Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии



2018-07-06 250 Обсуждений (0)
Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Возникновение культурологии и становление ее предмета

Уже в античностиможнообнаружитьпостановкурядавоп­росов, которыезатемсоставиликультурологическуюпроблема­тикуМыслителямиэтогопериодапредпринималисьпервыепо­пыткивыявлениясущностикультурныхфеноменов, ихвлияния на социальныйорганизм.Определяяролькультуры в обществе, античныефилософыпреждевсегостремилисьответитьнавоп­росы: каксоотносятся в человеке «природа» и «культура», благоилизлодлячеловечестванесетэтосоци­альноеявление.

В размышленияхантичныхфилософовпросматриваетсяпо­становкаимиважногокультурологическоговопроса о роликуль­турногоначала в жизниобщества.Однакостановлениекультуро­логиикаксобственнонаучнойдисциплиныначинаетсялишьсовторойполовины XIX в., и процессееразвитиябылпреимуществен­носвязан с возникновениемэтнографическойнауки

Определенный вклад в развитие культурологии как науки вне­сли исследования этнографической школы эволюционистов — Г.Спенсера, Д-Фергюсона, Э.Тайлора, Л.Моргана.

Принцип эволюционизма в общественных науках выражал­ся в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе.

Этнографическойшколойбылоположеноначалонаучномуисследованиюпервобытнойкультуры; в нейзародилосьпредстав­ление о культурекакцелостномобразовании.Всеэтопредстав­ляетопределенныйинтересдляосмысленияпроцессастановле­ниякультурологическоймысли.

Особыйинтересдлякультурологиипредставляютисследова­нияпредставителяшколысоциальнойантропологии, основателяфункциональногометода в этнографииБ.Малиновского». На этого ученого определенное влияние оказали идеи одного из основоположников социал-дарвинизмаГ.Спенсера, авторитет ко­торого в обществознании конца XIX — начала XX в. был значи­тельным.

Kультурология есть наука о сущности и фор­мах проявления культуры как специфического спосо­ба человеческой жизнедеятельности, закономернос­тях ее возникновения и функционирования.

Функциональный метод малиновского

Культура в концепцииБ.Малиновскогорассматриваласькакодноизважныхсредствприспособленияобщества к окружаю­щейсреде, тоесть в нейонвиделадаптивныйсоциальныймеханизм.Очевидно, чтосозданную «вторуюприроду», тоестькультуру, человекпомеща­етмеждусобой и окружающейегосредой.Онаслужитемусред­ствомосвоенияприроды и приспособления к ней.Изтезиса о культурномявлениикакспособеприспособлениячеловека к сре­деегожизнедеятельностивытекалважныйдлянауки о культуревывод о существен­номразличиимеждуадаптивнойдеятельностьючеловека и жи­вотного и о том, чтокультураявляетсяистинночеловеческойадап­тивнойсистемой.Исходнымпредметомисследования в ученииБ.Малиновскогоявляласьнесамакультура, а человеческиепотреб­ности.Культурарассматриваласькаксоциальныйфеномен, по­рожденныйими.

Чтобыввестинекуюклассификациюразличныхформкультуры, Б.Малиновскийвсемногообразиепотребностейделилнатритипа: первичный, вторичный и интегративный. Первич­нымиявляютсябиологическиепотребности — в пище, в про­должениичеловеческогорода, в жизненныхудобствах.Наихосновескладываютсявторичные, надбиологическиепотребно­сти — в родственныхсвязях, в жилище и т.д. Третийтиппотреб­ностей, именуемыйученымкак «интегративный», естьпотребность в другомчеловеке, в социокультурномсообществе.

Каж­даяизпотребностей, согласноучениюБ.Малиновского, порож­даетсоответствующеекультурноеобразование, своеобразныйкультурныйинститут.Например, интегративные потребности обусловливают возникновение таких явлений культуры, как язык, религия и государство, потребности в удобстве — архи­тектуру и т.д. И еще на одну важную идею английского этнографа следует обратить внимание. Всякая «примитивная» культура (именноонаявляетсяобъектомегоисследования) представляетсобой, помнениюученого, замкнутуюсистему, и изучатьееможнокакобособленно, так и в сопоставлении с другимикультурнымиси­стемами.

Итак, в ученииБ.Малиновскогоособоезначениедлякульту­рологиипредставляетто, чтокультура в немвыступаеткакцелостноеобразование, каксистемаинститутов, которыевыполняютопределенныесоциальныефункции.

Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии

Какизвестно, традициейкуль­турно-антропологическойшколыбылоизучениекультуры «при­митивных» обществ, и в ходетакогородаисследованийученыевыходилинакультурологическийуровеньобобщениязнаний о культуре.Уайтоказалсяоднимизпервыхученыхамериканскойшколы, которыйсосредоточилвниманиененаизученииособен­ностей «примитивной» культуры, а наприродекультурногофе­номенавообще.

Уайтсчитал, чтодолжнасуществоватьспециальнаянаука, культурология, изучающаякультурукакспецифическоесоциальноеявление.Настаиваянанеобходимоститакойнауки, ученыйпредпринялпопыткувыч­ленитьеепредметисследования, отграничивегоотсмежных с нейнаук, к которымонотносилпсихологию и социологию.

Послепубликацииимрядастатейпоэтойпроблеметермин «культурология», употреблявшийсяраньшеэпизодически, при­обрелнаучныйстатус.Выделивкультуру в качествеспециально­гопредметаисследования, онрассматривалеекаксложнуюсис­тему. В нейученыйвычленилтриосновныесферы, которыебылипредставленыимкакотносительносамостоятельныеподсистемы: технологическая, социальная и идеологическая. СогласнотеорииЛ.Уайта, технологический аспекткультуры, основойкоторо­гоявляютсяорудияпроизводства, средствасуществования, ору­диянападения и защиты и такдалее, выражаетформусвязичеловека с окружающейегоприродой.

Социальную сферукультурысо­ставляютотношениямеждулюдьми, типыиндивидуального и кол­лективногоповедения.

Духовная сфера в системе культуры высту­пает как ее идеологическая подсистема и включает в себя знания, идеи и верования. Выделенныеобластикультурырассматривалисьимкаквзаимосвязанныемеждусобой, гдесоциальная и идеоло­гическаясферыопределялисьсферойтехнологической.Главен­ствотехнологическойподсистемыученыйобъяснялтем, чточе­ловекунеобходимопреждевсегоудовлетворятьсвоипервичныепотребности.

 



2018-07-06 250 Обсуждений (0)
Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Л.Уайт-представитель школы культурной антропологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)