Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки дисфункциональных семей



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Признаки дисфункциональных семей 0.00 из 5.00 0 оценок




Семья как система отношений

Представление о семье как системе стало переломным моментом в развитии науки о семье. (Джексон, Боуэн) В семейную психологию вошли такие понятия как «семейная система», «семейные подсистемы», «обратная связь» и т.д.

Семья в системном подходе понимается как комплекс элементов и их свойств находящихся друг с другом в динамических связях и отношениях

Семья в данном случае имеет ряд признаков:

1. Система как целое больше, чем сумма ее элементов

2. Что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри нее

3. Изменение одного элемента влечет за собой изменение других частей и системы в целом

4. Семья – открытая система, т.к. находится в постоянном взаимообмене информацией с окружающей средой

Тенденции развития современной российской семьи

• сохраняется патриархальная семья, т. е. семья, состоящая из нескольких поколений;

• границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы; власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;

• во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины (так же, как они отсутствуют во многих общественных институтах: детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где работают в основном женщины);

• несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья;

• идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт – поведение, духовные ценности – напоминал те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, выстраивая свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, феодалу или государству;

• разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, «чудесах» и др.

ПРИЗНАКИ (ХАРАКТЕРИСТИКИ) НОРМАЛЬНО ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

Нормально функционирующая (здоровая) семья — это семья, которая обеспечивает своим членам необходимый минимум для их личностного роста и конструктивного развития.

Признаки нормально функционирующей семьи

В нормально функционирующей семье удовлетворяются базисные потребности ее членов (в безопасности и защищенности, в принятии и одобрении, в росте и изменениях, в самоактуализации). Это, с одной стороны, обеспечивает взаимную поддержку, а с другой — автономию членов.(Все родственники связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют, а дополняют друг друга, никто не узурпирует себе функции другого и не игнорирует свои обязанности, внутри семьи отсутствуют стойкие подгруппы, объединения одних членов против других. В таких условиях все возрастные трудности, все особенности личности в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм.

Но одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть признана нормально функционирующей, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, изолирует себя от общества и даже противостоит ему.

 

Дисфункциональная (негармоничная) семья— это группа, которая является источником дезадаптивного поведения одного или нескольких членов семьи.

Признаки дисфункциональных семей

· Выраженная дисфункция формирует семейную роль «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. Симптом (проблемное поведение) может проявляться в разных сферах: физиология (психосоматика); психофизиология (зависимости, неврозы, депрессия; психозы); психологическая модальность (агрессивность; тревожность; ночные стархи); социально-психологическая модальность (девиантное поведение; конфликтность). Симптом появляется, когда неудовлетворенны важные актуальные потребности человека.

· фиксация и передача паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование;

· наличие внутрисемейных коалиций (объединений одних членов семьи против других);

· члены семьи уязвимы по отношению к стрессу и повседневнымтрудностям;

· конфликты закрыты, присутствует хроническая неприязнь членов семьи друг к другу;

· существование каких-либо проблем отрицается;

· недостаток в степени интимности;

· чувство стыда является основной мотивацией индивидуального поведения членов семьи;

· система семейных ролей является либо размытой неопределенной, либо ригидной;

· индивидуальные потребности приносятся в жертву групповым потребностям;

· не сохраняется личностная автономия и право человека на личную жизнь;

· юмор и оптимизм – редкость.

 

Динамика семьи

Семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза и закона развития.

Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремиться сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Система поддерживает равновесие за счет того, что фиксирует каждое отклонение и стремится возвратиться в обычное состояние (Механизм обратной связи).

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену событий стадий. Непосредственными причинами этой динамики являются нормативные (горизонтальные) стрессоры (кризисы развития)‑ события, обуславливающие необходимость перемен, так как семья становиться неспособной решать новые задачи и адаптироваться к новым ситуациям прежними способами (например, брак, рождение ребенка, поступление ребенка во внесемейные институты, семья с ребенком-подростком, уход детей из семьи, смерть одного из супругов)

В нормально функционирующей семье закон гомеостаза и закон развития находятся в равновесии.

Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи
Период ухаживания  
  1. Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.
Кризис 1 . Принятие на себя супружеских обязательств 1. Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу: 2. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 3. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества
Кризис 2.Освоение супругами родительских оолей ипринятие факта появления в семье новой чинности Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей
Семья реенка дошкольника и младшего школьника  
( ризис 3.Включение \ етей во внешние •оциальныеструктуры цетский сад , школа ) Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
Кризис 4.Принятие факта вступленияребенка в подростковый период ,экспериментирование с его независимостью Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома
Фаза , в которой выросшие дети покидают дом  
Кризис 5.Выросший ребенок покидает дом Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу
Семья , в основном выполнившая свою родительскую функцию ( «опустевшее гнездо» )1  
Кризис 6.Супруги вновь остаются вдвоем Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию
Фаза , в которой кто то из партнеров остается один после смерти другого -
Кризис 7.Принятие факта смерти одного изсупругов Реорганизация семьи: 1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству. 2. Поиск новых связей С семьей. 3. Принятие ухода и помощи от членов семьи или социального окружения

 

Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов:

· Структуры семейных ролей.Семейная роль ‑ модель поведения, которая включает в себя права обязанности и обязательства, выполнение которых ожидается от индивида и поощряется. Функциональные роли: роль, связанная с материальным обеспечением семьи; роль, связанная с организацией жизни семьи: роль, связанная с воспитанием и уходом за детьми; роль, связанная с организацией семейной субъкультуры; роль, связанная с оказанием социально-психологической поддержки членам семьи.

· Семейных подсистем, внешних и внутренних границ между ними. Семейные подсистемы – это дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Внешние границы способствуют формированию семейной идентичности. Внутренние границы структурируют психологическое пространство внутри семьи. Границы бывают диффузными (размытыми), ригидными (неприницаемыми) и нормальными (приницаемыми).

К параметрам семейной системы относятся

· Семейные правила («у нас так принято») и связанные с ними стереотипы взаимодействия (ритуальные действия). Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности.

· Семейные мифы (сложное интегрированное знание о семье. «Мы – это») Семейный миф — это многофункциональный семейный феномен, форми­рующийся на макросистемном и проявляющийся на микросистемном уровне в виде совокупности представлений членов данной семьи о ней самой. Для обозначения этого понятия используются и такие термины, как «образ семьи», «образ мы», «верования», «убеждения», «семейное кредо», «согласованные ожидания», «наивная семейная психология». Функция семейного мифа зак­лючается в сокрытии от сознания отвергаемой информации о семье в целом и о ее членах. Таким образом, можно воспринимать семейный миф как своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Наиболее известными являются следующие семейные мифы: «Мы — дружная семья», «Мы — семья героев», «миф о спасателе». Время, необходимое для формирования семейного мифа, составляет примерно период жизни трех поколений семьи (Selvini-PalazzoliM. etal., 1978). Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют ее нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи. Так, миф об исключительности и избранности семьи может играть роль компенсаторной стратегии в первом поколении, когда желание возвысить себя, возможно, как реакция на прошлые проблемы, актуализирует мощную, но реалистичную мотивацию достижения. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность («Мы должны быть лучшими всегда и везде»), способен привести к тяжелым нарциссическим расстройствам члена(ов) семьи и полной непродуктивности их действий.

· Семейная история (тема) – эмоционально насыщенная информация, на основе которой периодически разворачивается определенный сценарий. Семейная история — понятие, относящееся к историческому контексту семьи и описывающее хронологию значимых событий жизни семьи в течение нескольких поколений. Э. Г. Эйдемиллер (1993) для работы с семейной истории ей вводит термин «тема», под которым он понимает специфическую, несущую эмоциональную нагрузку проблему, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. Изучение феномена дрейфа по­веденческих стереотипов было начато М. Боуэном, установившим, что в семье от поколения к поколению наблюдается накопление и передача дисфункциональных паттернов, что может явиться причиной индивидуальных затрудне­ний у членов семьи. Эти наблюдения были развиты и зафиксированы в его концепции трансмиссии.

· Семейные стабилизаторы – это те параметры, которые делают семью более прочной, стабильной.

 



2018-07-06 614 Обсуждений (0)
Признаки дисфункциональных семей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки дисфункциональных семей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)