Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I принцип: «Я полагает само себя»



2018-07-06 263 Обсуждений (0)
I принцип: «Я полагает само себя» 0.00 из 5.00 0 оценок




Утверждение об абсолютной самодеятельности и самоопределяемости мыслящего «я». Тождество Я=Я.

По Фихте «я»= «я» ( оно тождественно самому себе, и такой результат возможен, когда «я» само себя созидает. Самополагание «Я» неотделимо от его самосознания, для «я» характерна созидательная деятельность и познавательная.

«Я» должно быть не как чистый субъект, а как субъект – объект. Существует «Я» абсолютное и относительно. Я абсолютное – это Бог, он полагает природу и человека.

 

Абс. Я «оно» (ограничено в познании)

 

 

Абсолютное «Я» - Бог, полагает природу, которая у Фихте является антитезисом к «Я»– «не - я». и полагает «я - эмпирическое», т.е человека. Между «Я» и «не-я» и «Я абсолютным происходит взаимодействие. Взаимодействие от «Я» к «не-я» называется практическим, а взаимодействие от «не-я» к «я» называется теоретическое.

Таким образом, познавая природу, мы познаем Бога. Задача науки через познание природы преодолеть свою ограниченность. Таким образом, философия Фихте предполагает создание философской базы, как основы любой науки.

Практическая философия.

Практическая философия Фихте видоизменялась на протяжении всей его жизни. Можно выделить две ее составные части: этическая и социально-историческая.

Согласно Фихте бессмысленно ставить вопрос не только о происхождении человека, но и о происхождении вселенной и мира. Другой важный вопрос философии Фихте – это проблема свободы. По Фихте, свободадобровольное подчинение всеобщей необходимости.Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью.

Философия истории.

Фихте полагал, что жизнь человеческого рода делится на 2 периода.

1. человеческий род живет и существует, не устроив своих отношений, он живет свободно и сообразно разуму. Царит невежество.

2. это период гармоничного разумного устройства общества, свобода просвещения и интеллектуальной деятельности.

При этом человечество проходит пять стадий в своем развитии, первые три относятся к первому периоду, а оставшиеся две ко второму периоду.

1. Эпоха древней дикости человечества. Человек зависит от природы, и природа – это источник опасности для человека.

2. Создаются первые положительные системы миропонимания и жизни понимания. Под этими системами Фихте понимал религиозно- теологические учения.

3. Новое время. Человечество преодолевает религиозную отсталость средних веков, восстает против диктата церкви. Но здесь же проявляется и отрицательная сторона – индивидуализм.

4. В эту стадию происходит преодоление неполноценность предыдущей эпохи.

5. Это эпоха философии истории, воцарения гармонии.

 

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г .) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.

 

Георг Гегель.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им быливыдвинуты и подробно разработаны:

• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);

• диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

• "Феноменология духа";

• "Наука логики";

• "Философия права".

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:

• единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля являетсяотчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

• окружающего мира;

• природы;

• человека;

• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

• творение материи из воздуха;

• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;

• познает себя через познавательную деятельность человека;

• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:

• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,

молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;

• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Например:

В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", которыйявляется новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:

• философию природы;

• философию духа;

• философию истории;

• а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

• субъективный дух;

• объективный дух;

• абсолютный дух.

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

• искусство;

• религия;

• философия.

Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия— антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия— синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" —по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

• философию природы;

• антропологию;

• психологию;

• логику;

• философию государства;

• философию гражданского общества;

• философию права;

• философию истории;

• диалектику — как истину всеобщих законов и принципов.

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы.

 

Вопросы к лекции:

1. Каковы общие положения философии И. Канта?

2. Какие стадии познавательного процесса выделяет И. Кант?

3. В чем заключается основная проблема познания по Канту?

4. Что такое категорический императив?

5. Что такое абсолютная идея по Г. Гегелю?

6. Кто впервые четко сформулировал понятие диалектики? В чем оно заключается?

7. Что такое субъективный идеализм?

8. Каковы основные положения «Я-концепции» Фихте?



2018-07-06 263 Обсуждений (0)
I принцип: «Я полагает само себя» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I принцип: «Я полагает само себя»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)