Коллективные семьи: понятие, виды, причины возникновения.
Реферат Коллективные семьи: причины, специфика взаимоотношений
Контрольная работа по дисциплине «Семейная психотерапия и консультирование» Потаповой Александры
Преподаватель: Доцент, канд.психол.наук Самбикина Оксана Семёновна
Пермь, 2018 Оглавление Введение.......................................................................................................... 3 Групповой брак в историческом контексте................................................... 4 Коллективные семьи: понятие, виды, причины возникновения.................... 5 Специфика взаимоотношений членов коллективной семьи.......................... 8 Заключение...................................................................................................... 9 Список литературы......................................................................................... 9 Введение Критика социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией отношений господства, в начале 1970-х гг. породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья». В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства семейной жизни, происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется. Подобные изменения в значительной мере имеют отношение к трансформации социокультурного характера феномена «молодежи». Групповой брак в историческом контексте За всю историю человечества сменилось очень много форм общественного управления отношениями между мужчиной и женщиной. Какими бы они ни были, абсолютно все соответствовали экономическим и социальным условиям. С наступлением таких перемен в обществе, когда стали формироваться род и племя, возник групповой брак. Свидетельства существования такой формы семьи были найдены при колонизации обоих Америк, островов Тихого океана, Австралии, удаленных областей Африки и Азии. Суть группового брака заключается в том, что целые группы мужчин и женщин взаимно принадлежат друг другу, все женщины такой группы являются «женами» для мужчины такой группы, которые являются «мужьями» для этих женщин. Сначала характерны свободные связи внутри рода (эндогамия). Позже – экзогамия - форма отношений между мужчиной и женщиной, требующая запрета половых связей внутри одной первобытной семьи. Разрешено было вступать в контакт только с представителями из другого племени. Такой запрет по-научному называется «экзогамия». И некоторые исследователи дают объяснение, как первобытные люди пришли к этому [4]: 1. В племенах, где половые отношения происходили между всеми родственниками без разбора, стали появляться на свет неполноценные дети. 2. Люди не могли всю жизнь общаться только друг с другом, когда вокруг находились другие племена. Им необходимо было входить в половой контакт с представителями другого рода, чтобы развиваться дальше. 3. Только так они могли достигнуть согласия и мира внутри своих племен, потому что природное влечение очень часто провоцировало сильные конфликты между полами в одном роде. Но такие союзы не приводили к созданию семей. Получалось, что дети были общими, то есть принадлежали всему роду, и, соответственно, воспитание их проводилось целой общиной. Первобытные люди считали, что мужья никак не связаны биологически с детьми, рожденными их женами. Они были убеждены, что женщина беременела от прихода духа, который вселял в ее тело ребенка. И ее сторонняя связь не считалась изменой, так как, по убеждению мужчин, в их отсутствии к женщине пришел дух и оплодотворил ее. Коллективные семьи: понятие, виды, причины возникновения. Одной из альтернативных форм брака является групповой брак или жилые сообщества или коллективная семья. Можно сказать, что коллективная семья – это семья, с распределением обязанностей по очереди или выполнением их вместе. С точки зрения структуры отношений выделяют: ü жилые сообщества из нескольких малых семей (так называемая «большая семья»), ü жилые сообщества из нескольких пар, ü жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы. Нередко жилые сообщества включают и детей. В рамках коллективных семей одна группа редко остается неизменной, т.е. имеется тенденция к смене партнеров и изменению структуры сообщества. В этом смысле жилые сообщества в большей степени удовлетворяют требованиям гибкости и мобильности. Коллективные семьи (они же жилые сообщества) могут выполнять определенные задачи: ü студенческие коммуны в университетских городках; ü сельские группы, практикующие макробиотические способы возделывания культур; ü религиозные и лечебные группы; ü группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью; ü производственные и жилые коллективы; ü педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Временную или длительную альтернативу семейному образу жизни представляют студенческие жилые сообщества. Они обладают финансовыми преимуществами, способствуют прагматическому решению жилищной проблемы, дают возможность студентам, вопреки экономической несамостоятельности, жить, поддерживая сексуальные и любовные отношения [3]. Наиболее важным примером современного коммунального устройства домашней жизни является израильский киббуц. Киббуц – сообщество семей и индивидов, совместно воспитывающих детей. Большинство киббуцев первоначально были сельскохозяйственными коллективными предприятиями, сейчас многие из них занимаются и промышленным производством. В Израиле насчитывается более 240 киббуцев с общим числом членов приблизительно в 100 000 человек. Некоторые из них невелики – не более 50 человек, другие включают до 2 000 человек. Каждый киббуц действует как общий дом, забота о детях воспринимается как дело всей общины, а не отдельной семьи. В некоторых киббуцах дети живут в специальных «домах для детей», а не со своими родителями, хотя выходные дни они проводят вместе со своими семьями. Р. Зидер добавляет сюда высокий уровень экспериментирования и одновременно солидарную групповую защиту [1]. Готовность к экспериментам в вопросах эротики, сексуальности, верности или разрыва отношений в жилых группах в целом выше, чем у людей, живущих малой семьей [3]. Социальная структура жилых сообществ отвечает притязаниям на эгалитарные (где решения принимаются коллегиально), а не авторитарные отношения. В жилых сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица. Потому что в моменты отсутствия заработка или денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах. Коллективное право пользования снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. В связи с социальными и психологическими проблемами юности и молодости жизнь с ровесниками выполняет важную ориентирующую функцию. Принадлежность к жилым сообществам может рассматриваться как этап социализации, когда результаты воспитания в малой семье частично корректируются. Выходу за пределы диалогичных (парных) взаимоотношений была посвящена работа одного из участников эксперимента по исследованию коммунарских наклонностей у российских студентов и преподавателей. Собственную теорию он назвал: По мнению автора, суть заключается в том, что отношения людей всегда «триопсихологичны», т.е. в отношениях Я – Другой (Другая) всегда остается место для Третьей (Третьего). Сам автор термина понимает «триопсихологичность» как прямую передачу эмоций объекта любви субъекту любви. Например, так: «Если ты кого-то любишь, а она испытывает сложные чувства (от любви до ненависти) к кому-то еще, то ты просто принимаешь его чувства такими, какие они есть, и начинаешь чувствовать к этой Третьей (Третьему) то же самое: любовь, если твоя подруга его (ее) любит, ненависть – если ненавидит. И по-другому просто невозможно. Телепатия» [2]. Кстати, третьей может быть кто угодно и что угодно: увлечение, книга, работа – это не обязательно человек (просто обычно третья в виде человека вызывает наибольшее сопротивление или ревность). Этот вариант отношений, когда третий (третья) - человек, автор назвал: «Двое влюбленных плюс (третий) третья или триопсихология». Автор термина видел следующие достоинства «триопсихологичных» чувств: ü Во-первых, «триопсихологические» чувства позволяют принимать Третью полностью, не только со всеми ее плюсами и минусами, но и со всей гаммой ее чувств, направленных на мир (а не только на любящего ее человека). ü Во-вторых, «триопсихологичность» чувств делает пару открытой системой, давая возможность (более того, требуя) развиться каждому из взаимодействующих. И чем больше у твоего партнера интересов и увлечений, тем интереснее с ним взаимодействовать, тем больше сложнейших его переживаний ты сможешь разделить и тем самым обогатить и свою жизнь. ü В-третьих, «триопсихологичные» чувства просто богаче, сложнее, глубже по проявлениям и переживаниям, чем традиционные парные брачно-семейные отношения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1139)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |