу от беды будешь чист.

С трезвою мыслью по жизни идти

И помогать всем, кто сбился с пути.

 

Много на свете хороших друзей.

Если мы вместе, мир станет трезвей.

Думайте, юные наши друзья.

С пьянкою жить дальше просто нельзя.

Юрий Морозов, Нижнекамск

(Феникс, 2001, № 3, с. 10).

 

 

Потаенная история

Предисловие

 

О трезвеннических традициях России в целом и Татарстана в частности людям известно очень мало. Сомневаетесь? Проверьте на своих знакомых! Хотя еще в позапрошлом веке Иван Гаврилович Прыжов (1827 - 1885) написал большую книгу «История кабаков в России в связи с историей русского народа». Поделитесь нижеприведенной информацией с друзьями, родственниками, соседями. Для них она станет подлинным откровением!

 

Глава первая.

 

Трезвеннические идеи появились очень давно. Как только люди стали производить вино и другие алкогольные изделия, так стали возникать и проблемы («пьяная» преступность, зачатые во хмелю дети и пр.). Появились и размышления о хорошей жизни без спиртного. Такие идеи выражали очень известные личности классической древности: пророк Даниил, Иоанн Креститель, Пифагор и др. Однако объединяться для совместного противостояния пьянству людям еще не нужно было.

Трезвеннические движение – детище индустриального общества. Первые трезвеннические организации появились в США (1808) и Англии (1832), то есть в странах, лидирующих в осуществлении промышленной революции. Фабричное производство вело к удешевлению крепких алкогольных изделий. Разрыв традиционных связей доиндустриального общества ослаблял старые моральные преграды перед пьянством. Начиналась резкая алкоголизация населения, формирующееся гражданское общество нашло адекватный ответ – сторонники трезвого образа жизни стали объединяться во имя оздоровления своих стран.

Согласно И.Г.Прыжову, водка в России появилась в XVI веке, то есть позже, чем в странах Западной Европы. Алкогольные беды нарастали у нас медленнее.

Россия в XIX веке отставала от передовых стран в социально-экономической сфере, но социально-политические движения и новые идеи возникали у нас почти синхронно с Европой. Правда, трезвенническое движение конца 50 - начала 60-х гг. XIX века являлось скорее протестом против доиндустриальных начал в питейной политике. Главным объектом недовольства была откупная система продажи водки. С этой точки зрения крестьянское трезвенное движение добилось своей цели. В 1863 году откупная система была заменена акцизной. Однако сами трезвеннические организации не пережили бурную эпоху падения крепостного права. Правительственный террор был столь силен, что его видели даже за границей. Карл Маркс обращал внимание европейской общественности на репрессии царского правительства против крестьян – участников Первого трезвеннического движения: “Всякая попытка поднять их моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита от … водки” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 16, с. 207).

Создавать современные трезвеннические организации взялась отечественная интеллигенция, и с этой задачей она справилась блестяще!

В целом европейское трезвенническое движение второй половины XIX века отличалось высоким культурным потенциалом. Показательна фигура крупнейшего ученого Августа Фореля, выдающегося врача, исследователя человеческого организма, биолога. Он был одним из руководителей Интернациональной организации гуманизма и трезвости (далее ИОГТ).

Не стыдились участвовать в борьбе с алкоголепотреблением и писатели. Важную роль в установлении «сухого закона» в США в 1919-1933 гг. сыграл антиалкогольный роман «Джон — ячменное зерно». Автором его был Джек Лондон.

Но и на таком фоне Россия выделялась гражданской позицией своих «властителей дум».

Одно из первых обществ трезвости современного типа – «Согласие против пьянства» – создал в 1887 году Л.Н. Толстой. В ряды «Согласия» вступили 744 человека, в том числе, известнейший путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай, выдающийся живописец И.Е. Репин, Н.Н.Ге-младший и др.

Сам Л.Н. Толстой написал много страстных антиалкогольных статей: «Пора опомниться!», «Для чего люди одурманиваются?», «Что делает вино с человеком», пьесу «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» и др.

Персональный состав лидеров казанских трезвенников блестяще подтверждал общероссийскую тенденцию.

Главным врачом больницы Казанского общества трезвости был профессор Ливерий Осипович Даркшевич. Выдающийся русский и советский невролог, автор первого в России трехтомного «Курса нервных болезней», Л.О. Даркшевич описал ядро задней спайки головного мозга (ядро Даркшевича), ход волокон задних корешков до клеток кларкова столба, и т.д. и т.п. Имя Даршевича ныне есть в любом учебнике анатомии, но о его работе в обществе трезвости найти информацию очень трудно.

Очень велик был вклад в востоковедение Николая Федоровича Катанова, секретаря и затем товарища председателя (то есть, по нынешней терминологии «заместителя председателя») Казанского общества трезвости. 15 декабря 1907 года Совет Казанского университета присвоил ему степень доктора сравнительного языкознания за научный труд «Образцы народной литературы». Н.Ф.Катанова признали многие иностранные научные общества, избравшие его действительным членом: Международное общество наук и литератур в г.Левене (Бельгия), венгерское этнографическое общество в Будапеште, Гельсингфорское финно-угорское общество; в России он был членом свыше десяти обществ и комитетов. Ныне имя Н.Ф.Катанова носит университет в Абакане, столице Хакасии.

Итак, мы начинаем свой подробный рассказ с последнего десятилетия XIX века. Россия еще одна из наиболее трезвых стран Европы, но себестоимость водки становится все дешевле, а разорванных социальных связей все больше…

Казанское общество трезвости было основано 30 июля 1892 года. Казань того времени была крупным губернским городом. В Казани было много интеллигенции, которая и откликнулась на обострение алкогольных проблем в конце XIX века. Профессора университета, врачи, преподаватели и студенты духовной академии составили ядро общества трезвости.

Согласно Уставу, целью Казанского общества трезвости было “противодействовать употреблению спиртных напитков среди населения гор. Казани и для сего помогать нуждающимся членам советами, материальными средствами и приисканием занятий”.

Председателем Казанского общества трезвости был Александр Титович Соловьев (1853-1919), управляющий Университетской типографией, член и сотрудник ряда московских и санкт-петербургских благотворительных научных и просветительских обществ, известный казанский коллекционер археологических ценностей, монет, книг и рукописей.

Средства Казанского общества трезвости складывались из членских взносов (1 рубль в год, желающие получить знак общества платили 3 рубля), пожертвований, из оплаты за спектакли, литературные вечера, за издание книг, журналов и газет.

Что означает тот факт, что членские взносы составляли 1 рубль в год. Для сравнения можно привести стоимость питания в чайной общества трезвости в конце XIX века. Обед из одного блюда с фунтом хлеба стоил в скоромные дни 4 копейки, в постные дни - три копейки. Так что на сумму годового членского взноса можно было месяц обедать! А люди отдавали такие большие деньги добровольно. Кстати, уже в первом годовом отчете общества, опубликованном в 1896 году в журнале «Деятель», упоминается, что было выдано 946 (!) членских билетов. Не чурались помощи трезвенникам и деловые люди. Одним из первых меценатов стал А.С. Баташев, пожертвовавший на общество астрономическую сумму - 1200 (тысячу двести) рублей!

Хронология начала основных проектов Казанского общества трезвости следующая:

первая чайно-столовая - 2 июня 1893г.;

вторая чайно-столовая - 31 декабря 1895г.;

ночлежный приют - 7 января 1895г.;

бесплатная народная читальня - 5 марта 1895г.;

больница для алкоголиков - 26 марта 1896г.;

приют для женщин - 15 сентября 1901г.;

бесплатный ночлежный приют - 15 декабря 1906г.

В чайно-столовых не только кормили по дешевым ценам, но и вели антиалкогольную пропаганду. Там часто выступали члены Казанского общества трезвости с рассказами о вреде алкоголя. Рассказы сопровождались показом “туманных картин” с помощью “волшебного фонаря”, то есть демонстрацией диапозитивов. В дни крупных религиозных праздников обеды в чайно-столовых общества были бесплатны для всех.

Седьмого февраля 1896г. комитет общества постановил открыть лечебницу для алкоголиков на три-пять коек для мужчин, а затем и для женщин. Но в первый же год лечебница была расширена до 27 коек.

Обществом издавалась газета, несколько раз менявшая свое название (в 1914г. она называлась “Праздник трезвости”), а также журнал “Деятель”, последний номер которого вышел весной 1917г.

В фундаментальном исследовании по истории столицы Татарстана не нашлось места для Казанского общества трезвости. Однако интересен следующий фрагмент этой книги: "В 1900 г. в Казани выходило 21 издание, среди которых главенствующее положение занимали газеты "Казанский телеграф", "Волжский вестник", "Казанские губернские ведомости" и журнал "Деятель".

Позиция журнала была последовательно трезвенническая. В передовой статье одного из первых номеров говорилось: «Проповедовать умеренность и проповедовать пьянство – это одно и то же. Умеренно пьют все по своему: один пьет две рюмки в день и считает это умеренным, другой считает умеренным две бутылки; и последний пьяница не скажет про себя, за редкими исключениями, что он пьет неумеренно» (Деятель, 1897, № 12, с. 1).

Журнал “Деятель” широко расходился по читающей публике, в 1899 году он обменивался на 100 журналов и газет, в том числе на пять иностранных.

Казанское общество трезвости издавало общедоступные брошюры антиалкогольного содержания.

Раз в год, 29 августа по старому стилю, в Казани проводился праздник трезвости. Праздник был приурочен к годовщине усекновения головы Иоанна Крестителя.

Деятельность общества быстро переросла рамки губернского города. С 1894г. стали открываться “Отделы общества”, то есть его филиалы. Всего к 1900 г. насчитывалось свыше шестидесяти отделов Казанского общества трезвости в пределах Казанской губернии (но были еще филиалы в Сибири и других местах!). В отделах устраивались чайно-столовые, читальни, проводились народные и религиозно-нравственные чтения, а при некоторых отделах была организована трудовая помощь.

Общество имело медаль, на которой был девиз “Водка сильна, но сильнее воля своя”.

Почетными членами Казанского общества трезвости в конце XIX - начале XX вв . являлись:

Архиепископ Казанский и Свияжский Арсений

Епископ Чистопольский Антоний

Протоиерей Кронштадского Андреевского Собора отец Иоанн

Министр финансов (будущий премьер-министр Российской империи) С. Ю. Витте

Супруга Командующего войсками Казанского округа В.Д.Мещеринова

Член Госудаственного Совета М.Н. Галкин-Врасский

Казанский губернатор П.А.Полторацкий

Самарский губернатор А.С.Брянчанинов

Член Судебной Палаты С.В.Дьяченко

Профессор университета А.И.Александров

Профессор университета Л.О.Даркшевич

Казанские трезвенники пользовались признанием российской и международной общественности. В 1909 г. Казанское общество трезвости участвовало в Московской выставке комитета грамотности и получило почетный отзыв. В 1911 г. деятельность общества была представлена на всемирной выставке в Турине, там оно получило “большую премию”, а председатель общества А.Т.Соловьев был награжден серебряной медалью.

В преддверии первой мировой войны в России были установлены жесткие ограничительные меры по торговле алкоголем (так называемый «сухой закон»). Позитивные результаты первого года «принудительной трезвости» внушали оптимизм. Известный русский врач И.Н.Введенский писал: «Перед лицом совершившихся и еще продолжающихся превращений не кажутся преувеличением сказанные не раз слова, что 19 июля 1914 года Россия одержала победу над врагом гораздо более страшным, чем враг внешний».

Поражение России в войне, распад государства оттеснили вопросы общественного здоровья на второй план. В 1917 году теряются следы большинства российских обществ трезвости. В том числе и казанское общество, тесно связавшее себя после первой русской революции с право-монархическими силами, было закрыто весной 1917.

 

Глава вторая.

 

26 октября 1917 года Военно-революционный комитет опубликовал в Петрограде приказ:

1. «Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков.

2. Предписывается всем владельцам спиртовых и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца довести до сведения о точном местонахождении склада.

3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы Военно-революционному суду».

С таких крутых мер начиналась алкогольная политика Советской власти в столице, и они были очень своевременны. Поклонники алкогольных обычаев использовали паралич власти для разгрома винных лавок и складов.

Силовые методы диктовались не только экстремальной ситуацией первых послереволюционных месяцев. Руководитель Советской России, В.И.Ленин был против широкой торговли алкогольными изделиями. На Х съезде РКП(б) в 1921 он заявил: “в отличии от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим” (Ленин В.И. ПСС, т. 43, с. 326). Согласно Плану ГОЭЛРО запрещение потребления алкоголя предполагалось и далее проводить в жизнь как безусловного вредного для здоровья населения. В то же время, политика возглавляемого В.И.Лениным правительства (Совета Народных Комиссаров) отличалась непоследовательностью. Даже самый радикальный антиалкогольный декрет Совнаркома от 19.12.1919, запрещавший изготовление и продажу напитков крепче 1,5 градусов, допускал исключение для виноградных вин крепостью вплоть до 12 градусов. 9 августа 1921 г. была разрешена продажа населению вин крепостью не более 20 градусов. Пусть с научной точки зрения данный курс нельзя назвать «сухим законом», однако годы власти В.И.Ленина остаются самой трезвой эпохой в истории Советской России.

И.В.Сталин и его окружение порвали с курсом Ленина на ограничение алкоголепотребления. Уже в 1923-1924 гг. расширяется торговля вином и возобновляется торговля водкой (30-градусной). С 1925 года разрешена продажа 40-градусной водки. В 1930 году Сталин писал В.Молотову: «Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить всякий ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производство водки…».

Индустрия алкоголизации, резко сбавившая свои обороты с 1914 года, свое наступление во второй половине 20-х годов разворачивала медленно, однако и такой рост вызвал резкие протесты значительной части россиян. Слишком уж противоречили грязные алкогольные барыши курсу на построение справедливого и гуманного общества, курсу, который в те годы искренне поддерживало большинство. Да и школа «большого террора» Россией не была пройдена, поколение «одобрямса» еще только появлялось на свет. На вызов, брошенный государственной алкоголизацией, социумом был найден ответ в виде возрождения антиалкогольных сообществ.

16 февраля 1928 года было создано всесоюзное «Общество по борьбе с алкоголизмом» (ОБСА). Под алкоголизмом понималось не только заболевание, но и потребление алкоголя вообще, то есть ОБСА было однозначно трезвеннической организацией.

Подлинные властители дум той эпохи включились в антиалкогольную борьбу: Н.А.Семашко, В.И.Лебедев-Кумач, Е.Ярославский, Вс. Иванов и др.

Разбудить творческую интеллигенцию помогла принципиальная позиция Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927), выдающегося русского невропатолога и психиатра. Для казанской трезвеннической традиции важно, что в 1885-1893 гг. он возглавлял кафедру психиатрии Казанского университета. В своих работах В.М.Бехтерев доказывал, что алкоголь даже в малых дозах негативно влияет на центральную нервную систему. Незадолго до смерти он писал: “Борьба нужна не только со злоупотреблением спиртными напитками, но и потреблением их вообще, - тем более, что борьба наполовину никогда не обещает успеха. Нужна коренная борьба со злом, которая в конечном своем итоге должна привести к отрезвлению всего населения и полному изъятию алкоголя из вольной продажи”.

Исключительно ценной стала поддержка со стороны великого В.В.Маяковского. В те годы он многократно высмеивал алкогольные обычаи (“Два опиума”, “Душа общества”, “Не увлекайтесь нами”, “Пример, не достойный подражания”, “Смена убеждений” и др.). Позитивные ощущения человека, порвавшего с курением, описывает стихотворение “Я счастлив!”. Во многих стихотворениях он выступал с критикой не только крепких алкогольных изделий, но и пива:

“И преступления \\ всех систем,

и хрип хулигана, \\ и пятна быта

сегодня \\ измеришь \\ только тем –

сколько \\ пива \\ и водки напито” (Маяковский В.В. Душа общества).

Отличительная особенность той эпохи - большая роль трезвеннической печати. Центральное антиалкогольное издание – журнал «Трезвость и культура» - надолго оказался недостижимым эталоном, маяком острого и оперативного реагирования на недостатки антиалкогольной борьбы. Почти через 55 лет после его кончины новому трезвенническому журналу горбачевской эпохи было присвоено имя славного предшественника.

В школах Казани открывались ячейки ОБСА. Хорошо зарекомендовали себя тогда в России детские трезвеннические демонстрации. В дни получек школьники подходили к проходным заводов с плакатами: «Папа не пей!», «Папа не ходи в монополку!», «Твоя рюмка водки – кусок мяса, отнятый у нас!», «Родители: вызываем вам на трезвую жизнь» и т.д.

С 13 по 20 октября 1929 года в Казани проводилась «антиалкогольная неделя», именно в эти дни профилактические мероприятия проводились особенно интенсивно.

В Казани, как и в других городах распространялись билеты беспроигрышной лотереи «Книга вместо водки». Так, выпустив недорогие (в 30 копеек) билеты, ОБСА увязало антиалкогольную деятельность с борьбой за ликвидацию неграмотности.

Наряду с просветительской ОБСА интересовалось и реабилитационной работой. Именно ОБСА Казани настаивало на открытии наркодиспансера в Заречье.

Под давлением интеллигенции и многочисленных рабочих демонстраций и сходов в первый пятилетний план было поставлено последовательное сокращение производства как водки, так и пива.

Контрольные цифры Первого пятилетнего плана

Производство в млн. литров 1928/29 1929/30   1930/31   1931/32   1932/33  
Водка 528,9 504,3 479,7 418,2 369,0
Пиво 381,3 344,4 319,8 295,2 270,6

Учитывая, что планировался за пятилетку прирост населения в 20 миллионов человек, то душевое потребление должно было сократиться еще больше.

Такое покушение на свои кассовые интересы центральная власть не допустила. С конца 1929 года полным ходом пошло свертывание общественных антиалкогольных организаций.

Уже через три месяца журнал “Трезвость и культура” превратился в “Культуру и быт”. А вскоре, в начале 30-х гг., от трезвеннических организаций не осталось ничего.

 

Глава третья.

 

Если услышите басню о создании трезвеннического движения «сверху» (то есть, из-под палки властей), не верьте! На самом деле, трезвеннические движения представляют собой ответ общества на алкогольные проблемы, к решению которых политическая элита не проявляет достаточного интереса. Судите сами! Казанское общество трезвости появилось в 1892 году, на два года раньше постановления царского правительства о создании попечительств о народной трезвости (1894). ОБСА вступило в конфликт с курсом сталинского руководства и было разогнано. МНАТ появилась в 1991 году, в условиях полного безразличия центральной власти к алкогольной проблеме. Но самым блестящим аргументом против вышеупомянутого мифа является история 60-70-х годов в Советской России.

В 60-70 гг. производство и потребление алкогольных изделий в стране последовательно возрастает. В 1972 году Центральным Комитетом КПСС было принято постановление об усилении борьбы с пьянством. Главным изъяном питейной политики центральной власти виделись крайности алкоголепотребления. Средством их устранения – сокращение потребления крепких напитков и вытеснение их «хорошими» винами, шампанским и пивом.

Задолго до 1985, еще с середины 60-х годов, пагубному курсу стала предлагаться трезвенническая альтернатива. Первым здесь следует назвать И.А.Красноносова, чья «Записка XXIII съезду КПСС» и созданная на основе «Записки» и откликов на нее «Тропинка в трезвость» (1966-1969 гг.) стали центром кристаллизации сил общественного здоровья. Исключительно важной для развития трезвеннической теории стала в конце 60-х – 70-е гг. деятельность П.П.Дудочкина, Ф.Г.Углова, С.Н.Шевердина и др. П.П.Дудочкин, автор лозунга «Трезвость - норма жизни», распространил в «самиздате» «Манифест трезвости»

К тому времени и в Казани взошли первые ростки трезвости. Первое антиалкогольное общественное объединение второй половины ХХ века возникло в Татарстане в 1976 году. Оно приняло форму клуба трезвости реабилитационной направленности, т.е. клуба, предназначенного, в первую очередь, для помощи людям с алкогольными проблемами. Это была наиболее распространенная форма трезвеннических организаций той эпохи.

В 1967 году в Латвии и Литве, а в 70-е годы в Поволжье, Москве, на Украине и в других местах стали возникать клубы трезвости. Идею создания клуба именно из Прибалтики привез врач Юрий Гасиловский. Посетив ряд клубов, ознакомившись с опытом коллег, он приступил к созданию аналогичной организации в Казани.

Клуб был назван “Маяк”, что символизировало твердую дорогу в жизни. Той эпохе были свойственны громкие, эффектные названия клубов: “Анти-Бахус” (Тарту, конец 60-х годов), “Радуга” (Горький, 1975г.), “Аве вита” (Клайпеда, 1976г.), “Аметист” (Рига, 1977г.), “Надежда” (Москва, 1978г.) и т.п.

Клуб имел свой вымпел и нагрудные значки. Вымпел имел три цветные полосы: зеленую, голубую и белую. Зеленый цвет символизировал землю, голубой - небо, белый обозначал, что между землей и небом все должно быть чистым, святым. В центре находился красный квадрат, который символизировал принципы клуба - никаких компромиссов с алкоголем.

В клубе создавалась увлекательная и здоровая среда, которая помогала сохранить трезвость и порвать связи со своими “бывшими дружками”. В клубе совместно проводились праздники, осуществлялись выезды на природу и спортивные мероприятия. Велась активная просветительская работа. Кроме обычных для той эпохи лекций об идеологической борьбе и международном положении, проводились беседы, посвященные классическому искусству, литературе, культуре досуга, юмору. Интересно проходили встречи с писателями, композиторами и художниками.

В начале 1983г. клуб “Маяк” был лишен помещения. Вмешательство общественности и редакции газеты “Советская Татария” его не спасло.

Честь возродить трезвенническое движение как фактор общественной жизни города принадлежала городскому клубу трезвости “Феникс”. Он возник на рубеже 1983-84 гг.

Десятки клубов трезвости, существовавшие в это время в Советском Союзе, доказали свою жизнеспособность. Они получили признание и у некоторых органов власти. Так в 1981г. исполком Рижского городского совета народных депутатов провел научно-практическую конференцию “Роль и значение клубов трезвости в профилактике пьянства и алкоголизма”. Аналогичное мероприятие было проведено в том же году в Киеве.

Существовала к этому времени и трезвенническая идеология, которую активно пропагандировали представители нижегородской группы (Я.К.Кокушкин, С.Н.Шевердин, А.Н.Маюров), писатель Петр Дудочкин, академик АМН СССР Федор Углов, а с 1983г. - Добровольное общество трезвости (ДОТ) в Новосибирске.

Разрабатываемый в аппарате Андропова антиалкогольный Указ (который потом будут называть “горбачевским”) гарантировал любому клубу выживание на стартовом, наиболее трудном этапе. Энтузиасты по-прежнему были обречены на изнурительную борьбу с отдельными местными бюрократами, но им не нужно было вступать в конфликт со всей системой в целом. За трезвенническую деятельность в это время (в отличие от первой половины 70-х годов) репрессии уже не грозили. На этом противоречивом синтезе вольнодумного протеста и социальной защищенности кратковременно расцвел казанский клуб “Феникс”.

У истоков “Феникса” стояла инициативная группа из 13 человек. Первый год “Феникс” существовал как реабилитационный клуб, его основу составляли врачи-наркологи и их пациенты. Исповеди бывших пациентов наркологии, безалкогольный досуг, беседы в трудовых коллективах составляли работу “Феникса” на первом году его существования. “Феникс” воспринял от “Маяка” традицию тесного сотрудничества с медиками. Членами “Феникса” были некоторые сотрудники наркологической службы и Республиканского дома санитарного просвещения (ныне: Республиканский центр медицинской профилактики).

Клуб имел значок: одноцветный, с изображением птицы на фоне лучей восходящего солнца, на верхней части надпись “Казань”, внизу надпись “Феникс”.

Влияние “Феникса” вышло за пределы Казани. Летом 1985 года актив клуба несколько раз выезжал в сельскую местность, где проводились массовые трезвеннические мероприятия. Например, представители клуба принимали участие в сходах граждан в зверосовхозе “Бирюлинский” Высокогорского района и совхоза “Джалильский” Заинского района.

Сила клуба была в высоком интеллектуальном потенциале и большой социальной активности его членов. Массовость обеспечивали гости многочисленных мероприятий, проводимых на базе клуба. Врачи и пациенты приходили на праздники, работники аппарата ВДОБТ и секретари райкомов КПСС участвовали в семинарах, общественных активистов привлекали встречи с представителями новосибирского ДОТ В.Г. Ждановым и А.Н. Насыровым, студенты-практиканты института культуры находили здесь место для проведения практики культмассовой работы. Областной совет профсоюзов провел на базе “Феникса” семинар для клубных работников.

Летом 1986 года “Феникс” организовал несколько пропагандистских рейдов в очереди у винных магазинов. В ходе рейдов члены клуба беседовали с людьми, стоящими в очереди, раздавали обращение клуба.

Таким образом, идеи, формулировавшиеся в узком кругу актива “Феникса”, становились известными большому числу казанцев.

Значительный резонанс приобрели два воззвания “Феникса”. Первое из них - “Обращение к очереди за спиртным” - было написано весной 1986г., когда антиалкогольный курс был на подъеме. Второе - отклик на расширение торговли пивом - было принято в марте 1987г., когда правительство начало свой отход от антиалкогольного курса. Это воззвание отразило тревогу трезвеннического актива по поводу отступления перед алкоголем. Целый ряд городских и районных советов ВДОБТ Татарии взяли воззвания за основу своих обращений или опубликовали их целиком (от своего имени). Кроме того, оба воззвания были многократно оттиражированы доступными по тому времени средствами (машинопись, компьютерное тиражирование, ксерокопирование).

Золотым фондом трезвеннического движения Казани стали связи с соратниками из других городов, накопленные в этот период. Представители “Феникса” посетили клубы трезвости Прибалтики, Москвы, Горького, Перми, Ижевска, Новосибирска и других городов. Поддерживалась интенсивная переписка с трезвенниками всего СССР, большой гордостью было получение первых писем от зарубежных трезвенников.

Клуб “Феникс” стал инициатором первого “неформального” (т.е. не санкционированного властью) митинга и демонстрации в Казани. Они были посвящены двухлетию опубликования антиалкогольных постановлений правительства (16 мая 1987г.). Активно участвовал “Феникс” в экологическом движении Татарстана. Газета "Вечерняя Казань (ВК)", сыгравшая в это время в Татарстане роль, аналогичную “Огоньку” и “Московским новостям”, отмечала: “Митинг посетило начальство. И пошло гулять по кабинетам обвинение в отсутствии у местных “зеленых” светских манер. Проходил мимо подвыпивший гражданин - вот вам и версия о хмельных страстях. (Для сведения: “цементируют” экологическое движение активисты клуба трезвости “Феникс”)” - ВК, 30.05.1988, с. 2. (Аналогичная оценка роли “Феникса” в экологическом движении была высказана и раньше: ВК, 25.04.1988, с.1)

В 1988 г. клуб стал коллективным членом Народного фронта - шумной и аморфной организации антибюрократической направленности, из которой в дальнейшем развились многие демократические партии и организации Татарстана.

С 1989 г. число членов клуба стало сокращаться. Из него выбыли политические активисты, нашедшие более престижные формы социальной деятельности. Базу для своей активности клуб нашел в выпускниках кооператива “Альтернатива”. Кооператив сначала проводил курсы по методу Г.А.Шичко, а затем специализировался на кодировании. “Альтернативу” отличало от других кодирующих организаций внимание к дальнейшей судьбе своих пациентов. На периодические встречи пациентов собирались по несколько десятков человек. Такие встречи напоминали массовые мероприятия клуба эпохи “бури и натиска”. В дальнейшем из таких встреч и выросла первая группа Анонимных Алкоголиков (АА) Казани, которую также назвали “Феникс”.

Движение АА начиналось в США в 1935 году. Его легендарным основателями являются Билл и Боб. Фамилии основоположников не раскрываются, это - традиция . Также и нынешние члены АА знают друг друга только по имени. Движение АА оказало помощь многим людям. Жена президента США Бетси Форд осуществила публичное признание в своих алкогольных проблемах и подарила надежду многим страдающим людям. В 1991 году движение АА оформилось и в Казани.

В дальнейшем реабилитационную работу “Феникса” продолжили группы АА, просветительскую - Казанское отделение МНАТ.

Лозунг «Трезвость – норма жизни», выдвинутый П.П.Дудочкиным, стал официальным лозунгом горбачевского антиалкогольного курса. В начале XXI века этот лозунг обрел новое дыхание в формулировке петрозаводского энтузиаста В.Д.Прохорова «Трезвость – норма жизни, пьянство – норма смерти». Он получил отражение в мнатовской прессе, наклейках и т.п.

 

Глава четвертая.

 

К началу 80-х годов скрывать катастрофический уровень алкоголизации уже не было никакой возможности. В 1984 среднедушевое потребление составляло 14,2 литров абсолютного алкоголя, что в пересчете давало 35,5 литра водки, или на традиционную меру 71 бутылку в год.

В середине мая 1985 года увидели свет так называемые «горбачевские» постановления партии и правительства о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма. В сентябре 1985г. в Москве было провозглашено создание Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, в октябре 1985г. появился Татарский республиканский совет ВДОБТ.

Формально деятельностью ВДОБТ в городе и районах руководили Советы, существовавшие на общественных началах. Как и в целом по стране, Советы ВДОБТ представляли межведомственные совещания с участием первых зам. начальников различных ведомств соответствующего уровня. Реально работой ВДОБТ руководил аппарат (штатные работники). Руководящий состав аппарата, как и в целом по стране, формировался из пониженных или отправленных на пенсию номенклатурных работников.

Общее число первичек ВДОБТ и общее число членов в период 1985-87 гг. автору установить пока не удалось. Однозначно можно сказать, что число первичек было меньше числа трудовых коллективов и числа партийных организаций Казани. Совершенно очевидно, что все цифры о численности ВДОБТ, поступавшие “наверх”, завышались (впрочем, назовите мне сегодня партию или общественную организацию, основанную на членстве, которая бы не завышала свою численность! Так что «завышение» - своего рода социальный закон). Но не следует впадать в гиперкритику ВДОБТ. Значительная часть россиян, ныне отрицательно оценивающая антиалкогольный курс 1985 года, в то время позитивно оценивала перспективы преодоления пьянства и, соответственно, благожелательно или без последующей агрессивности относилась к ВДОБТ.По подсчетам автора, членов Казанского ВДОБТ в период подъема было где-то больше 20, но меньше 40 тысяч. В любом случае, ВДОБТ удалось стать самой массовой трезвеннической организацией за всю истории трезвеннического движения столицы Татарстана.

Одной из самых тяжелых ошибок была “ложь во благо”, т.е. стремление преувеличить свою значимость, якобы, во имя преодоления пьянства. Советы ВДОБТ отчитывались за всю антиалкогольную работу, которая велась в их районе (городе) различными службами, организациями. Но были и у ВДОБТ полезные дела.

Итак, перечислим формы работы первичек Казанского ВДОБТ, очевидцем реального функционирования которых был автор. Это были лекции, беседы, круглые столы, организация стендов, тиражирование трезвеннических материалов. Да, да – тиражирование материалов как одна из важнейших заслуг активистов ВДОБТ. Читатель, сделай поправку на тяжелейшие условия для тиражирования в те времена и оцени машинопись, компьютерную печать и использование типографий предприятий, через которые всеми правдами и неправдами удавалось “размножать”... ВДОБТовцами использовалась многотиражная печать и радиосеть институтов и предприятий. Осуществлялась подписка на журнал “Трезвость и культура” (главный редактор в 1986-1990 Станислав Шевердин). Тираж этого интересного журнала достигал в 1987 году почти миллиона экземпляров!

Районные и городской советы, кроме бумажной деятельности, осуществляли порой и полезные дела на своем административном уровне: проводили семинары для актива, выпускали плакаты, принимали обр<



2018-07-06 313 Обсуждений (0)
Казанского отделения МНАТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Казанского отделения МНАТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)