НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
ОТЧЕТ О прохождении научно-исследовательской работы Магистром I курса по направлению «44.04.01 - Педагогическое образование» Магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
ФИО магистранта Коптякова Анна Анатольевна
Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович
Екатеринбург, 2018
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН Магистрант: 1 курс, группа ОБЖ-1701z, «44.04.01 - Педагогическое образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности» курс, группа, направление, магистерская программа
Руководитель практики: Гафнер Василий Викторович
1. Сроки прохождения практики: _______________________________
2. Место прохождения: УрГПУ
3. Цель: способствовать освоению магистром ключевых компетенций научно-исследовательской деятельности в сфере решения профессиональных проблем и задач, возникающих в процессе осуществления видов профессиональной деятельности предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 -Педагогическое образование с учетом специфики содержания магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
4. Задачи (примерный перечень):
Подпись магистранта: _____________________________
Подпись руководителя практики: ___________________ ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _1_ курса, ОБЖ-1701z группы Направление, магистерская программа: «44.04.01 - Педагогическое образование», магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
___Коптякова Анна Анатольевна____ (фамилия, имя, отчество) Место прохождения практики: __УрГПУ ФБЖ_______ Сроки практики: с ____________ по _______________ г.
Куратор/руководитель практики от организации: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер В.В. (должность, фамилия, инициалы)
Магистрант ________________________________________(подпись, дата)
Подпись руководителя практики: ___________________ 1.Тема диссертации. Тема диссертации: «Формирование безопасного поведения у обучающихся в природной среде в условиях туристического похода». 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно исследовательской работы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897. 3. М.Е. Кондратьев, И.Л. Беккер. Туристический поход как средство формирования безопасного взаимодействия человека с природной средой. Известия ПГТУ. Сектор молодых ученых. № 3 (7) 2007 г. С. 210-214. 4. В.В. Лихолетов, Д.А. Почебут. Педагогический потенциал туристических походов. Образование и наука. 2008. № 6 (54). С. 102-114. 5. Почебут Д.А. Педагогические возможности активного туризма для развития социальной компетентности личности. Вестник ЧГПУ № 4 2008. С. 156-165. 6. Н.Н. Севрюков, Н.О. Вязовцева. Особенности подготовки и проведениях водных туристических походов. Международный научный журнал «Инновационная наука» №02-2/2017 ISSN 2410-6070. С. 197-198. 7. Н.В. Савкина. Основные приемы ориентирования на местности в испытании туристический поход ВФСК ГТО. Журнал «Наука-2020». 2017. С. 121-125. 8. О.С. Доржиева. Анализ функционального состояния кардиореспираторной системы организма при нагрузках туристического похода. ЖУРНАЛ «Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество». 2015. С. 87-89. 9. И.А. Свиридова. Социально-психологические аспекты процесса формирования личности безопасного типа поведения. «Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика». 2012. С. 60-62. 10. А.Г. Бобкова. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский ; под общ. ред. д-ра юрид. Наук. Е.Л. Писаревского. _ М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 272 с. 11. А.Ю. Александрова. Статистика туризма : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Ю. Александровой. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 464 с. 12. А. П. Савин, Е. Р. Абдулгазизова, М. П. Зайцева. Психологическая устойчивость в образовательном процессе. Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. С 37 – 38. 13. В.Ю. Живцов. Работа с представлениями об опасности в контексте воспитания безопасного поведения. Вестник Самарского государственного университета. 2008. С. 302-307. 14. Волович, В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В. Г. Волович. - М.: Издательство «Мысль», 1983. – 196 с. 15. Волович, В. Г. природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях / В. Г. Волович. – М.: Воениздат, 1989. – 348 с. 16. Задорожная, Ю. В. Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ [Электронный ресурс] / Ю. В. Задорожная – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/2378. Дата обращения: 06. 06. 2018. - Загл. с экрана. 17. Ильин, А. А. Школа выживания в природных условиях / А. А. Ильин. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 384 с. 18. Ильичев, А. А. Популярная энциклопедия выживания / А. А. Ильичев. – Челябинск.: Южно-Уральское книж. изд-во, 1996. – 400 с. 19. Кудряшов, Б. Г. Энциклопедия выживания / Б. Г. Кудряшов. – Краснодар.: Советская Кубань, 1996. – 384 с. 20. Мошкин, В. Н. Безопасность ребенка: методические рекомендации / В. Н. Мошкин. – Барнаул.: АГИК, 1992 . – 25 с. 21. Мошкин, В. Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: учебное пособие по курсу "Педагогика" / В. Н. Мошкин. – Барнаул.: АОА "Алтайский полиграфический комбинат", 1999. – 125 с. 22. Мухамадиев, Н. Ф. Выживание и безопасность человека / Н. Ф. Мухамадиев. - Нижний Новгород.: Нижполиграф, 1997. – 234 с. 23. Некляев, С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы / С. Э. Некляев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с. 24. Попов, М. Если вы заблудились в лесу / М. Попов.: Мегаполис-Здоровье. - 1993. – №3. 25. Факторы выживания [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://survinat.ru/2011/11/faktory-vyzhivaniya-2/#axzz48cQM54iZ. Дата обращения: 05. 06. 2018. – Загл. с экрана.
3. Анализ литературных источников. Анализ литературных источников показал, что по данной теме нет учебно-методической базы, имеется несколько научных статей и нет ни одной диссертационной работы. Поэтому можно сделать вывод, что работа является актуальной и полезной для научного сообщества в целом. 4. Введение. Актуальность исследования.Современная жизнь, которая окружает нас, полна опасных неожиданностей. Нередки случаи, когда дети оказываются в природной среде одни и не знают правил поведения при возникновении опасной ситуации, не умеют оказывать первую медицинскую помощь себе и товарищам в группе при возникновении различных травм. Это незнание связано с тем, что некоторые родители и учителя не заостряют внимание детей на собственной безопасности; дети не имеют опыта в участии туристических походов, а также они обладают недостаточной физической, технической и психологической подготовкой. В учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Культура безопасности жизнедеятельности» на изучение темы туристических походов в программе В. Н. Латчука, С. К. Миронова, С. Н. Вангородского и М. А. Ульяновой выделяется всего 2 темы (19 уроков) в 6 классе: «Экстремальные ситуации в природных условиях» и «Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме». Данное количество часов, выделяемое на изучение данной темы недостаточно, чтобы овладеть навыками безопасного поведения в условиях туристического похода. Понятие туристического похода рассматривали такие специалисты как: Д. А. Почебут, В. В. Лихолетов, Н.В. Савкина и др. Безопасное поведение рассматривали: М. А. Вовк, В. Г. Волович, Б. С. Мастрюков, Л. А. Сорокина. Но как показывает практика, многие преподаватели имеют недостаточное количество научно – методической и педагогической литературы, в которой давались бы конкретные методические рекомендации ученикам и учителям по формированию безопасного поведения в природных ситуациях. Сопоставительный анализ теории в аспекте комплексного формирования безопасного поведения у обучающихся в природной среде в условиях туристического похода с потребностями практики туристических походов в образовательном учреждении, позволил выделить ряд противоречий: 1. На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в формировании безопасного поведения в природных условиях у обучающихся предполагает у них развитие в период обучения в школе только теоретических знаний, но в реальном туристическом походе нужны практические навыки, которым школьное образование уделяет недостаточное внимание. 2. На научно-теоретическом уровне противоречие проявляется в необходимости изменить количество практических занятий по в образовательном процессе и тем, что теория не содержит в себе готовых рецептов в реализации этих изменений. 3. На научно-методическом уровне противоречие проявляется между реализацией рецептов внесения изменений в образовательный процесс и тем, что существующее методическое обеспечение образовательного процесса не приспособлено для реализации этих рецептов, методик, методов. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования:какой компонент образовательного процесса подготовки обучающихся в школе в области туристических походов и при каких педагогических условиях организации этого процесса сможет стать связующим, стержневым средством комплексного формирования безопасного поведения в природных условиях? Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему магистерской дипломной работы: «Формирование безопасного поведения у обучающихся в природной среде в условиях туристического похода». Цель исследования:Разработать педагогические условия для формирования безопасного поведения в природной среде у обучающихся. Объект:процесс формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях туристического похода.
Предмет:безопасное поведение у обучающихся в условиях туристического похода. Задачи:
1. Изучить научно-методическую и педагогическую литературу; 2. Рассмотреть понятие «безопасное поведение», «туристический поход», безопасное поведение в туристическом походе; 3. Проанализировать сформированность безопасного поведения у обучающихся в туристических походах; 4. Разработать программу по формированию безопасного поведения обучающихся в природных ситуациях в условиях туристического похода. Гипотеза:формирование навыков безопасного поведения в природных условиях в туристическом походе будет успешным, если выполнить условия разработанной программы «Безопасное поведение у обучающихся в природной среде в условиях туристического похода», которая будет основана на особом наполнении содержания учебного материала, который можно применить на практике. Методы исследования: теоретические (анализ научной и психолого-педагогической литературы, анализ результатов тестирования, сравнение, обобщение), эмпирические (изучение статей, изучение результатов деятельности, открытое наблюдение), опросные (тестирование). Вывод. 1.Поведение подростков в природных условиях будет максимально безопасным, если у учащихся сформированы специальные навыки, которые мы понимаем как способность человека грамотно и максимально быстро применять в естественной среде действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанные на прочно усвоенных знаниях, необходимые для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования человека. 2. Для получения позитивного результата в процессе формирования навыков безопасного поведения в природных условиях необходимо реализовать специальную методику, созданную на основе структурно-функциональной модели обучения, включающую в себя интеграцию содержания основного и дополнительного образования, методы, средства и формы обучения учащихся, принципы взаимодействия учителей естественнонаучного цикла, педагогов дополнительного образования, методистов и родителей. 3. Процесс формирования навыков безопасного поведения в природных условиях будет успешным, если он регламентирован разработанной программой «Выживание в природных условиях», которая основана на принципах интеграции и особого наполнения содержания учебного материала, и осуществляется в специально организованных условиях. 4. Объективность оценивания навыков безопасного поведения в природных условиях повыситься при реализации диагностического комплекса, который состоит из качественных и количественных критериев оценивания, методов диагностики, банка экспертов и набора объектов диагностики. Поэтому можно сделать вывод, что необходимо формировать безопасное поведение у обучающихся в условиях туристических походов, начиная с начальной школы, не только в урочное время, но и не в урочное. Методологическая и теоретическая основа исследования: · Анализ научно-методической литературы; База исследования: МАОУ ООШ № 14
5. Содержание. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |