РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОТВЕТА И РЕШЕНИЮ ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ0.00 из
5.000 оценок
№
задания
Критерии оценивания, в которых обозначены элементы ответа
Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа
и решению возможных проблемных ситуаций
Ответ правильный и полный:
• выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции;
• составлен электронный баланс, указан окислитель и восстановитель
Основные элементы ответа
1. Ставится 1 балл если выбраны вещества из списка, и составлено молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции между ними:
· из приведённого в условии списка веществ выбраны те вещества, между которыми протекает окислительно-восстановительная реакция;
· правильно составлены формулы продуктов этой окислительно-восстановительной реакции;
· расставлены все коэффициенты в уравнении (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных).
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций:
− в качестве исходных веществ (окислителя и восстановителя) могут быть использованы только вещества из предложенного списка (вода используется в качестве среды протекания реакций);
− реакции разложения сложных веществ не могут быть приняты в качестве верного ответа, так как по условию задания требуется выбрать «вещества, между которыми…»)
2. Ставится 1 балл за составление электронного баланса при условии, если:
· правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления;
· электронный баланс можно считать составленным верно в случае, если любым способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
· указан окислитель и восстановитель.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
− степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым;
− если степень окисления не указана, то считать её равной 0;
− считать верными записи, подобные следующим «Cl-1», «Cl-», «2Cr3+», «Cr+6», которые экзаменуемый использовал при указании степени окисления;
− считать неверными записи, подобные следующим «N23–», «Cr26+» (или «N2–3» «Cr2+6»);
− наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя).
Экзаменуемый может:
− в качестве окислителя и восстановителя указать элементы в соответствующей строчке электронного баланса, или отдельно выписать формулы /названия веществ.
− обозначить окислитель и восстановитель даже одной буквой («В» и «О»).
При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмвыполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»).
В случае если выбраны вещества из списка, между которыми невозможно протекание окислительно-восстановительной реакции, то за молекулярное уравнение ставится 0 баллов и электронный баланс не оценивается – 0 баллов.
В случае если выбраны вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, но допущена(-ы) ошибка(-и) в определении состава продуктов реакции (к примеру, не учтён характер среды раствора), то за первый элемент ответа (уравнение реакции) ставится 0 баллов, а электронный баланс оценивается применительно к составленному экзаменуемым уравнению реакции.
Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:
• выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена;
• записаны полное и сокращенное ионное уравнения реакций
Основные элементы ответа
1. Ставится 1 балл если выбраны вещества из списка, и составлено молекулярное уравнение реакции ионного обмена между ними:
· из приведённого в условии списка веществ выбраны те вещества, которые могут участвовать в реакции ионного обмена;
· расставлены все коэффициенты в молекулярном уравнении реакции.
2. Ставится 1 балл если записаны полное и сокращённое ионное уравнения:
− правильно указаны заряды ионов в каждом из ионных уравнений реакций (например, «Na+», или «SO42-»);
− в ионном уравнении реакции формулы слабых электролитов, практически нерастворимых веществ и газов записаны в молекулярном виде;
− в сокращённом ионном уравнении коэффициенты должны быть минимальными целыми числами.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций:
− при составлении как молекулярного, так и ионного уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑».
При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»).
Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.
Ответ правильный и полный:
содержит правильно записанные уравнения четырёх химических реакций, о которых шла речь в условии задания.
Ставится 1 балл за каждый из четырёх элементов ответа, если:
· правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции;
· указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
· в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
При составлении уравнения реакции экзаменуемый может:
− не указывать условия ее проведения (прокаливание, катализатор), так как они указаны в условии задания. В случае если в ответе все же указаны условия проведения конкретной реакции, но они не соответствуют её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений.
− при составлении уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑».
Ответ правильный и полный:
содержит правильно записанные уравнения пяти химических реакций, которые соответствуют схеме превращений, приведённой в условии задания.
Ставится 1 балл за каждый из пяти элементов ответа, если:
· правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества.
· указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
· в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
При составлении уравнения химической реакции экзаменуемый может:
− использовать молекулярные формулы простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O, C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления);
− не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»;
− не указывать условия её проведения (прокаливание, катализатор), так как в условии задания это не предусмотрено. В случае если в ответе все же указаны условия проведения конкретной реакции, но они не соответствуют её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений.
Ответ правильный и полный:
• в ответе правильно записаны все уравнения реакций, соответствующих условию задания;
• правильно произведены вычисления, в которых использованы необходимые физические величины, заданные в условии задания;
• продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты;
• в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина.
1.Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно записанных уравнений всех реакций, соответствующих условию задания.
· - правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции;
· - указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций:
− если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.
2. Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно произведённых вычислений, в которых используются необходимые физические величины, из числа указанных в условии задания.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
К примеру, в соответствии с условием задания должно быть определено вещество, взятое в избытке. Если в ответе экзаменуемого отсутствует указание на избыток этого вещества, но ход дальнейших вычислений правильный, то в этом случае элемент ответа считается верным.
3. Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты.
Иными словами, отражены все необходимые этапы расчётов с указанием пропорциональной зависимостимежду количеством (массой, объёмом) реагирующих веществ.
Вычисление молярной массы веществ можно не приводить.
4.Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина:
− выбран верный способ для нахождения искомой физической величины;
− правильно определены «промежуточные» физические величины, необходимые для её нахождения.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
В случае наличия в ответе экзаменуемого ошибок в вычислениях (не более трёх), которые привели к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
В случае если в ответе экзаменуемого не указаны единицы измерения искомых физических величин (более четырёх), то оценка за выполнение задания снижается на 1 балл.
При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмрешения задачи (отличный от предложенного «варианта ответа»).
Ответ правильный и полный:
· правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества и записана молекулярная формула вещества;
· записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания;
· с использованием структурных формул органических веществ записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания.
Основные элементы ответа
1. Ставится 1 балл за определение молекулярной формулы вещества на основании приведённых необходимых правильных вычислений.
Ответ должен содержать расчёты, подтверждающие соответствие приведённой молекулярной формулы условиям задачи.
2. Ставится 1 балл при наличии записи структурной формулы вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества в соответствии с условием задания.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
При условии, если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и составлена правильно, то этот элемент ответа считается выполненным и выставляется 1 балл за «структурную формулу».
3. Ставится 1 балл при наличии записи уравнения реакции, на которую даётся указание в условии задания:
· правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества.
· указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
· в уравнении реакции записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O и т.д., а также C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления).
В случае если в условии задания идёт речь о веществах природного происхождения, то таковыми являются биологически важные вещества, такие как жиры, аминокислоты (независимо от положения аминогруппы), пептиды, белки, углеводы (моно-, ди-, олиго- и полисахариды).