Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6,7,8 Методика организации детского словесного творчества



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Лекция 6,7,8 Методика организации детского словесного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок




(7 часов)

1. Вопросы развития письменной речи у младших школьников в трудах выдающихся педагогов XIX-XX вв.

2. Жанры письменных работ учащихся.

3. Система работы учителя по обучению младших школьников написанию сочинений.

1. Проблема развития речи учащихся издавна интересовала передовых учителей и методистов России. Она нашла свое отражение в работах Ф.И.Буслаева, Н.А.Корфа, В.И.Водовозова, Л.Н.Толстого и др. выдающихся русских педагогов XIX в.

Впервые система занятий по развитию устной и письменной речи применительно к потребностям русской начальной школы была разработана К.Д.Ушинским (1824-1870).

По мнению К.Д.Ушинского, основное отличие сочинения заключается в наличии самостоятельной мысли и творческого подхода к разрешению тех задач, которые выдвигаются в процессе работы над сочинением.

Л.Н.Толстой, считал, что «учить писать и сочинять» в особенности поэтически сочинять, нельзя. Все, что мы можем сделать, это научить их, как браться за сочинительство. Необходимо определять самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, за образцы брать только детские сочинения, так как они всегда справедливее, изящнее и нравственнее сочинений взрослых; никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни о постройке предложений и логике. Главное – содержание».

В трудах М.А.Рыбниковой (1885-1942) впервые в методике русского языка разрешается вопрос о системе письменных работ (сочинений) учащихся. Считает, что система включает виды работ различных типов, расположенных в порядке нарастания трудности, при этом подчеркивает необходимость проведения всех типов письменных работ, доступных возрасту учащихся.

В.А.Добромыслов в работе «Изложения и сочинения в семилетней школе» говорил о культуре устной и письменной речи учащихся как об одной из важнейших задач школы. Считал, что настоящей твердой основой для культуры речи служит правильная постановка изложений и сочинений в школе, особенно в начальных классах.

Большой вклад по обучению детей письму сочинений внесла Т.А. Ладыженская. Основными умениями Т.А. Ладыженская считает: умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему; умение подчинить свое сочинение основной мысли, умение отбирать материал и его систематизировать; умение строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно, точно и ясно выражать свои мысли; умение исправлять, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать.

Новым шагом в развитии письменной речи учащихся следует признать методику М.РЛьвова, имеющую широкое распространение. М.Р.Львов убежден в том, что:

1) развитие речи в школе – не самопроизвольный процесс: созданию текста необходимо учить постепенно, систематично, целенаправленно, в рамках выверенных методов;

2) развитие устной и письменной речи предусматривается во взаимосвязи;

3) работа по развитию речи протекает в неразрывной связи с курсом русского языка, его грамматикой, лексикой, стилистикой и др., а также с уроками литературного чтения.

4) система развития речи есть важнейшее практическое приложение всех языковых знаний и умений. Именно в ней реализуется важнейшая функция языка – быть средством общения.

2. Систематическая работа по развитию речи младших школьников формирует у младших школьников коммуникативно-речевые умения:

- понимать тему текста и определять ее границы;

-отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;

-прогнозировать содержание текста по его названию, а также озаглавливать текст в соответствии с содержанием;

-делить текст на логически законченные части;

-выделять главную мысль и составлять план текста;

-выделять ключевые слова, словосочетания и предложения;

-пользоваться фонетическим, лексическим, синтаксическим богатством языка;

- распознавать значение незнакомых слов.

Огромную роль в формировании и реализации этих умений играет написание сочинений разных видов. Сочинение помогает младшему школьнику упорядочить свои мысли, учит грамотно выражать свое отношение к каким-либо проблемам, обогащает устную и письменную речь. Посредством сочинений учителю легче познать внутренний мир ребенка. Обучение написанию сочинения имеет и воспитательный аспект: темы, подготовка к работе, обсуждение и т.п. должны быть направлены на становление младшего школьника как личности, члена общества, социально адекватного.

Школьное сочинение– самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений.

В методике обучения русскому языку (Львов, Рамзаева) выделяют следующую классификацию сочинений:

1. По источникам материала:

- сочинение о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. на материале экскурсий, наблюдений и др. форм жизненного опыта;

- сочинения по книжному материалу, по картине, фильму, спектаклю…;

- сочинение, где используется материал разных источников (книжные, собственные наблюдения);

- сочинение на основе творческого воображения - по данному началу (образцу, концу), импровизация сказок…;

Сочинения по картинам имеют три вида:

- повествовательные сочинения по серии картин или картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где она иллюстрирует один момент сюжета, давая толчок воображению учащегося;

- описание картины.

2. По степени самостоятельности, по способам подготовки:

- коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей/меньшей степени общеклассной подготовки;

- индивидуальные.

3. По типам текста:

- повествование, описание, рассуждение.

Чаще встречаются сочинения смешанного типа – повествовательные, с элементами описания или рассуждения.

4. По языку (стилю):

- эмоционально-образные: рассказы о событиях и описания природы;

- деловые: записи по наблюдениям, планы, отчеты, объявления.

5. По объему:

- сочинения крупных форм;

- сочинения-миниатюры

Нормы объема сочинений:

1 класс – 25-30 слов

II класс – 50-60 слов

III класс – 70-80 слов

IV класс – 100-150 слов

Классификация сочинений поможет глубже понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать методические средства.

3.Система работы учителя по обучению написанию сочинений

Основная задача по развитию связной речи на уроках русского языка состоит в том, чтобы научить младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Работа по развитию речи младших школьников начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках литературного чтения и русского языка.

В процессе подготовки к написанию сочинений необходимо выработать следующие умения:

- строить простое предложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;

- излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;

- коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе;

- находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные упражнения (составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по аналогии с прочитанным). Вводится понятие «Текст». Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность учащимся понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

В системе развития речи учащихся предусмотрено постепенное овладение учащимися основными признаками текста (идейно-тематическое единство, наличие заголовка, связь между частями и предложениями), углубление знаний о тексте от класса к классу. Формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, позволяющие создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

В качестве ведущих в комплексе речевых навыков выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста).

С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы:

- подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;

- установление зависимости содержания, построения и речевого оформления от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;

- создание искусственной речевой ситуации.

При обучении связной речи в каждом классе учащиеся получают представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.

Упражнения в связной речи проводятся на уроках русского языка (изложения, сочинения) и литературного чтения (пересказы, рассказывания) в устной и письменной форме и теснейшим образом связаны друг с другом.

Во 2-м классе на сочинение отводится 1 урок, в 3-ем – 1,5 урока, в 4-м – 2 урока + анализ сочинений.

Тема сочинения – это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. От того, как сформулирована тема учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Темы должны быть близки учащимся, затрагивать их интересы, стремления, опираться на опыт. Они не должны быть общего, широкого характера. Например, «Осень» - дети теряются и не могут раскрыть ее определенно и глубоко. Формулировка темы должна быть простой, выразительной, такой, которая ограничивает тему указанием на определенный предмет, место, время действия и т.д. Темами для сочинений могут послужить: рассказы о случаях из личной жизни детей: «Как я путешествовал на пароходе»; рассказы об играх и развлечениях: «Как мы играли в…»; рассказы о работе в школе, дома: «Как я помогаю дома».

Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Не всегда учащиеся могут найти границы темы. Следует помнить, что тема и заглавие могут не совпадать.

Работа над темой – это ее обсуждение и отбор материала: выбор того, что относится к теме, отбрасывание того, что к ней не относится. В работе над сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения – к материалу для сочинения. Для гармоничного развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описанием виденного и пережитого. Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, а затем учащиеся пишут сочинение. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа.

Тему сочинения помогает раскрыть план-«проект» предстоящего высказывания, его «скелет». Важно, чтобы учащиеся поняли роль плана: по грамотно составленному плану сочинения писать легче.

План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, установить взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над составлением плана развивает речь и мышление учащихся, младшие школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Подготовительная работак обучению составлению планапроводится уже в период обучения грамоте:

1) устанавливаются соответствия заголовков содержанию небольших по объему текстов; учащиеся могут предложить свой заголовок. Учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой нет;

2) выборочно учащиеся читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос.

В 1-2 классах работа над планом текста проходит на основе эмоционального восприятия содержания, и сам план часто имеет образное (картинное) выражение:

1. Учащимся предлагается несколько иллюстраций к сказке или рассказу в нарушенной последовательности с заданием расположить их сообразно содержанию и озаглавить их. Такой план носит название картинного.

2. Учащимся предлагается с помощью одной иллюстрации составить картинный план на основе творческого воображения.

3. Учащимся предлагается составить рассказ с опорой на план, составленный в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает учащегося к поискам ответа.

В 3-4 классах учащиеся составляют план на основе выявления последовательности событий – логический план.

В 1-2 классах роль плана выполняют вопросы учителя: во 2 классе план составляется коллективно, в 3-4-м классе – самостоятельно, в трудных случаях – коллективно.

В начальной школе рекомендуется план из 3-5 пунктов, без подпунктов. Чаще всего он составляется непосредственно перед написанием, но иногда можно составить в ходе подготовительной работы (по материалам экскурсий или длительных наблюдений). Важно не давать готовых планов.

Независимо от вида сочинения четко выделяются три этапа подготовки к нему:

1) накопление материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

2) отбор и расположение материала (обсуждение, выделение главного, составление плана);

3) словесное, речевое оформление, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителем.

На уроках, предшествующих сочинению, подготавливается лексика для него, могут быть составлены фрагменты текста. Следовательно, урок, на котором учащиеся пишут сочинение, в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итогов работы, проведенной ранее. Особенно это относится к IV классу.

Если сочинение – итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы.

Этапы урока написания сочинения:

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2. Беседа с целью упорядочения материала.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка, исправление ошибок, недочетов.

 

Требования к письменным работам:

1. Использовать весь подготовленный материал.

2. Рассчитать время написания работы.

3. Попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними.

4. При написании проговаривать про себя предложения.

5. Делить текст на абзацы, делая отступ – красную строку.

6. Проверить написанное.

 



2018-07-06 346 Обсуждений (0)
Лекция 6,7,8 Методика организации детского словесного творчества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6,7,8 Методика организации детского словесного творчества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)