Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ



2018-07-06 331 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН:

1. Сущность и содержание политического конфликта.

2. Типология политических конфликтов.

3. Современные технологии предотвращения политических конфликтов.

«В политике, как и в любви, не бывает мирных договоров, бывают только перемирия»

(Г. Левис)

1. Сущность и содержание политического конфликта

Важнейшей разновидностью социального конфликта является политический конфликт. Главной его особенностью является то, что он зарождается и функционирует в специфической сфере жизнедеятельности социума — политической. Специфика этой сферы заключается в её практически постоянной конфликтогенности. Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а впоследствии К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.

Политический конфликт– это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Выделение политических конфликтов в особый тип вполне обоснованно: ибо политика – это мир, отличный от других сфер жизни общества. Она охватывает государственные и общественно-политические объединения, механизмы функционирования государственной власти и отношения по поводу неё, правовые институты, партийные системы, политическую культуру общества и многое другое, связанное с принятием и реализацией политических решений.

В обществе едва ли найдется другой феномен, который можно было бы сравнить с властью по ее особому свойству — постоянно вызывать противоречия и конфликты. Власть – извечное яблоко раздора между людьми, социальными группами и классами. Борьба за власть – наиболее бескомпромиссная и жестокая. В нее вовлекаются как отдельные личности, так и массы народа. По словам французского политолога М. Дюверже, «политическая теория колеблется между двумя драматическими противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости, означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество».

Проблема политического конфликта стара, как мир. Философы, изучая общество, постоянно пытались определить источник его развития, внося при этом определенный вклад в продвижении теории. Так, в частности, учение Г. Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей впоследствии легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов: политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами; общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы; политическая борьба — есть борьба классовая.

Американский политолог Р. Даль в качестве одной из важнейших причин политических конфликтов видит неравенство, подразумевая под этим неравное участие различных групп в принятии решений, поскольку «некоторые люди имеют основания для уверенности в том, что их интересы неравно выражены, организованы и представлены». Он заключает, что политическое неравенство вызвано к жизни действием трех определяющих факторов: во-первых, «значительной разницей в политических возможностях различных групп»; во-вторых, тем, что «равное представительство являет собой техническую проблему, которая никогда не была удовлетворительно решена»; в-третьих, неизбежным недостатком полиархических режимов является то, что, «чем более полиархия представляет все разнообразие предпочтений, тем более трудоемкой становится задача их рассмотрения с целью примирения для принятия решений».

В теории обоснования сущности политического конфликта, по мнению В. Иванова, наибольшее распространение и признание получили три модели: «либеральная», «авторитарно-консервативная» и «социалистическая».

Основное различие между ними заключается в том, что «либеральная модель», опираясь на демократические параметры общества, в основном раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями. Сторонники «авторитарно-консервативной модели» сосредотачивают свое внимание на конфликтных ситуациях между правящей элитой и массами, между элитой и контрэлитой. «Социалистическая модель» (ее называют моделью классового противоборства) раскрывает конфликты между социальными группами в классово-антагонистическом обществе.

Важнейшим элементом изучения политического конфликта является определение структуры его содержания – довольно сложной системы взаимосвязанных явлений социально-политической жизни и деятельности участников конфликта, которая включает в себя различные виды борьбы: между группами за влияние в институтах государственной власти; за доступ к принятию общезначимых решений; за участие в распоряжении ресурсами; за приоритетность своих взглядов и идей.

Субъектами политического конфликта, как правило, выступают то или иное социальное объединение (формально или неформально организованное) или личность (личности), стремящиеся посредством специфической деятельности реализовать свои, противоположные другим социальнополитическим силам, интересы по поводу политической власти. В политике конфликтное противостояние субъектов часто приобретает следующую форму противоположности: правящая власть – оппозиция. Выделение этого субъекта политического конфликта связано с его функциональным назначением: критикой, борьбой с официальным правительственным курсом и предложением альтернативных проектов. Конечная цель оппозиции – занять доминирующие позиции в системе государственной власти.

Предмет политического конфликта – это то, по поводу чего происходит столкновение политических сил. Предмет политического конфликта обусловлен политической сферой общества, т.е. властью и властными отношениями. Основными предметами политического конфликта, чаще всего встречающимися в политической истории, являются: государственная власть (её структуральный и функциональный аспекты), политический режим, общественнополитическое объединение, конкретная личность руководителя (как правило, государственного), классовое господство (диктатура), национальные отношения, территория (её государственноадминистративный статус), ресурсы и контроль над ними и др.

Однако, как показывает практика, наличие субъектов общественно-политической жизни и предмета раздора между ними ещё не означает наличие конфликтной ситуации. Таковая возникает, во-первых, с появлением и развитием политического противоречия, а во-вторых, с осознанием субъектами наличия этого противоречия и необходимости его разрешения. Следовательно, следующим элементом содержания политического конфликта является наличие осознанного субъектами конфликта объективного или мнимого (воображаемого) противоречия, приводящего к конфликту.

Политические противоречия, конкретизируясь в предмете конфликта, затрагивают следующий элемент его содержания – интересы субъектов, которые отражают отношение противоборствующих сторон к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Фактически именно они являются причиной действий субъектов, определяющих их социально-политическое поведение. В таком случае политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей.

Следующим элементом содержания политического конфликта являются цели субъектов конфликта – это видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий. Цели выступают своеобразным связующим звеном фактически всех элементов содержания конфликта.

Определение существующих противоречий, интересов и целей – это своего рода «теоретические основы конфликта», рефлексия субъектов конфликта. В процессе же перехода от рефлексии социально-политической действительности к конфронтационной деятельности обязательно встаёт решающая для определения характера и результата этой деятельности проблема соотношения целей субъектов конфликта с применяемыми в ходе его средствами и методами. Средстваи методыдостаточноблизкие понятия. В мировой конфликтологической литературе под средствами принято понимать конкретные факторы влияния субъектов конфликта друг на друга в процессе конфликтного взаимодействия: пропагандистские компании, забастовки, вооружённые действия, электоральная борьба и т.п. Методы политических конфликтов характеризуют способы воздействия средств на противоположную сторону. К ним, прежде всего, относятся насильственный и ненасильственный методы.

Политический конфликт в обществе выполняет как негативные, так и позитивные функции.

Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что в процессе своего развертывания и обострения борьбы между его субъектами за власть он способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы. При неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях политический конфликт способен привести к ее разрушению. Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социальноэкономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационнокультурное развитие страны и ее народа.

В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных политических индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социальнополитических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.

Таким образом, содержание политического конфликта составляют специфические политические отношения двух и более сторон, проявляющиеся в их практических действиях – столкновениях для воплощения в жизнь целей, направленных на реализацию коренных политических интересов субъектов и разрешение существующего социально-политического противоречия.



2018-07-06 331 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)