Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Технологический проект



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Технологический проект 0.00 из 5.00 0 оценок




А.В. Козлов

 

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

 

Методические указания для студентов специальностей

«Технология машиностроения» и

«Автоматизация технологических процессов и производств»

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

ВВЕДЕНИЕ

 

Преддипломная практика — один из важнейших этапов подготовки широко образованных инженеров. Она является последним звеном в процессе обучения инженеров-механиков по специальностям «Технология машиностроения» и «Автоматизация технологических процессов и производств».

Основы производительной и качественной работы над дипломным проектом закладываются на преддипломной практике. На заключительных стадиях её прохождения студент, совместно с руководителями практики от завода и от университета, должен определить основное содержание разделов дипломного проекта. Вскрыть основные преимущества и недостатки существующих объектов техники и технологии, наметить и хотя бы на черновиках реализовать основные направления их усовершенствования. Тогда на зачёте по преддипломной практике решается главный вопрос: есть ли в предоставленных студентом материалах полные данные для дипломного проектирования, либо они отсутствуют. Дело в том, что в процессе дипломного проектирования очень трудно, а порой и невозможно компенсировать недостатки, допущенные при сборе и осмыслении материалов преддипломной практики. Здесь и низкое качество привезённых с практики иллюстраций, отсутствие необходимых видов и сечений, отсутствие пропуска на завод, да и само предприятие зачастую находится в другом городе.

 

1. Цель и задачи практики

 

Целями преддипломной практики студентов являются

а) получение практических навыков в разработке технологических процессов изготовления машин (обработка деталей и сборка), а также приобретение опыта внедрения разработанных процессов в цехах;

б) получение практических навыков в конструировании технологической оснастки (приспособлений, вспомогательного, мерительного и режущего инструмента), модернизации станочного и другого технологического оборудования и т.п.

в) усвоение практических навыков в проектировании металлорежущих станков и другого оборудования в условиях конструкторского бюро завода;

г) усвоение практических навыков в проектировании технологических процессов на изготовление режущего инструмента в заводских условиях;

д) приобретение опыта по технологическому и экономическому анализу и исследованию действующих технологических процессов, действующих конструкций станков и инструментов;

е) Получение навыков организации, управления и контроля производства;

ж) изучение средств механизации и автоматизации технологических процессов как основы дальнейшего совершенствования производства;

з) углублённое изучение достижений предприятия в области конструирования оборудования и инструментов;

и) систематизация и обработка всех заводских материалов, необходимых для качественного выполнения дипломного проекта.

По результатам анализа работы предприятия по теме дипломного проекта студент разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение существующего на производстве решения. Подтверждением улучшения существующего решения служит технико-экономический анализ.

 

Организация практики

 

Преддипломную практику проходят студенты пятого курса дневного отделения и шестого курса вечернего отделения. Продолжительность практики — 5 недель. Студенты, направленные на преддипломную практику, до её начала получают от кафедры утверждённые приказом ректора университета темы дипломных проектов.

После ознакомления с темой дипломного проекта рекомендуется перед началом практики внимательно изучить настоящие указания. В день проведения организационного собрания необходимо выяснить все вопросы по заданию с руководителем по практике от кафедры. В начальный период практики необходимо получить индивидуальные задания от консультанта по экономической части дипломного проекта — преподавателя кафедры экономики.

При оформлении на заводе для прохождения практики студент в обязательном порядке проходит инструктаж по технике безопасности, а также другие инструктажи в соответствии с режимом предприятия. С момента получения пропуска на предприятие студент обязан строго соблюдать правила внутреннего распорядка работы предприятия.

На время практики для каждого студента назначается руководитель практики от завода. Как правило, это специалист, имеющий по работе прямое отношение к теме дипломного проекта. С заводским руководителем практики предлагается составить план-график работы с перечнем всех вопросов технического, научно-исследовательского, организационного, экономического плана, необходимых для изучения и сбора исходных заводских материалов в отделах и цехах предприятия. При этом надо учитывать, что студент несёт персональную ответственность за качество и объём выполненной работы по заданию.

В целях ознакомления студентов с общим циклом производства предприятия, на котором они проходят практику, заводским и вузовским руководителями практики организуются для студентов внутризаводские экскурсии во все основные цеха.

При прохождении преддипломной практики на кафедрах университета студент в установленном порядке проходит инструктаж по технике безопасности у заведующего учебными лабораториями кафедры и получают допуск к работе на лабораторном оборудовании. Ответственным за его работу в лабораториях является его научный руководитель.

По окончанию практики студент представляет отчёт по практике, отзыв заводского руководителя, заверенный печатью подразделения предприятия, и сдаёт дифференцированный зачёт.

Необходимо помнить, что пять недель — это только 25 рабочих дней, и для успешного завершения практики нужно продуктивно трудиться ежедневно.

 

3. Задание по практике

 

В период преддипломной практики студент обязан оказывать всевозможное содействие предприятию в решении актуальных задач производства, глубоко изучить его в целом и особенно то, что имеет отношение к дипломному проекту (конструкция изделия, технические условия на изготовление, техпроцесс, вопросы экономики и организации производства, техника безопасности и промсанитария).

 

3.1. Техническая часть задания

 

За время прохождения практики студент обязан:

1. Подобрать следующие материалы:

— сборочный чертёж сборочной единицы, в которой работает деталь, предназначенная для дипломного проекта, а также технические условия и описания;

— рабочие чертежи деталей (детали), заданные темой дипломного проекта;

— чертежи заготовок этих же деталей;

— технологические процессы механической обработки деталей;

— чертежи или эскизы основных специальных приспособлений, режущих, мерительных и вспомогательных инструментов, применяемых при механической обработке деталей;

— чертежи механизирующего устройства;

— чертежи автоматизирующего устройства;

— кинематическую, электрическую и гидравлическую схемы станка, разрабатываемого в дипломном проекте;

— чертежи общего вида станка;

— чертежи оригинальных узлов станка.

2. Изучить чертежи деталей и узла, дать критический анализ технологической конструкции. С этой целью освоить следующие вопросы:

— назначение узла, в который входит деталь;

— назначение детали в узле;

— посадки, сопряжения деталей в узле;

— технические условия на изготовление узла и детали;

— постановка размеров на чертеже детали и точность изготовления;

— материал и вид термообработки, шероховатость поверхностей заданной детали.

3. Изучить и дать критический анализ существующего технологического процесса изготовления деталей, а именно:

— исходные материалы или профили, из которых получаются заготовки;

— виды термообработки заготовки;

— методы транспортировки заготовки в механический цех;

— величины заделов заготовки;

— порядок операций техпроцесса механической обработки или сборки;

— припуски на механическую обработку, операционные размеры и допуски на них;

— базы, используемые при механической обработке;

— методы настройки станков на выдерживаемый размер (по пробным подходам, по упорам, по эталонам, САР — система автоматического регулирования);

— оборудование, оснастка (приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструменты, контрольные приспособления и т.д.);

— режимы резания, материалы режущих инструментов, смазочно-охлаждающие жидкости, применяемые при механической обработке;

— план расположения оборудования на участке или линии;

— подъёмно-транспортные средства, применяемые на линии или участке;

— методы удаления стружки;

— методы контроля на линии или участке;

— методы ремонта оборудования и оснастки;

— организация работы на линии или участке (многостаночное обслуживание, бригадные формы организации труда);

— методы заточки режущих инструментов и оборудование, используемое для этих целей;

— техника безопасности и промсанитария в цехе и на участке;

— НОТ на участке.

После студент должен дать свои соображения по внесению в существующий тех процесс корректив. Свой улучшенный технологический процесс студент согласовывает с руководителем практики от завода и выясняет возможность его внедрения.

4. Изучить чертежи станка и его узлов (если темой проектирования является проект станка). С этой целью освоить следующие вопросы:

— назначение проектируемого или модернизируемого станка;

— требования к точности и производительности;

— назначение отдельных систем и узлов станка;

— кинематическая структура станка;

— гидравлическая схема станка;

— условия работы основных узлов и деталей станка;

— применяемые на заводе прочностные и другие расчёты.

5. Дать анализ работы действующей автоматической станочной линии механической обработки любой детали, аналогичной детали, заданной на дипломное проектирование (если темой дипломного проектирования является “Автоматическая линия механической обработки”). Для этого необходимо выполнить следующее:

— привести схему линии с описанием средств транспортировки обрабатываемой детали и загрузочных устройств;

— дать краткую характеристику методам управления и контроля на линии;

— построить циклограмму работы автоматической линии, определить время цикла, произвести анализ цикловых и нецикловых потерь;

— выявить фактическую среднюю производительность линии.

6. Произвести анализ работы действующей автоматической сборочной линии, автоматического участка или автоматического сборочного устройства (если тема проекта “Автоматизация техпроцесса сборки изделия”):

— дать схему и описание работы устройства, осуществляющего взаимную ориентацию отдельных деталей в пространстве;

— дать характеристику применяемых загрузочных и транспортных устройств;

— проанализировать методы сопряжения деталей и их закрепления;

— определить расчётную и фактическую производительность сборочной линии.

7. Провести анализ работы станка-автомата или контрольно-сортировочного автомата с описанием конструкции и работы загрузочного, установочного, зажимного, поворотного, разгрузочного и других устройств, а также привести их чертежи.

8. Дать анализ станков с числовым программным управлением (выполнять в том случае, если темой дипломного проекта или его частью является разработка технологических процессов для станков с ЧПУ). Для этого необходимо проделать следующее:

— дать краткий анализ системам числового программного управления станков, имеющихся на данном предприятии;

— ознакомиться с подготовкой исходных данных для проектирования технологического процесса обработки детали на станках c ЧПУ;

— ознакомиться с приёмами программирования обработки поверхностей детали и координирования исходной информации;

— ознакомиться с этапами опробирования программ и внедрением технологических процессов обработки деталей на станках с ЧПУ.

9. В процессе изучения методов производственной работы в отделе главного технолога (или отделе главного конструктора) необходимо проанализировать:

— систему технологической (или конструкторской) подготовки производства, применяемую техническую документацию и нормативы;

— мероприятия завода по внедрению новейших достижений науки и техники, обеспечивающие снижение трудоёмкости, экономию материалов, повышение качества выпускаемой продукции;

— мероприятия завода по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования и внедрению прогрессивных форм организации труда;

— методы расчёта станков и приспособлений на точность и прочность;

— методы расчёта специального режущего инструмента;

— применение современных средств оргтехники и специального программного обеспечения, предназначенных для автоматизированного конструирования и проектирования.

10. Ознакомиться с вопросами охраны труда, тщательно изучить инструкцию по технике безопасности при работе по изготовлению заданных деталей в соответствии с существующими техпроцессами на конкретном оборудовании, знать назначение, устройство и работу станка, приспособлений, а также рассмотреть следующие вопросы:

— организацию службы охраны труда на предприятии, виды инструктажей по технике безопасности;

— о наличии производственных вредностей: вибрации, шума, запылённости воздуха, тепловых излучений и применяемые меры борьбы с ними;

— естественное и искусственное освещение в цехе, вентиляция;

— наглядная агитация по охране труда в цехе и на заводе.

11. Познакомиться с вопросами трудового права:

— рабочее время и время отдыха, режим труда и отдыха, право на отпуск, вопросы оплаты труда;

— правила внутреннего трудового распорядка предприятия и дисциплина труда.

12. При прохождении преддипломной практики в университете совместно со своим научным руководителем составить индивидуальную программу прохождения преддипломной практики и согласовать её с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры.

13. Ознакомиться с вопросами экономики организации производства в соответствии с индивидуальным заданием, полученным от преподавателя кафедры экономики — консультанта экономической части дипломного проекта.

 

 

3.2. Организационно-экономическая часть

 

Цель организационно-экономических расчётов состоит в оценке целесообразности внедрения инженерно-технических решений дипломного проекта. Расчёты основываются на данных, собранных студентами в ходе преддипломной практики в экономических службах предприятия. Содержание организационно-экономической части определяется темой дипломных проектов, которые с определённой долей условности могут быть подразделены на технологические, конструкторские и исследовательские, а также заданием, полученным от консультанта по экономической части.

 

4. Требования к отчёту по практике

 

Технический отчёт по практике должен дать ясное представление о проделанной студентом работе. Кроме того, в отчёте приводятся все данные, расчёты и соображения, которые можно в дальнейшем использовать при дипломном проектировании.

Последовательность изложения материала.

1. Введение:

— структура предприятия, цеха, выполняемые ими функции; выпускаемая заводом продукция, её значение для народного хозяйства; перспективы развития завода и отрасли.

Для технологического дипломного проекта далее в отчёте приводится:

2. Анализ технологичности конструкции деталей и сборочной единицы:

— анализ конструкции деталей и сборочной единицы, технических требований на их изготовление с точки зрения технологичности

— рекомендации по улучшению их технологичности.

3. Получение заготовки:

— метод изготовления заготовки, возможные варианты.

4. Расчёт припусков и операционных размеров:

— методы расчёта общих и межоперационных припусков, применяемые на заводе, а также фактическое их выполнение в заготовительных цехах.

5. Техпроцесс механической обработки и (или) сборки изделия:

— технологический процесс изготовления заданных изделий; подробный анализ техпроцессов с точки зрения их технологической целесообразности и путей улучшения; рекомендации по улучшению действующего техпроцесса.

6. Станочные приспособления:

— подробное описание конструкции 2–3 приспособлений;

— применяемые на заводе точностные и прочностные расчёты.

7. Режущий инструмент:

— описание конструкции специального режущего инструмента.

8. Контрольное приспособление:

— описание конструкции, анализ погрешностей измерения.

9. Средства механизации и автоматизации.

10. Вопросы контроля качества продукции.

11. Работа вспомогательных служб цеха (ремонт оборудования, заточка инструмента, уборка стружки и др.).

12. Экономика и организация производства.

 

Отчёт должен быть иллюстрирован схемами, эскизами, чертежами, пронумерован, снабжён оглавлением, сброшюрован. Средний объём отчёта 30–40 страниц (без приложения), оформляется на бумаге формата А4. Отчёт проверяется и подписывается руководителями практики от завода и университета.

В приложении к отчёту необходимо иметь:

— существующий технологический процесс;

— применяемую для технологического процесса оснастку (станочные, контрольные приспособления, режущий инструмент, средства механизации и автоматизации);

— технико-экономические сведения.

Для конструкторского дипломного проекта в отчёте по практике должны быть:

13. Анализ существующих конструкций станков, машин, технологических установок:

— необходимо дать описание технологического процесса для реализации которого предназначена соответствующая конструкция;

— следует провести критический анализ существующего оборудования;

— привести описание основных узлов и схем управления;

14. Наметить направления совершенствования (модернизации) оборудования:

— сформулировать техническое задание;

— привести предварительные варианты общей компановки разрабатываемого оборудования и основных его узлов.

15. Выполнить предварительное технико-экономическое обоснование проводимых разработок.

Отчёт по практике для исследовательских тем должен содержать:

16. Аналитический обзор источников по предполагаемой теме исследования, цель работы и задачи предполагаемого исследования, а также полученные к моменту окончания преддипломной практики результаты.

Отчет по практике выполняется в двух экземплярах, один из которых сдается руководителю практики и хранится на кафедре, второй остается в распоряжении студентов до окончания дипломного проектирования.

При сборе материала и оформлении отчета необходимо руководствоваться содержанием и структурой будущего дипломного проекта, которые приведены в разделе 5.

 

 

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

Специальность 120100

 

Технологический проект

 

1. Чертеж детали и заготовки — 1

2. Размерный анализ технологического процесса — 1

3. Сравнительная технология вариантов ТП — 1

4. Зажимное приспособление — 1-1,5

5. Режущий инструмент — 1

6. Контрольное приспособление — 0,5-1

7. Механизация, автоматизация ТП — 2

8. Планировка участка — 1

9. ТЭП — 1

Итого 9,5-10,5

 



2018-06-29 442 Обсуждений (0)
Технологический проект 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Технологический проект

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)