Простые типы данных и литералы
Простые программы
Листинг 1.1. Простая программа class Intro{ public static void main(String[] args){ System.out.println(“Мы программируем на Java!”); } } После компиляции и запуска программы (например, в среде NetBeans) в окне вывода появляется сообщение Mы программируем на Java! . Рассмотрим программный код подробнее. Фигурными скобками в языке программирования Java (как и C++ и C#) отмечаются блоки программного кода. Программный код размещается между открывающей (символ { ) и закрывающей (символ } ) фигурными скобками. В данном случае использовано две пары фигурных скобок. Первая, внешняя, пара использована для определения программного кода класса, вторая — для определения метода этого класса. Как неоднократно отмечалось, для создания даже самой простой программы необходимо описать класс. Описание класса начинается с ключевого слова class. После этого следует уникальное имя класса. Непосредственно программный код класса заключается в фигурные скобки. Таким образом, синтаксической конструкцией class Intro{... } определяется класс с названием Intro. Программный код класса Intro состоит всего из одного метода с названием main() (здесь и далее названия методов будут указываться с круглыми скобками после имени, чтобы отличать их от переменных). Название метода стандартное. Дело в том, что выполнение Java-программы начинается с вызова метода с именем main() . Другими словами, в методе main() представлен код, который выполняется в результате вызова программы.Любая программа в Java содержит один и только один метод с именем main() (исключение составляют апплеты — у них метода main() нет). Метод main() иногда называют главным методом программы, поскольку во многом именно с этим методом отождествляется сама программа. Ключевые слова public, static и void перед именем метода main() означают буквально следующее: public — метод доступен вне класса, static — метод статический и для его вызова нет необходимости создавать экземпляр класса (то есть объект), void — метод не возвращает результат. Инструкция String[] args в круглых скобках после имени метода main() означает тип аргумента метода: формальное название аргумента args, и этот аргумент является текстовым массивом (тип String). Квадратные скобки можно указывать после ключевого слова String или после имени аргумента args. Тем, кто программирует в С++, многое из приведенного уже знакомо. На ближайшее время все наши программы будут иметь следующую структуру: class имя_класса{ public static void main(String[] args){ программный_код } } Название класса (параметр имя_класса) задается пользователем — это, фактически, название программы. В месте, где указан параметр программный_код, указывается непосредственно выполняемый при вызове программы программный код. В рассматриваемом примере программный код состоит всего из одной команды System.out.println(“Мы программируем на Java!”). Команда заканчивается точкой с запятой — это стандарт для Java. Командой с помощью встроенного метода println() на консоль (по умолчанию консолью является экран) выводится сообщение "Мы программируем на Java!". Текст сообщения указан аргументом метода. Метод вызывается через поле-объект out объекта потока стандартного вывода System. Подробнее система ввода-вывода будут рассматриваться после того как мы подробнее познакомимся с классами и объектами. Пока же следует запомнить, что для вывода информации на экран в консольных приложениях используется инструкция вида System.out.println(), где в круглых скобках указывается выводимый текст, числовые значения, имена переменных и т. д. - все то, что можно указывать аргументом метода println.
Комментарии
Очень часто в программном коде необходимо оставить комментарий — некоторые пояснения, напоминания или просто текст, предназначенный для пользователя. Важно отметить, что комментарий предназначен не для компилятора, поэтому компилятором он игнорируется. В Java существует три типа комментариев. Однострочный комментарий. Такой комментарий начинается с двойной косой черты (символ //). Все, что находится в строке кода справа от двойной косой черты, компилятором игнорируется. Многострочный комментарий. Такой комментарий начинается последовательностью символов /* и заканчивается последовательностью символов */. Все, что находится между символами /* и */, компилятором игнорируется. Многострочный комментарий документационной информации. Начинается последовательностью символов /** и заканчивается последовательностью символов */. Обычно используется для выделения в качестве комментария данных справочного характера. Не следует недооценивать значения комментариев. Хороший комментарий существенно улучшает читабельность программного кода и позволяет избежать многих неприятностей
Простые типы данных и литералы
Обычно программы пишут для того, чтобы обрабатывать данные. Методы и возможности по обработке данных в значительной степени зависят от типа данных. Язык Java относится к строго типизованным языкам. Это означает, что любая переменная в программе относится к определенному типу данных - одному и только одному. В Java все данные можно разделить на простые и ссылочные. Ссылочные данные реализуются через иерархию классов. Простые данные — это скорее дань традиции. Забегая наперед, отметим, что для простых типов данных существуют ссылочные аналоги. Разница между простыми и ссылочными типами на практике проявляется при передаче аргументов методам. Простые типы данных передаются по значению, ссылочные — через ссылку. Простые типы данных являются, по сути, базовыми. Именно данные этих типов будут наиболее часто использоваться в начале. В Java существует четыре группы базовых типов: для работы с целыми числами, для работы с числами в формате с плавающей точкой (действительные числа), символы и логический тип — таким образом, всего получается восемь базовых типов. Базовые типы Java перечислены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Базовые (простые) типы в Java
В этой же таблице приведены названия классов-оболочек для базовых типов. Классы-оболочки используются в тех случаях, когда переменную соответствующего типа необходимо рассматривать как объект. Далее изучим каждую группу базовых типов отдельно. В первую очередь стоит обратить внимание на целочисленные типы данных. В Java существует четыре типа целочисленных данных: byte, short, int и long. Отличаются типы количеством битов, выделяемых для записи значения соответствующего типа. Размер в битах увеличивается от 8 для типа byte до 32 для типа long (с шагом дискретности 8 бит). На практике выбор подходящего типа осуществляется в соответствии с предполагаемым диапазоном изменения значения переменных. Разумеется, для надежности разумно использовать наиболее «широкий» тип данных, однако при этом не следует забывать и о том, что системные ресурсы даже самого производительного компьютера не безграничны. Для работы с действительными числами используются типы float и double. С помощью этих типов реализуется формат числа с плавающей точкой. В этом формате действительное число задается посредством двух чисел: мантиссы и показателя степени. Заданное таким образом число равно произведению мантиссы на десять в соответствующей второму числу степени. Поскольку размер в битах, выделяемый для типа double, в два раза больше размера для данных типа float, тип double называют типом действительных чисел двойной точности. На практике обычно используется тип double. Поскольку в Java для символьных данных (тип char) выделяется 16 бит, такая широта размаха позволяет охватить практически все имеющиеся и использующиеся на сегодня символы, включая китайские иероглифы. Это свойственно далеко не каждому языку программирования и является следствием курса разработчиков Java на создание универсального языка программирования, ориентированного на работу в Интернете. Символам расширенного 8-разрядного набора ISO-Latin-1 соответствует интервал значений от 0 до 255, а интервал значений от 0 до 127 определяет стандартные символы ASCII. Что касается логического типа boolean, то переменные этого типа могут принимать всего два значения: true и false. В свете этого обстоятельства говорить о размере (в битах) переменной типа boolean как-то не принято. В действительности ответ на этот вопрос зависит от типа используемой виртуальной Java-машины. Как правило, логические выражения применяются в условных инструкциях при создании точек ветвления программы. Указать тип переменной недостаточно. Переменной рано или поздно придется присвоить значение. Делается это с помощью литералов. Литерал — это постоянное значение, предназначенное для восприятия человеком, которое не может быть изменено в программе. В рассмотренном ранее примере уже использовался строчный литерал — фраза "Мы программируем на Java!". Целочисленные литералы вводятся с помощью арабских цифр от 0 до 9. Также вводятся действительные числа. При этом в качестве десятичного разделителя используется точка. Символы вводятся в одинарных кавычках (не путать с текстом, который заключается в двойные кавычки!), а для ввода логических значений указывают ключевые слова true и false. Что касается непосредственно объявления переменных в Java, то выполняется оно по следующим правилам. В первую очередь при объявлении переменной перед ее именем в обязательном порядке указывается идентификатор типа. Например, инструкцией int n объявляется переменная n целочисленного типа int. Впоследствии этой переменной может быть присвоено значение. В качестве оператора присваивания в Java используется оператор =. Следующими командами объявляется целочисленная переменная, после чего ей присваивается значение 12: int n; n=12; При этом всю означенную конструкцию из двух команд можно объединить в одну инструкцию вида int n=12. Более того, объявлять и инициализировать можно сразу несколько переменных, которые перечисляются через запятую после идентификатора типа. Сразу при объявлении переменной допускается присваивать ей начальное значение, как показано далее: long n, m; int x, y=3, z=5; char sym='a'; В приведенном фрагменте первой инструкцией объявляются две целочисленные переменные типа long, после чего следующей командой объявляются три переменных типа int, причем для двух из них указано начальное значение. Третьей командой инициализируется символьная переменная sym со значением a (символы-значения заключаются в одинарные кавычки). Что касается доступности переменных, то она определяется блоком, в котором эта переменная объявлена. Блок, в свою очередь, выделяется парой фигурных скобок (то есть { и } ). Инструкции объявления и инициализации переменных могут размещаться в любом месте программы. Самое главное, чтобы переменная в программе использовалась (вызывалась) после того, как эта переменная инициализирована (ей присвоено значение). Пример программы, в которой применяются переменные разных типов и литералы, приведен в листинге 1.2.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |