Лабораторная работа №5
Исследование линейной неразветвленной электрической цепи синусоидального тока
Цель работы 1. Исследовать явление резонанса напряжения, 2. Установить связь между током, напряжениями на элементах цепи и емкостью конденсатора. 3. Получить навыки построения векторных диаграмм и научиться их использовать для анализа электрических цепей.
Основные теоретические положения.
В данной работе исследуется неразветвленная цепь, состоящая из катушки индуктивности и конденсатора и подключенная к сети синусоидального тока. Схема цепи представлена на рис.1.
Реальная катушка индуктивности обладает кроме индуктивного сопротивления ХL еще и активным сопротивлением R , которое существенно влияет на протекающие в цепи процессы. Поэтому целесообразно реальную цепь представить в виде схемы замещения /рис.2/, где катушка индуктивности рассматривается как последовательное соединение резистивного элемента с активным сопротивлением Rи индуктивного элемента с индуктивностью L. При этом падение напряжения на катушке UK равно сумме падений напряжений на резистивном элементе UR и индуктивном элементе UL.
В соответствии с законом Ома полное сопротивление цепиZ=U/I. Индуктивный и емкостный элементы характеризуются соответственно индуктивным ХL и емкостным ХC сопротивлениями, определяемыми формулами: f - частота питающего напряжения /в данной работе f = 50 Гц./ Величина Х = ХL - ХC называется реактивным сопротивлением. Соотношение активного R, реактивного Х и полного Z сопротивлений определяется треугольником сопротивлений /рис.3/, откуда следует:
Вектор суммарного напряжения, т.е. напряжения источника Вектор напряжения на резистивном элементе UR /активная составляющая напряжения U /совпадает по направлению с вектором тока I. Действующее значение этого напряжения Вектор напряжения на индуктивном элементе UL / индуктивная составляющая напряжения U / опережает вектор тока Iна 90°. Действующее значение этого напряжения . Вектор напряжения на емкостном элементеUC /емкостная составляющая напряжения U / отстает от вектора тока на угол 90°. Действующее значение этого напряжения UC=XCI.
Возможны три различных соотношения параметров ХL и ХC 1. ХL>ХC, тогда UL>UC и вектор U опережает вектор I на угол j (рис.4) 2. ХL>ХC,тогда UL>UC и вектор Uотстает от вектора I на угол j (рис.5) в любом из этих случаев |j| < 90°, т.к. UR неравно 0 / 3. ХL = ХC , тогда X=0, Z=R, UL=UC ,U=URи вектор U совпадает по направлению с вектором I (рис. 6). Режим работы последовательной цепи синусоидального тока, при котором ток и общее напряжение цепи совпадают по фазе, что соответствует совпадению по направлению на векторной диаграмме векторов I и U, называется резонансом напряжений. Резонанс напряжений возникает при соблюдении следующего условия: XL=XC
или
откуда
Таким образом, резонанс напряжений в цепи может быть получен за счет изменения одного из следующих параметров: индуктивности катушки L , емкости конденсатора С или частоты питающего напряжения f. В данной работе резонанс напряжений получают с помощью изменения емкости конденсатора. В режиме резонанса j = 0 полное сопротивление цепиZ принимает минимальное значение, равноеR,а следовательно, ток в цепи достигает максимума .
Напряжения на реактивных элементах UL и UCпри резонансе имеют одинаковые действующие значения и противоположны по фазе, т.е. навекторной диаграмме векторы UL и UC имеют равную длину и направлены в противоположные стороны. Полная мощность цепи S определяется ныражением S=U*I=Z*I2 и зависит от мощности, выделяемой на активных элементах цепи /активной мощности Р/ и реактивных элементах /реактивная мощность Q/. Величины S, P и Q связаны между собой как стороны треугольника мощностей /рис.7/, который аналогичен треугольнику сопротивлений. Для мощностей P, Q и S справедливы следующие соотношения:
В режиме резонанса напряжений QL=QC, следовательно и полная мощность цепи равна активной мощности (SРЕЗ=РРЕЗ).
Объект и средства исследования
Объектом исследования служит последовательная цепь, включающая в себя индуктивную катушку с постоянными параметрами R и L , а также батарею конденсаторов, емкость которой меняется при помощи переключателей П2. Емкость батареи равна сумме емкостей параллельно включенных конденсаторов. Элементы исследуемой цепи смонтированы на плате 10 передней панели стенда. В качестве электроизмерительных приборов применяется многопредельный миллиамперметр типа Э-З77 и электронный вольтметр (цифровой или стрелочный). Источником питания исследуемой цепи является одна из фаз трехфазного источника.
Порядок проведения эксперимента
1. Собрать электрическую цепь в соответствии со схемой, изображенной на рис.8 протокола испытаний. После проверки цепи преподавателем подать на нее напряжение, установив выключатель В1(3~36 B) вположение "Вкл". 2. Установить в цепи режим резонанса напряжений. Для этого необходимо постепенно увеличивать емкость батареи конденсаторов с помощью переключателей П2, наблюдая по амперметру за величиной тока I. Достижение током I максимально возможного значения свидетельствует о наступлении режима резонанса напряжений. Записать значения емкости, тока и напряжений при резонансном режиме в третью строку табл.1 протокола испытаний. 3. Провести опыты №1 и №2 при меньших значениях емкостей, чем в резонансном режиме, а опыты №4 и №5 при больших, значениях емкостей, чем в резонансном режиме. При проведении опытов нужно стремиться к тому, чтобы они охватывали как можно больший интервал изменения емкости батареи (примерно от 20 до 90 мкф). Полученные при этих опытах значения емкости, тока и напряжений записать в табл.1 протокола испытаний. 4. Согласовать с преподавателем результаты экспериментов, после чего разобрать электрическую цепь.
Обработка результатов эксперимента
1. Для каждого из опытов рассчитать значения активной мощности Р, полной мощности S , коэффициента мощности , полного сопротивления цепи Z , напряжений UR и UL. Активная мощность Р вычисляется по формуле Р = R*I2 , где активное сопротивление R предварительно находится по закону Ома на основе экспериментальных данных резонансного режима (R=Uрез/Iрез) Рассчитанные значения записать в табл.2 (прил.). 2. По данным табл.2 построить на рис.9 /прил./ графики зависимостей I(C), Z(С), cos&(С) 3. Для двух опытов, назначенных преподавателем, построить векторные диаграммы тока и напряжений на рис.10 и рис.11, выбрав в соответствии с экспериментальными данными, масштабы по току mI и по напряжению mv. Построение век торных диаграмм рекомендуется осуществлять в следующем порядке: а) отложить вектор тока I в произвольном направлении; б) отложить вектор индуктивной составляющей напряжения UL, опережающий вектор тока I на угол 90°; в)из конца вектораUL,построить вектор активной составляющей напряжения UR, совпадающий по направлению с вектором тока I ; г) построить вектор напряжения UK как векторную сумму UL и UR; д) из конца вектора UR построить вектор напряжения на конденсаторе UC, отстающий от вектора тока I на угол 90°; е) построить вектор общего напряжения U ,просуммировав векторы напряжений UKи UC . Примеры векторных диаграмм приведены на рис. 4-6.
Контрольные вопросы и задачи
1. Укажите признаки наступления резонанса напряжений в последовательной цепи при изменении емкости конденсатора. 2. Какие векторы на векторной диаграмме имеют при резонансе напряжений одинаковую длину? 3. При каком условии возникает резонанс напряжений и почему? 4. Изобразите векторную диаграмму тока и напряжений в последовательной цепи при XL >XC . 5. Изобразите векторную диаграмму тока и напряжений в последовательной цепи при XL <XC. 6. Изобразите векторную диаграмму тока и напряжений в последовательной цепи при резонансе напряжений. 7. Активное сопротивление цепи равно емкостному и равно половине индуктивного сопротивления. Чему равен угол сдвига фаз между током и напряжением? 8. Полная мощность, коэффициент мощности и активное сопротивление цепи соответственно равны: 1 кВ*А; 0,8; 2 Ом. Чему равно действующее значение тока в цепи? 9. Полная мощность и реактивное сопротивление цепи соответственно равны 400 В*А и 2 Ом. Угол сдвига фаз, между током и напряжением равен 30. Чему равно действующее значение напряжения на зажимах цепи? 10. Активное и реактивное сопротивления и реактивная мощность цепи соответственно равны 3 Ом, 4 Ом, 36 вар. Чему равна полная мощность цепи? 11. Полное сопротивление, коэффициент мощности и напряжение цепи соответственно равны 10 Ом; 0,6; 20 В. Чему равна активная мощность цепи? 12. Сопротивление и мощность конденсатора соответственно равны 10 Ом, 90 вар. Индуктивная составляющая напряжения равна 50В. Чему равна реактивная мощность цепи? 13. Активная, индуктивная и емкостная мощности цепи соответственно равны 6 Вт, 10 вар и 2 вар. Чему равен коэффициент мощности цепи? 14. Ток и полная мощность цепи соответственно равны 2 А и 36 В*А. Чему равно активное сопротивление цепи, если в ней имеет место резонанс напряжений? 15. Напряжение, ток и сдвигфаз между ними соответственно равны 200 В, 10 А, 37°. Чему равно реактивное сопротивление цепи?
Библиографический список
1. Электротехника / Под ред. В.Г. Герасимова. – М.: Высшая школа, 1985. – С.59-65, 69-73, 81-86. 2. Волынский Б.А. , Зейн Е.Н., Шатерников В.Е. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – С.83-92, 116-119. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 1985. - С.84-95.
Протокол испытаний
к лабораторной работе №5 "Исследование линейной неразветвленной электрической цепи синусоидального тока" Таблица 1
Расчетно-графическая часть Таблица 2
Расчетные формулы:
Векторные диаграммы (mI= A/cm; mV= B/cm) а) для опыта №_____ б) для опыта №_____
Краткие выводы по работе:
Группа____________Студент______________Дата________ Преподаватель___________________________
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (639)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |