Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СМИ в системе отношений государства и общества



2018-07-06 623 Обсуждений (0)
СМИ в системе отношений государства и общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Без коммуникации общество предоставляло бы собой скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество.

Сегодня ученые выделяют ряд аспектов рассмотрения категории коммуникация: от информационного обмена в технологически организованных системах до экзистенциональной коммуникации.

Нас оно будет интересовать в широком смысле - как одна из основ человеческой жизнедеятельности, как тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен[4].

Коммуникация (от лат.communicatio - сообщение, передача, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными.

Таким образом, коммуникация - это процесс распространения информации.

Тогда что же такое информация?

Не существует одного общего определения понятия информации. Первоначальное ее понимание сводилось к сведениям, сообщениям о чем-либо. Однако с прогрессом технических средств массовых и других коммуникаций, с ростом объема передаваемых сообщений и появлением необходимости измерения количества информации, ее ценности и содержания, появились разные подходы к пониманию информации 3. В течение последних 50 лет ученые стремились определить категорию информации, трактуя ее то в виде формальных определений, то в виде концепции информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т.д., но каждый раз понятие информации не столько определялось, сколько принималось на интуитивном уровне. Опираясь на статьи современных словарей, можно взять за основу следующее собирательное понятие информации:

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)[5].

Следовательно, в самом элементарном представлении, "информация" - совокупность сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от их представления.

Таким образом, если коммуникация - это механизм общения, взаимодействие общественных субъектов, то информация - это содержательная сторона общения, взаимодействия общественных субъектов.

Значение коммуникации в жизни общества волновало человечество с древних времен (например, с философской точки зрения коммуникация рассматривалась в аспектах происхождения социальных норм, морали, права и государства, проблем диалога и т.д.). В ХХ в. коммуникация оказалась в центре внимания философии (у К. Ясперса коммуникация является целью и задачей философии), в центре внимания социальной теории (например, Ю. Хабермас рассматривает коммуникацию в качестве базового признака социального процесса, отмечая, что именно коммуникативное действие, а не труд, согласно учению К. Маркса, является основой всей социокультурной жизни человека;и коммуникация же лежит в основе современного гражданского общества), в центре внимания политологии, помогая понять механизмы принятия важнейших политических и идеологических решений (по Н. Луману, власть понимается как коммуникативное средство, она предлагает результаты предпринятого ею отбора и благодаря этому обладает способностью оказывать влияние на селекцию действий или бездействий подчиненных перед лицом других возможностей) Средства массовой информации в обществе[6].

Интерес к процессам коммуникации резко возрос с интенсивным развитием средств массовой коммуникации (СМК) и средств массовой информации (СМИ), которое пришлись на ХХ век. Однако прежде, чем анализировать общее и различное в СМК и СМИ, следует разобраться, в чем состоят особенности массовой коммуникации и массовой информации.

Массовая коммуникация (кроме массовой коммуникации, по типу отношений между участниками выделяются межличностная и публичная коммуникации, а также целый ряд иных типов, форм и моделей коммуникации) - разновидность социальной коммуникации, реализуемой на уровне общества. Массовая коммуникация - это процесс, в ходе которого специфически организованные институты посредством технических средств производят и передают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс массовой коммуникации носит однонаправленный и внеличностный характер, т.к. отправитель удален от потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций (например, институтов общественного мнения). Массовые коммуникации осуществляются при помощи средств массовой коммуникации[7].

Массовая информация - социальная информация, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией[8].

Как несложно заметить из определений, категории массовой коммуникации и массовой информации, в отличие от категорий коммуникации и информации, сближаются, так как массовая коммуникация и массовая информация предполагают передачу информации широкой аудитории от некоего источника.

Когда же речь заходит о категориях средств массовой коммуникации и средств массовой информации, некоторые ученые одно время отождествляли их, отмечая, что такими средствами и в одном, и в другом случае в первую очередь являются пресса, радио и телевидение. Средства массовой информации, согласно закону "О средствах массовой информации", - это периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иная форма периодического распространения массовой информации. Другие ученые к средствам массовой коммуникации относят кинематограф и шоу-бизнес в полном его объеме, в то время как к средствам массовой информации причисляют только прессу, радио и телевидение.

Логично остановиться на варианте, объединяющем первую и вторую трактовки СМК, подразумевая под средствами массовой коммуникации прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технические средства, обеспечивающие коммуникацию. Почему все перечисленное предлагается отнести к СМК? СМК - это категория более широкая, чем СМИ. Кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукция ввиду своей непериодичности не могут быть средствами массовой информации.

Поэтому представляется целесообразным принять предложенную трактовку СМК. Таким образом, основную категорию, используемую в настоящем исследовании, - средства массовой коммуникации - предлагается трактовать как отчасти синонимичную категории средства массовой информации, но в более широком понимании по трем причинам. Во-первых, потому что анализ влияния средств массовой коммуникации осуществляется с периода в истории человечества, когда не существовали СМИ в принятом сегодня понимании (печать, телерадиовещание), их функцию выполняли рукописные книги. Во-вторых, сегодня средства массовой коммуникации, помимо СМИ, включают в себя кинематограф, шоу-бизнес, Интернет, новые средства массовой информации, рекламу, PR, оказывающие значительное влияние на массовое сознание. В-третьих, средства массовой информации - это преимущественно однонаправленная система, в то время как средства массовой коммуникации являются системой, обладающей обратной связью, почему в последние годы все активнее обсуждается необходимость преобразования СМИ в СМК, т.е. в инструмент социального взаимодействия, "в один из значимых институтов социального управления"[9].

С помощью средств массовой коммуникации и информации коммуникация распространяется повсюду, и необходимо отметить, что коммуникационные средства информации представляют собой решающий фактор любой социальной системы (в связи с чем Юрген Хабермас, отважившийся на попытку фундаментального теоретического синтеза в области философии и теории общества, определяет, что общество - результат информационного взаимодействия людей). Отличительной чертой средств массовой информации как социальных институтов является то, что они существуют специально для содействия коммуникации.

Всякий социальный институт (в качестве социального института принято рассматривать всевозможные составляющие социальной системы как формы организации жизни общества в самых различных ее проявлениях: от институтов государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной, и до спортивных обществ или общества кактусоводов) вступает в коммуникативные связи с другими социальными институтами и нередко осуществляет массово-информационную деятельность от своего имени. То есть законодательное собрание, например, рассказывает через СМИ и СМК о своей деятельности, спортивное общество - о своих достижениях, общество кактусоводов - о новых сортах кактусов.

Следовательно, под "социальным институтом" будем понимать относительно устойчивые типы и формы социальной политики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Средства массовой информации, а теперь и коммуникации, по мнению профессора МГУ Е.П. Прохорова, являются "специфическим социальным институтом", то есть, обращаясь к обществу в процессе массово-информационного обеспечения его функционирования, создают своеобразный информационный "аналог" жизнедеятельности социальных институтов во всех их проявлениях. Иначе говоря, основное назначение средств массовой информации и коммуникации состоит не в характеристике деятельности самих СМИ и СМК (хотя именно анализ состояния и особенностей их функционирования в наибольшей степени способствует пониманию происходящих в обществе процессов и осознанию положения других социальных институтов в государстве), а в создании полной картины жизни общества через освещение функционирования каждого социального института. В то же время средства массовой информации нередко устанавливают такие взаимоотношения с аудиторией, которые позволяют не просто передавать информацию, но могут, подобно законодательной власти, представлять свою нацию, свой народ, контролировать исполнительную власть. Именно в этом на определенном этапе своего развития они усматривают основную свою роль, претендуя на место "четвертой власти" (Интернет в последние годы стали называть "пятой властью").

Однако первоначальной функцией средств массовой информации и коммуникации является передача информации. Анализ информации, передаваемой через СМИ и СМК, делает очевидным, как уже отмечалось выше, малое число отправителей информации и большое число ее получателей. В силу того, что политика в большей, чем другие виды общественной деятельности, степени нуждается в опосредованных формах общения и средствах связи между носителями власти, исполнителями ее воли и гражданами, можно отметить, что СМИ оказывают очевидное влияние на политическую жизнь страны через передачу информации большим аудиториям. Очевидно также, что решение правителя или правительства становится легитимным только в том случае, если это решение получает одобрение граждан, это с одной стороны. С другой стороны, управляемые стремятся выразить свои нужды и добиться того, чтобы о них узнала власть. Согласия между властью и гражданами можно достичь только при помощи коммуникации, обмена мнениями.

3. Роль СМИ в политической жизни

Само возникновение термина "политика", обычно связываемого с именем Аристотеля, имеет непосредственное отношение к общению, ибо именно Аристотель определял "политику" как вид общения, а человека рассматривал как "политическое" или "общественное животное". Поэтому, согласно его доводам, естественная социальность человека неизбежно приводит его к политическому обществу. Аристотель отмечал, что общение имеет в виду некое благо, а общение государственное, или политическое, имеет в виду высшее благо. Говоря современным языком, природа политики состоит в коллективной целенаправленной деятельности в интересах общества, осуществляемой через специализированные формы общения людей. Таким образом, социально-информационным плацдармом политики является политическая коммуникация, которую можно определить как непрерывный процесс передачи информации, циркулирующей внутри и между политическими и социальными системами на всех уровнях. Американский политолог Л. Пай отмечал, что "политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации"[10].

Таким образом, современные политические коммуникации - это основа функционирования любой политической системы. Политические коммуникации представляют собой механизм включения субъектов политической деятельности в общественно-политическую среду.

Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает использование специальных средств передачи информации, способных обеспечить единую направленность действий большого числа людей. Одним из основных таких средств являются средства массовой информации и коммуникации.

Доводы Аристотеля подтверждаются доводами современных идеологов демократии и социальной коммуникации. Согласно теории Ж. д`Арси (президента Международного института коммуникаций, (Франция), сформулировавшего в 1969 г. идею "права человека на коммуникацию"), история СМК приучила людей к "вертикальному" потоку информации, но это не коммуникация. Коммуникация - это горизонтальный, взаимовыгодный обмен информацией в рамках такой социальной структуры, которая обеспечивает всестороннее общественное участие. Другой, американский, специалист в области сравнительного политического развития Дэвид Э. Эптер пишет: "Демократическая политическая система является информационной системой. Информационный обмен свойственен каждому аспекту функционирования этой системы. То, что мы являемся сегодня очевидцами демократизации, есть пример перехода от сильного принуждения к развитым информационным системам".

Известный политолог Г. Алмонд идет дальше: он включает СМК в содержание политической системы, наряду со структурами типа парламентов, исполнительных и распорядительных органов, выдвигая на первый план не сами структуры, а осуществляемые между ними информационные связи. Также известный специалист в области политологии Д. Истон отмечает, что уровень развития демократии определяется уровнем реакции власти на приходящую от окружающей среды, в том числе от граждан, информацию. А быстрая, необходимая обществу реакция во многом обеспечивается средствами массовой информации и коммуникации. Примечательно, что Швеция уже в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций СМК:

1. Стимулировать широкое участие граждан в общественных делах.

2. Укреплять сознание национальной идентичности.

3. Давать гражданам необходимую информацию и одновременно предоставлять им возможность донести свои взгляды и мнения до правящих кругов.

4. Служить форумом для обмена мнениями и информацией.

5. Подвергать критическому анализу группировки, стоящие у власти в стране.

Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане получали инструмент влияния на процессы общественного управления.

Одной из форм общественного сознания, в марксистском понимании, является политическое сознание, которое в общемировой традиции рассматривается в более широком контексте - как совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющийся на разных уровнях и в различных ситуациях. Политическое сознание, с одной стороны, можно определить в качестве массового сознания общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. С этой точки зрения политическое сознание можно рассматривать как особый политизированный сегмент массового сознания. Массовое политическое сознание подразделяется на статичные (ценности, "общие ориентации") и динамичные (массовые настроения) компоненты и определяет тип и уровень политической культуры общества, а также обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения.

С другой стороны, политическое сознание предлагается рассматривать как обобщенное сознание более определенных и организованных, чем масса, больших и малых групп (социальные слои населения, национально-этнические образования; политическая элита, лоббистские группы, руководство правящей партии и т.д.), связанных с политикой.

Однако политическое сознание трактуется и как свойства и качества личности, так или иначе воспринимающей политику, более или менее объективно оценивающей ее и относительно целеустремленно действующей в политическом пространстве.

Подсистемой или видом общественного сознания является массовое сознание, свойственное множествам людей, для которых в определенной ситуации характерны объединения в аморфные социальные общности (с вероятностным характером возникновения) и которые отличаются не только массовостью, но единым способом сознания и поведения.

Так СМИ и СМК выдвигаются вместе с властью в центр внимания всего общества. И именно на этапе развития отношений, когда народ дорастает до понимания необходимости требовать от власти выполнения обязательств перед собой и у него появляется потребность сначала в инструменте воздействия на власть, а потом и в инструменте контроля над ней, средства массовой информации и коммуникации становятся одним из самых доступных, простых, всеобъемлющих и нередко малозатратных для общества средств контроля над властью. И ввиду того, что СМИ на протяжении всей своей истории привлекают к себе внимание в первую очередь сообщениями относительно деятельности власти, они и теперь с готовностью принимают на себя контрольную функцию по ряду причин: они считают себя совестью нации; они хотят удержать внимание своих потребителей, чтобы выжить; им нравится самим обладать властью, а общество дает средствам массовой информации полномочия от своего имени вмешиваться во все, в том числе и властные процессы, как неизбранным представителям народа; они уже стоят над всеми социальными институтами в силу того, что являются специфическим социальным институтом.

Таким образом, СМИ сознательно принимают на себя ответственность "четвертой власти". С другой стороны, общественность, нацеленная на требование от власти удовлетворения своих собственных потребностей, с удовольствием в силу еще слишком глубоких иждивенческих позиций соглашается на это (чем меньше развиты институты гражданского общества, тем в большей степени общество перекладывает ответственность за контроль над властью на плечи СМИ). И так рождается концепция о "четвертой власти".

 

Заключение

Во многом взаимоотношения между государством и масс-медиа являются сегодня важным показателем направления дальнейшего развития России. Несмотря на то, что одним из принципов существования демократической политической системы российского общества является свобода и независимость средств массовой информации, государство по-прежнему пытается контролировать политическую деятельность печатных и электронных СМИ. Противоречие заключается в том, что для эффективной модернизации системы государственной власти необходимо задействовать все виды ресурсов. Ограничение его влияния в информационной сфере может привести к развитию не только демократических отношений, но и способствовать дестабилизации политических процессов, подмене истинных целей и задач реформ ложными. Кроме того, как показала практика, масс-медиа не способны самостоятельно противостоять давлению со стороны различных политических и экономических группировок, стремящихся использовать СМИ в своих узковедомственных интересах. В результате, государственный контроль сменяется финансовым, а ценность средств массовой информации как участника процесса формирования демократической политической системы снижается. Одновременно в их функционировании существенно возрастает манипулятивная составляющая. Создание псевдособытий, наклеивание ярлыков, выброс компромата, открытая дезинформация - все эти приемы активно используются современными масс-медиа России. Основным объектом, на который направлен данный вида их деятельности, является общество. При отсутствии сформированных гражданских институтов и организаций, неустойчивости ценностных ориентаций, вызванных изменениями в политической системе, когда получение политической информации не требует прямого общения между людьми, а ее распространитель (СМИ) заведомо отстаивают субъективную точку зрения у человека формируется иллюзорные представления о политическом мире.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

А) Конституция Российской Федерации

Б)Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации"

Учебная литература:

А) Фарукшин М.Х. Политическая система общества. // Социально-политические науки. №5. - 2011.

Б) Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2013г.

В) Учеб. Пособие для ун-тов. М., Политиздат, 2010г. С 97.

Г)Пресса и общественное мнение (Корабейников B. C., Давиченко В.Т. и др.).М., Наука, 2006г. С 72

Д)Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 2007г. С 199

Е)Актуальные проблемы развития политических систем (Под.ред. Ильинского И.П., Энтина Л.M.). М., 2005 г. С 32


[1]Актуальные проблемы развития политических систем (Под.ред. Ильинского И.П., Энтина Л.M.). М., 2005 г. С 32

[2]Учеб. Пособие для ун-тов. М., Политиздат, 2010 г. С 54.

[3]Пресса и общественное мнение (Корабейников B.C., Давиченко В.Т. и др.).М., Наука, 2006 г. С 88

[4]Актуальные проблемы развития политических систем (Под.ред. Ильинского И.П., Энтина Л.M.). М., 2005г. С 58

[5]Актуальные проблемы развития политических систем (Под.ред. Ильинского И.П., Энтина Л.M.). М., 2005г. С 62

[6]Учеб. Пособие для ун-тов. М., Политиздат, 2010г. С 97.

[7]Пресса и общественное мнение (Корабейников B. C., Давиченко В.Т. и др.).М., Наука, 2006г. С 72

[8] Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2013г. С 117

[9]Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 2007г. С 199

[10]Фарукшин М.Х. Политическая система общества. //Социально-политические науки. №5. - 2011. с 115.



2018-07-06 623 Обсуждений (0)
СМИ в системе отношений государства и общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СМИ в системе отношений государства и общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)