Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТЕРСТВА



2018-07-06 284 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




5-6

Подготовка и передача новостей – одно из главных направлений современной журналистики. Хроникальные сообщения, заметки (краткие, расширенные, детализированные), интервью, зарисовки, репортажи – все эти формы работы репортеров, при всех своих особенностях, в целом составляют особую группу.

Репортерское направление литературной работы журналиста известно как news journalism. Новости – это творчески преобразованные факты, фиксация внешней по отношению к автору действительности.

Журналистика новостей, в отличие от журналистики комментария и интерпретации событий, - это профессиональная деятельность по сбору и подаче фактов как «самоочевидных», которые не нуждаются в пояснениях.

Интерес к новостям объясним не только любознательностью, желанием узнать, что нового в мире, но и необходимостью в социальной ориентации. В попытках обрести почву под ногами, что-то предпринимать не наугад, а ориентируясь на приметы изменений, пожалуй, и создали журналистику – «литературу обновленного дня». Признанное право современного человека – максимальная полнота информации, причем важно быть вовремя осведомленным: нужна системность и непрерывность обновления сигналов о новостях в стране и мире, их ротация. Журналистика стала по-настоящему профессией лишь тогда, когда сумела наладить регулярную поставку сведений, нужных обществу. Оперативные новости передают радио и ТВ, ими заполнены первые страницы газет и сверхбыстрый Интернет.

Журналист, собирающий и пишущий новости, отчитывается о том, что произошло в действительности ( report – отчет). Но творческая обработка фрагментарных знаний о реальном событии дает уж иной факт – произведение, названное новостью.

Со временем, с совершенствованием работы журналистики новостей, уточнением ее функций как общественно-полезной коммуникативной деятельности, уточнялись и понятия; «факт» - «информация» - «новость».

Факт для журналистики новостей – это событие (происшествие, поступок, встреча, заявление…), то, что произошло либо произойдет в своих документально четко очерченных границах, независимо от желаний читателя или автора. Во «внешней» по отношению к ним действительности. Именно такие факты в центре внимания репортеров.

Информация – сведения о событии. Репортеры получают эти сведения из специализированных источников: агентств, пресс-служб, из других изданий, добывают сами. Их выступления, в свою очередь, становятся источником сведений для общества в целом. Современная информационная зависимость от СМИ всеми осознается. Декларируемая «информационная безопасность» предполагает и возможное состояние такой же опасности. Вклад журналистики новостей в эту проблему очень велик. Примером могут служить «информационные войны».

Откуда такая сила «простых сообщений»? Выборочность сведений (и тем самым подчеркивание их значительности), приемы концентрации внимания, усиления конфликтности – это информация не «В чистом виде», но обработанная в расчете на воздействие. Журналистское сообщение не просто информирует, оно представляет, преподносит, «подает».

Вместо «информации» тут уместен другой термин: news (We make news! – Мы делаем новости!»).

Новости. Литературно изложенные (то есть творчески обработанные, оформленные) сведения о фактах становятся журналистской новостью – произведением со своим особым смыслом.

Термин news обозначает не новые события и не информацию о новых событиях, но творческие произведения как отклик на события.

Отображение факта (как литературный процесс) подразумевает его творческое преображение, воплощение в слове, новое «сотворение». И тут есть важный момент (поскольку задача журналистики – оказывать помощь в социальной ориентации): факт «преображенный» может существенно расходиться с фактом реальным.

Причем новостная журналистика формирует восприятие преобразованных фактов «целиком и сразу», без прямых комментариев, предлагая как бы чистую фиксацию, прямое отображение. Изображение выдает себя за оттиск, отпечаток.

Главный творческий эффект новостей как особого продукта репортерства – это «эффект самоочевидности» происшествия.

Наиболее существенные сложности работы репортеров:

- проблема отбора фактов,

- проблема объективности публикаций.

Эти проблемы взаимосвязаны. Поскольку собрать и творчески обработать сведения «отовсюду обо всем» просто невозможно, нужны критерии, уточняющие, какие события целесообразно представлять в виде новостей.

Критерии отбора фактов

Очевидно, что интерес к факту определяется не тем, что важно для журналиста лично, но что важно, полезно для читателя и входит в русло интересов издания (журналисты профилированных изданий и программ тут в более выгодном положении).

Пассивный отбор дает такие факты, которые могут оказаться незамеченными, пройти мимо читателя. Вкусовой отбор, по усмотрению пишущего, его редактора или хозяина (издателя), естественно, тоже нежелателен. На этом фоне более приемлем так называемый «партийный» отбор как воплощение группового интереса. (Если речь идет о политизированной прессе, то дополнительно возникает размежевание по принципу: факты «против» и факты «за».

В начале ХХ века профессиональная журналистика уточнила векторы отбора, пытаясь предугадать внимание или невнимание к будущим текстам. Полезное и необходимое вовсе не обязательно будет прочитано. Выбирает, в конечном счете, не тот, кто «выдает нужную информацию», а тот, кто ее прочтет (или не прочтет). Ясно, что надо предлагать вниманию такой текст, чтобы его нельзя было не прочитать, для чего выявлять какие-то реалии взаимоотношений «читатель – событие» еще до того, как факты начнут превращаться в новость под пером журналиста.

Пытаясь «пробудить в себе читателя» и с его позиций предугадать, что именно может заинтересовать аудиторию, стать «наживкой», цепляющей внимание, журналисты предположили, что факт изначально может быть чем-то близок аудитории (либо нет), что отбор материала для обработки и публикации можно рассматривать в зависимости от естественных возможностей факта (события) явиться подходящим «сырьем». Так в начале ХХ века в англоязычной прессе появилось понятие newsworthy story, т. е. происшествие, «ценное новостью», содержательное, подходящее под формы «ньюс» (ценное в плане превращения события в новость).

Отбор материала для репортерских сообщений находится в прямой зависимости от предугадывания читательского интереса к будущему произведению.

Отсюда – повышенное внимание профессионалов к «фактуре», перспективной с точки зрения «новостного эффекта».

Для профессионалов есть ряд примет «эффекта новости» в событиях, которые он подмечает, чтобы затем их развить и подчеркнуть в своем произведении. Рассмотрим критерии отбора фактов, которыми руководствуются современные репортеры.

 

Критерии основные

Своевременность. Событие произошло как бы «вовремя», оно характерно для сегодняшнего дня, состояния нравов, соответствует ожиданиям. Некий эффект предугадывания делает происшествие изначально привлекательным для чтения.

Неожиданность. В шутливом афоризме Рэндольфа Херста, американского газетного магната ХХ века: «Новость – это то, что заставляет читателя воскликнуть: «Боже мой!» - есть большая доля правды. Непредсказуемость, повышенная сенсационность происшествия привлекательна. В сопоставлении с первой приметой это примета оборотная сторона одной медали (ожидаемое – неожиданное). Нередко то, что казалось «из ряда вон!», на самом деле вполне предсказуемо, ожидаемо (например, терракт).

 

Повышенная значимость. Есть происшествия, события, которые касаются всех, и репортеры просто не имеют права их упустить. Это могут быть факты политической и экономической сферы, внезапный уход из жизни «знаковых личностей» - лидеров, природные катаклизмы, экологические катастрофы, прорывы на некоторых научных направлениях, события, связанные с массовым интересом (спортивные, военные конфликты и прочее). Общая характеристика важных, с точки зрения читателей, событий – их «открытость в перспективу» («Этим дело не закончится…).

Человеческий интерес – намек на связь события с темами, цепляющими внимание на «биологическом уровне». Классическая цепочка тем, стабильно связанных с «человеческим интересом», конечно же, «жизнь-смерть», «любовь-дети», «здоровье – голод – болезни – медицина» и так далее.

Шире – все темы, так или иначе связанные с ситуациями «опасно – безопасно», «стабильно-нестабильно».

 

Новость для моей аудитории.

Отбор по данному принципу важен для городского издания, спортивной прессы, делового профилированного журнала и так далее. Такой подход, по сути, все тот же очень давний критерий «партийного отбора», упомянутый выше. (Понятие part как «часть», как «отдельное» характеризует любую группу людей в социуме.)

Дополнительные критерии

Помимо основных примет, указывающих на то, что происшествие годится для репортерской обработки, есть и две другие, которые явно дают шанс привлечь к событию внимание аудитории:

Повышенная конфликтность ситуации.

Имя или статус. Новость усиливается. Если просшествие связано с известным человеком или должностным лицом – «персоной».

Известен шутливый афоризм столетней давности: «Если собака укусила человека, это еще не новость. Вот если человек укусит собаку…- будет новость».

В разных изданиях новости, конечно, варьируются. Но репортеры в целом сходятся в том, что именно достойно быть новостью, а что – нет. В новостях политики и экономики, в светской хронике, в сообщениях из зала суда видны акценты то на «новость для всех», то на «новость для моего читателя», то на «неожиданное», то на «имя». Факт, представленный в новости, должен быть информационно цепким.

 

Критерии отбора фактов выделяют ценности «новостного смысла» и по этой причине называются «классическими элементами новости». При литературном оформлении материала журналисты стараются подчеркнуть их и поддержать.

Задача состоит в том, чтобы, во-первых, не пропустить потенциально продуктивное для новостной журналистики, а, во-вторых, воплотить их в новости, представив как примечательные по той или иной причине.

Факт, подходящий для формы «новость» может выделяться среди прочих событий:

Значительностью, важностью.

Связью с фактором читательского «предвиденья» (событие было предсказуемо, «угадывалось» или напротив, застало всех врасплох).

Близостью к каждому человеку как сущему, живущему под дамокловым мечом проблемы «жизнь – смерть» (шире: социальная опасность – безопасность).

Занимательностью (неординарностью); возможно повышенной конфликтностью, связью с известным лицом.

Несколькими этими чертами одновременно.

В целом же все сообщения, поступающие от репортеров, изначально связаны с остро ощущаемой необходимостью в постоянной ротации, в обновлении сведений об изменчивости ситуации в «среде обитания» современного человека. Это не просто сообщения о фактах жизни, в их основе – происшествия.

Итак, репортерская новость может состояться, если есть:

Информационный повод («что-то произошло»).

Оперативный повод («произошло недавно»).

Какие-то черты происшествия (элементы новости), которые «цепляют» внимание, гарантируют интерес к сообщению.

Профессиональные усилия направлены на создание добротного текста новости, который вызовет доверие читателя и ощущение «свежести», неповторимости, некоего «согласия» с выбором факта журналистом («об этом стоило узнать»).

 

ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ ТЕКСТОВ

Разумеется, свидетельствовать о событиях, заслуживающих внимание, надо достаточно беспристрастно. Однако полная объективность репортерского произведения проблематична:

- из-за выбора события именно этого, а не другого, что невольно подчеркивает его особую значимость.

- из-за превращения сведений о событии в законченное произведение, воплощенное в определенную жанровую форму со своим стилем, своей структурой; в литературно обработанных сведениях поневоле проглядывают вкусы, предпочтения авторов.

- из-за эффекта прямого внушения, свойственного всем произведениям журналистики новостей.

Есть немало «объективных причин возможной необъективности» репортерских текстов, начиная с самых небольших по объему произведений – заметок, которые кажутся «просто фиксирующими факт» и от которых требуются:

Оперативность

Краткость

Компактность

Однако чем оперативнее сообщение, тем естественнее предположить его «недостаточную правдивость», связанную с тем, что правду не успели разглядеть. Факт еще не успел «прорасти», полностью проявить себя. Иногда журналисту просто не хватает времени для перепроверки документа, контрольного телефонного звонка. Оперативность и точность плохо уживаются.

Плохо уживается требование объективности и с требованием краткости (которое оборачивается фрагментарностью изображения; какие-то моменты события вовсе не упоминаются, происходит невольное «обстругивание» факта). В произведении, нацеленном на краткость, неизбежна неполнота и изложение информации, возможна неадекватность изображения сути реального происшествия.

К нарушению правды факта могут подталкивать следующие обстоятельства:

Вынужденная повышенная оперативность работы над новостями.

Краткость текстов и связанное с этим «обстругивание» фактов.

Невольное искажение смысла из-за словесной игры при литературном оформлении материала, упаковке фактов».

«Зеркальность» отображения, точная копия в принципе невозможна, так как журналист всегда сообщает «потом», некоторое время спустя. Неизбежно существует промежуток между фактом свершившимся и фактом отображенным. В связи с этим неизбежно возникает «творческая пауза», происходит определенное искажение картины события из-за отставания, несовпадения во времени. Репортерское произведение может обещать не отражение, но лишь похожее отображение с акцентом на суть происшествия.

В процессе работы над новостью как произведением, добиваясь его смысловой емкости, самоочевидности выводов, одни фрагменты события выделяются, другие затушевываются; вместо зеркального отображения реалий получается их портрет с явным отпечатком личности «художника» - журналиста.

Соответственно, первоочередные профессиональные задачи репортеров: помимо точности при отборе фактов, содержащих новость, целеустремленные профессиональные усилия по достижению приемлемой правдивости сообщения, его максимально возможного соответствия подлинной значимости события. Необходима повышенная ответственность за то, что не будет извращена сама природа факта, и его масштаб, его весомость будут переданы со всей возможной точностью.

 

ПРИМЕТЫ КАЧЕСТВЕНОГО ТЕКСТА РЕПОРТЕРСКОГО СООБЩЕНИЯ

Опора на факт, удостоверенная в тексте (документальность)

Краткость и компактность изложения (емкость).

«Прозрачность» смысла, его быстрое усвоение (ясность)

Эффект документальности репортерских текстов, помимо указания на место, время и обстоятельства свершения изображаемых событий, предполагает особые профессиональные усилия: подкрепление сообщения цифрами, цитатами, ссылками.

Краткость в сочетании с требованием компактности предполагает борьбу с длиннотами – тематическими и текстовыми. Очень важны внятность подобранных слов, прямая, а не «закрученная» структура фраз. Лаконизм не самоцель, речь идет об исчерпывающей краткости; хороший репортерский материал представляет собой сообщение всего необходимого в виде предельно ясного сообщения. Прояснение смысла происшествия требует в ряде случаев расширение текста за счет дополнительных деталей, сведений очевидцев, включения собственных наблюдений журналиста. Для репортажей и интервью важна и «прозрачность» позиции автора – не декларированной, но проявляющейся в его поведении в качестве участника событий, в выборе фрагментов событий, тех или иных деталей, в способе их изображения.

Повторим основные характеристики новостей прессы.

Репортерство (news journalism)

Это профессиональная деятельность по оперативному сбору и распространению актуальной информации о фактах, отображенная в особых произведениях журналиста – новостях, литературно оформленных с учетом читательского интереса.

Это направление журналистской работы, сосредоточенное на изображении фактов внешней действительности («внешней» и по отношению к автору, и по отношению к читателю; случившееся независимо от их желания, участия. Вовлеченности).

В отличие от комментирующей и интерпретирующей журналистики, это направление представляет факты как бы «самоочевидные», ясные сами по себе, в пояснениях и комментариях не нуждающиеся. Поэтому особую значимость приобретает осмотрительность и профессионализм репортера, создающего определенный «эффект внушения».

Отработанные в профессиональном цехе репортеров приемы подготовки, оформления, корректировки материала, проверенные «технологические» ухищрения сочетаются с новыми находками; постоянный творческий поиск репортеров нацелен на то, чтобы читатели активно восприняли факт и отозвались на него.

«Общий смысл» репортерских сообщений пронизан «смыслом» читательского интереса в его разных проявлениях. Однако у каждого отдельного сообщения есть и свой особый ориентирующий смысл, своя общественная ценность.

 

 



2018-07-06 284 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТЕРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ РЕПОРТЕРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)