Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации познавательного интереса к музыкальному искусству.



2018-07-06 592 Обсуждений (0)
Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации познавательного интереса к музыкальному искусству. 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными.

Одним из эффективных путей успешного музыкального образования учащихся является внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делают акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности. Например, переходя к теме “Три кита ведут нас в широкий мир балета”, задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин “балет”, его характеристики и, вспомнив ранее прослушанные музыкальные произведения, найти этот фрагмент в каталоге, рассказать о нём, выразить наиболее яркие впечатления, пережитые во время прослушивания.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Так учитель получает результат - самостоятельное выведение знаний.

Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.

При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.

Результативность предложенной методики.

Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:

личностному развитию учащихся;

повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;

росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

изменению самооценки учащихся;

воспитанию активности и самостоятельности;

формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.

Караоке (в переводе с японского - «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. Под караоке надо понимать не только развлекательное устройство или стиль отдыха, но и принцип самодеятельного исполнения любимых песен, и отдельные компьютерные программы.

В Интернете для использования на компьютере содержатся несколько тысяч произведений всех стилей и жанров, которые можно использовать на уроке музыки.

Область караоке можно условно разделить на две группы:

1. Бытовая аппаратура для исполнения песен.

2. Караоке на базе персонального компьютера.

Первый путь доступен, прост в употреблении, но не все песни могут войти на прилагаемый диск.

На базе персонального компьютера караоке даёт исполнителю неограниченные возможности.

На уроке музыки учитель постоянно испытывает дефицит времени. Караоке же позволяет за небольшой отрезок времени добиться качественного результата, предлагает огромный выбор певческого репертуара.

Сложностью использования данных средств на уроке музыки является отсутствие, каких - либо методик работы с караоке на уроке музыки в общеобразовательной школе.

С одной стороны многие учителя используют пение под фонограмму - минус. С другой стороны - редкий случай, если используется видеоряд со словами песни (а это и есть отличительный признак караоке). Применение видеоряда на уроке музыки исключает запись слов в тетради, заучивание их наизусть, а это позволяет экономить время для собственно работы (над звуком, над образом, над ансамблем).

Компьютерное караоке позволяет легко изменить темп, громкость, а самое главное - тональность исполняемой песни, причём делается это доступно, легко и быстро.

Аранжировка песен (большое количество муз. инструментов), различные эффекты, которыми очень легко управляет учитель музыки стимулируют интерес ребят к пению, делают этот процесс увлекательным и эффективным.

Готовое сопровождение для большого числа песен, безусловно, приведёт к резкому расширению репертуара классных хоров.

В результате на уроке появятся лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей.

Караоке способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.

Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон всегда лучшие).

Ещё один методический приём использования караоке - конкурсное исполнение - "кто лучше споёт”. Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы.

Кроме того, с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально - педагогических игр:

"Угадай мелодию”

Команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право её исполнения.

"Два рояля”

Ведущий предлагает слова из песни, поочерёдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поёт её под фонограмму.

"Музыкальный футбол”

Одна команда задаёт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например - "С чего начинается Родина?”). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например - "Уголок России - отчий дом”).

предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие детей.

Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.

 

 

Заключение

«Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души» (А.Н.Серов). Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность. Но отражает по-своему, не так, как литература и живопись. Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие во всех их конкретностях, она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного, архитектурного или скульптурного образа.

Теоретический анализ проблемы исследования подтвердил актуальность и значимость темы курсовой работы, а также позволил сделать следующие выводы.

1. В процессе исследования была выявлена степень разработанности проблемы в рудах различных ученых: педагогов, психологов, философов, музыкантов-исследователей. Исследование показало, что интерес представляет собой сложное и значимое для личности образование, которое имеет множество различных трактовок. Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (А.В. Петровский).[17;с.12-15 ]

2. Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями (Л.С. Выготский).[13;с.13-14 ]

3. Интерес рассматривается как избирательная направленность человека, на помыслы и мысли (С.Д. Рубинштейн).[10;с.21]

4. Интерес – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению (Р.С. Немов).[21;с.23]

5. Интерес, по И.П. Подласому, (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.[25;с.34]

Ученые указали на следующие характеристики интереса:

* мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

* особое избирательное отношение к окружающему миру, к его областям, явлениям, процессам;

* тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.

Завершая разговор, хочется подчеркнуть, что работа с детьми младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность. Но отражает по-своему, не так, как литература и живопись. Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие во всех их конкретностях, она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного, архитектурного или скульптурного образа. Теоретический анализ проблемы исследования подтвердил актуальность и значимость темы курсовой работы, а так же позволил сделать следующие выводы.

Познавательный интерес в отличие от интереса вообще, выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. К важным критериям познавательного интереса учащихся относят: мыслительную активность, эмоциональные проявления, избирательную направленность. Мыслительная активность учащихся выявляется посредством таких показателей как: вопросы учащихся к учителю в процессе урока; стремление по собственному почину участвовать в решении возникающих проблем, в дополнении и исправлении ответов товарищей; сосредоточенность произвольного внимания; характер процесса деятельности: как принимается задание, как исполняется, каков результат.

Развитие познавательного интереса к искусству – одна из важных задач предметов художественно-эстетического цикла.

Предмет «Музыка» играет в данном процессе важную роль. Музыка, глубоко воспринятая и осмысленная ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру.

 

Библиографический список:

1. Абудеева, Н. Б. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков / Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. - М.: Учитель, 2014. - 160 c.

2. Алиев, Ю. Музыка. Книга для общеобразовательной школы. 4 класс / Ю. Алиев.-М.:Музыка, -102c.

3. Бейдер, Т. Музыка. Книга для общеобразовательной школы 3 класс / Т. Бейдер В. Белобородова, А. Тилевич. - М.: Музыка, 2013. - 112 c.
4. Жакович, Валентина Веселые уроки музыки / Валентина Жакович. - М.: Феникс,2013.-160c.
5. Изместьева, Ю.Д. Музыка "Учитель - АСТ", 2013.

6. Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н.Кондратюк.-М.:Сфера, - 450 c.
7. Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3. ИЗО, музыка, окружающий мир / Т.П. Лакоценина. - М.: Учитель, Книга, - 208c.

8. Музыка : 1 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2014. ( Начальная школа XXI века).

9. Музыка : 2 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2015. ( Начальная школа XXI века).

10. Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3. ИЗО, музыка, окружающий мир / Т.П. Лакоценина. - М.: Учитель, Книга, - 208c.
11. Смирнова Е. В. Как научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное // Начальная шк : плюс - минус. – 2014. - N 5. - С. 3-9

12. Трубанова, Е. А. Форма и содержание музыкального произведения // Образование в соврем. шк. – 2013. - N 11. - С. 21-24

13. Музыка в школе. Выпуск 2. - М.: Музыка, 2014. - 120 c.
14. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе / Т.В. Надолинская. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 232 c.
15. Надолинская, Т.В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т.В. Надолинская. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 192 c.
16. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М., 2014.

17. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015.

18. Сережников, В. Музыка слова и школа оратора / В. Сережников. - М.: Тверь: Сережников, 2014.-224c.
19. Терентьева, Н. А. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание /Программы. - М.: Просвещение, 2014.

20. Тарасов, Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. - М.: Просвещение, 2013.

21. Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания [Текст] / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. - 2017. - №11. - С.63-69.

22. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. - М., 2015. - Т.1. - 196с.

23. Трубникова, М.Л. Учим детей играть по слуху [Текст] / М.Л. Трубникова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С.83-88.

24. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2014. - 520c.

25. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова. - М., 2014. - 286с.

26. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2016. - 105с.

27. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2016. - 208с.

28. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 256с.

29. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] / М.Г. Яновская, - М.: Просвещение, 2016. - 174с.

 

Приложения

Приложение1

« Познавательный интерес »

Приложение 2

« Психофизиологические особенности младших школьников »

 

Приложение 3

« Методы музыкального обучения »

 

Приложение 4

 

« Стадии любознательности»

Приложение 5

 

«Формирование познавательной деятельности»

Приложение 6

«Развитие интереса в познавательной деятельности»

Приложение 7

 

«Условия формирования интереса»

 

 



2018-07-06 592 Обсуждений (0)
Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации познавательного интереса к музыкальному искусству. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации познавательного интереса к музыкальному искусству.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)