Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия «вид» и «жанр»



2018-07-06 1080 Обсуждений (0)
Понятия «вид» и «жанр» 0.00 из 5.00 0 оценок




Родовое членение литературы

В древнейшие времена искусство носило синкретический (греч. synkretismos – соединение) характер. Музыка, танец и поэзия (песня или просто ритмические звуки и телодвижения) не существовали по отдельности. Затем, постепенно, каждая из этих категорий первобытного искусства обособилась. Так возникли различные области искусства, причем внутри каждой из них также происходило дальнейшее размежевание. Внутри литературы определились три самостоятельных раздела или рода – эпос, лирика и драма.

Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем, который рассматривал род как тип отношений высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Так, эпос был охарактеризован Аристотелем как подражание, при котором рассказ о событии ведется «отдельно от себя». В лирике «подражающий остается сам собой», в драме «изображаемые лица» представлены как «действующие и деятельные».

У Гегеля идея трех родов получила философско-логическое обоснование. Он характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект». Эпическая поэзия объективна, лирическая – субъективна, драматическая соединяет эти два начала. Иначе говоря, в эпических произведениях преобладает событие, в лирических – переживание, в драматических – действие. Благодаря Белинскому (статья «Разделение поэзии на роды и виды», 1841) гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении. Позднее предлагалась еще такая иллюстрация гегелевской триады: лирика – первое грамматическое лицо («я»), драма – второе («ты»), эпос – третье лицо («он»).

В современном литературоведении деление литературы на роды основано также на различении функций слова: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Выделяются три литературных рода, каждый из которых соответствует определенной функции слова: эпос – изобразительная функция, лирика – выразительная, драма – коммуникативная.

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляют с поэзией, а эпические – с прозой. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, русские былины, исторические песни и т.п.). Эпическими в своей основе являются такие стихотворные произведения литературы нового времени, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова. В драматическом роде литературы также применяются как стихи, так и проза (например, «Борис Годунов» Пушкина сочетает одновременно стихотворную и прозаическую формы речи). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической (например, «Стихотворения в прозе» Тургенева).

Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно полностью принадлежащими к одному из литературных родов, существуют и те, которые соединяют в себе свойства двух родовых форм. Б.О. Корман предложил называть их «двухродовыми образованиями». Синонимичный термин – «межродовые формы». Например:

· лиро-эпические формы, соединяющие в себе лирическое и эпическое начала (например, баллады Жуковского, роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», поэма Гоголя «Мертвые души», поэма Твардовского «Василий Теркин»),

· лиро-драматические формы, сочетающие в себе особенности лирики и драмы (например, произведения Блока «Балаганчик», «Незнакомка», «Роза и Крест» закрепился термин «лирические драмы»),

· эпико-драматические формы, содержащие особенности эпоса и драмы (например, присутствие эпического начала отмечается в драматургии А.Н. Островского, в трагедии Пушкина «Бори Годунов»).

Понятия «вид» и «жанр»

Поскольку каждое отдельное произведение отличается от другого, несмотря на ряд общих черт, возникает необходимость в более точной формулировке его особенностей. Таким образом, появляется потребность более мелкого деления разновидностей художественного произведения – и в обиход вводится понятия «вид» и «жанр». Вид – устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. Жанр – группа произведений внутри литературного вида, объединенная общими формальными, содержательными или функциональными признаками.

Абсолютно четкая терминология в литературоведении до сих пор отсутствует. Так, многие исследователи под термином «вид» понимают «жанр». В термине «жанр» содержится и понятие о «жанровой форме», т.е. об особенностях идейно-эмоциональной трактовки изображаемого в пределах одного вида (например, роман приключенческий, исторический, философский, семейно-бытовой и т.д.). Т.о. можно выделить следующие синонимические ряды терминов: род – вид – жанр; род – жанр – внутрижанровая разновидность.

Жанром называется исторически складывающийся тип художественного произведения.

Принципы деления литературных произведений на жанры:

· принадлежность к литературному роду;

· преобладающая эстетическая «тональность» (доминирующее чувство, выраженное в произведении);

· объем и общая структура произведения;

· организация речи (прозаическая или стихотворная)

· и др.

Двумя важнейшими условиями существования жанра являются его долгая, прочная литературная память и его непрерывная историческая эволюция. Для каждой литературной эпохи и направления типична своя определенная система жанров. Но жанры не уходят в прошлое безвозвратно, они лишь могут отступить, уйти на запасной путь, причем возможность возвращения для них всегда открыта. Каждый жанр – живой, развивающийся организм. Поэтому нельзя возвышать одни жанры над другими, и мировая литература постепенно отказалась от иерархии жанров, от деления их на «высокие» и «низкие».

Часто авторы сопровождают свои произведения жанровыми характеристиками, давая вслед за названием подзаголовок: «роман», «повесть», «комедия» и т.п. В некоторых случаях такие подзаголовки расходятся с общепринятыми представлениями о жанрах. Так, неожиданным оказалось слово «поэма» после заглавия «Мертвые души», подзаголовок «комедия» в чеховской «Чайке». Надо учитывать, что авторское определение носит не абстрактно-научный, а творчески-художественный характер. «Мертвые души» можно назвать сатирической эпопеей, а «Чайку» - драмой, однако нельзя не задумываться, почему авторы определили свои произведения как поэму и комедию. Задача исследователя не в том, чтобы наклеить на произведение готовый ярлычок, а в том, чтобы приблизиться к пониманию его сути.

Эпос

В эпическом роде литературы (др.-гр. epos – слово речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах. Повествование в собственном, узком смысле – тип высказывания, в котором доминирует информационная функция. Повествование ведется со стороны и имеет обычно форму прошедшего времени. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция человека, вспоминающего об имевшем место ранее. В эпических произведениях повествование подключает к себе высказывания действующих лиц (их диалоги и монологи, в том числе внутренние). И художественный текст оказывается своеобразным сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

В эпических произведениях глубоко значимо присутствие повествователя, который является посредником между изображенным и читателем.

Способы повествования:

- объективное

Повествование ведется от лица «всеведущего автора», который рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. Он существо, как бы вознесшееся над миром, что придает произведению колорит максимальной объективности.

- субъективное

Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями.

Формы повествования:

- рассказ от третьего лица;

- рассказ от первого лица.

Повествователя, высказывающегося от собственного лица, принято называть рассказчиком. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения (например, Максим Максимыч в повести «Бэла», Гринев в «Капитанской дочке»). В автобиографических произведениях рассказчики-персонажи могут быть близки (но не тождественны) самим писателям (например, трилогия Л.Н. Толстого). Но чаще судьба, жизненные позиции и переживания героев-рассказчиков заметно отличаются от того, что присуще автору.

В зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых раскрываются человеческие характеры, различают

1) крупные формы

Эпопея – монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. Почти каждый народ создавал свои эпопеи и веками хранил их в коллективной памяти. В Индии – это «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея», во Франции – «Песнь о Роланде», на Руси - циклы богатырских былин. Вековой опыт безымянных сказителей учитывался профессиональными писателями. Приемы эпопеи использовали в своем творчестве Вергилий («Энеида», I в. до н.э.), Вольтер («Генриада», XVIII в.), Гоголь («Мертвые души»), Л. Толстой («Война и мир»), Шолохов («Тихий Дон») и т.д.

Поэма – большое стихотворное произведение, в котором отчетливо выражена сюжетно-повествовательная организация. Период расцвета поэмы – эпоха романтизма. Романтический герой, стоящий над пошлой повседневностью, страдает от разлада с окружающими и борется за собственную свободу и независимость. В романтической поэме Байрона, Шелли, Пушкина, Лермонтова сильно субъективно-лирическое начало. В реалистической поэзии поэма несколько утрачивает свои позиции. Тем не менее она встречается в творчестве Некрасова («Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо?», «Русские женщины»). В поэмах Некрасова поэтизировалась повседневность. В поэмах XX в. усиливается лирико-психологическое начало. Таковы «Двенадцать» Блока, «Анна Снегина» Есенина, «Василий Теркин» Твардовского и др.

Роман – произведение, в котором судьба одного или нескольких персонажей обретает общий, субстанциальный смысл.

Жанры:

- рыцарский (XII-XIV вв., наряду с передачей в самых общих чертах индивидуальной психологии героя важное место занимает описание многочисленных, часто фантастических приключений),

- пасторальный (XV-XVI вв., изображается безмятежная жизнь, полная любви и неги на фоне природы),

- плутовской / авантюрно-бытовой (конец XV в., главное действующее лицо – ловкий пройдоха, авантюрист, всеми возможными средствами пробивающий себе дорогу в верхние слои общества),

- семейно-бытовой (эпоха Просвещения, на авансцене психологический анализ «обыкновенный» характеров)

- роман путешествий (период сентиментализма, герой странствует по свету и наблюдает быт и нравы в чужих краях, хотя более всего он интересуется собственными переживаниями),

- исторический (родоначальник – В. Скотт, судьба вымышленных персонажей воссоздается на фоне реального социально-исторического конфликта),

- приключенческий / авантюрный (середина XIX в., резкие повороты сюжета, контрастность персонажей, отсутствие психологической глубины характеров; прославление мужества и воли, находчивости и смелости героев, рассказ о неизвестных странах и таинственных происшествиях),

- детективный (начало положила новелла Э. По «Убийство на улице Морг», 1841 г., в которой главный действующим лицом становится сыщик, наделенный блестящими интеллектуальными способностями),

- научно-фантастический (родоначальник – Ж. Верн, выступивший выразителем веры в неограниченные возможности науки и техники),

- роман-утопия/антиутопия (родоначальник – Г. Уэллс, писатель не рассматривает изобретение как таковое, его интересуют социальные и психологические последствия научно-технического прогресса),

- социально-психологический (XIX в., авторы стремились охватить и осветить многообразие человеческой личности в ее связях с другими людьми и обществом). С середины XIX в. наступает время «русского романа». Толстой и Достоевский прежде всего озабочены поиском нравственных решений «вечных вопросов», при этом их произведения отличает жгучая злободневность)

2) средние формы

Повесть – произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. Рубеж между романом и повестью не всегда может быть точно обозначен. Различие между ними определяется только объемом. Повесть повторяет почти все романные модификации, за исключением ранних (рыцарский и плутовской романы). Существует особая разновидность повести – философская. В философской повести все подчинено раскрытию какого-либо политического или философского тезиса.

3) малые формы

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, в котором действует ограниченное число персонажей и описывается какое-нибудь одно событие.

Новелла – разновидность рассказа. Новелла имеет все признаки рассказа, но отличается от него большей напряженностью сюжета, причем для новеллы показательна неожиданная, парадоксальная развязка. Расцвет новеллы приходится на период романтизма.

Очерк – отличается от рассказа и новеллы отсутствием единого, подлежащего разрешению конфликта и значительной долей описательности. Очерки делятся на:

- художественные, в которых речь идет о типах и характерных явлениях, описанных с натуры; буквальное соответствие с реальностью здесь не так уж важно;

- публицистические, выносящие на суд читателя какие-либо злободневные проблемы; фиксируют подлинные имена участников событий, время и место происходящего; автор не скрывает своего отношения к событиям;

- документальные, которые являются средством оперативного реагирования; предназначены для публикации в газете или журнале.

Фельетон – небольшое произведение, в котором актуальная тема приобретает юмористическое или сатирическое звучание.

Памфлет отличается от фельетона политической заостренностью, точной адресовкой, очевидной гиперболизацией характеров и бескомпромиссностью авторской позиции

Сказка литературная – произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное произведение, в котором волшебство играет роль сюжетообразующего фактора.

Басня – аллегорический рассказ с прямо сформулированным моральным выводом.

Притча – назидательно-аллегорический жанр, характеризуемый символической наполненностью.

 

Лирика

В лирическом роде (от гр. lyra – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи) на первом плане представлены состояния человеческого сознания. Сюжет в лирических произведениях выражен слабо и может вообще отсутствовать, потому что главенствует не предмет изображения, а отношение к нему автора. Лирика оперирует экспрессивными формами речи. Лирическое произведение обычно передает событие или чувства героя как проистекающие в настоящий момент. Для лирики не характерны развернутые описания, подробные мотивировки. Она стремится передать неповторимость индивидуального переживания, усиленного до всечеловеческого масштаба. Именно это позволяет читателю воспринимать лирическое произведение как отражение собственного чувства.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем (синонимы: «лирическое я», «лирический субъект»). Лирический герой в большинстве случаев оказывается неотделимым от автора, т.е. лирика в основном автопсихологична. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и непохожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Таковы, например, стихотворения Блока «Нет имени тебе, мой дальний…», Твардовского «Я убит подо Ржевом».

Лирические жанры в основном разграничиваются по конкретному содержанию выраженного в них душевного движения:

- медитативная («размышляющая»),

- интимная (дружеская и любовная),

- пейзажная,

- гражданская (общественно-политическая),

- философская.

Основные лирические жанры:

Ода – в эпоху античности хоровая песня в честь какого-либо лица или события. В эпоху классицизма ода восхваляла государственных деятелей и монарха. Разновидности:

- торжественная (славившая великое событие или великого героя),

- анакреонтическая (по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия),

- духовная («переложения» псалмов),

- нравоучительная,

- философская,

- сатирическая,

- ода-послание,

- ода-элегия.

Гимн – торжественная песнь в честь богов или героев.

Разновидности:

- дифирамб (песнопение, слагаемое в честь Диониса),

- пеан (культовая песня в честь Аполлона),

- акафист (гимн в честь Богоматери),

- кондак (подобие поэмы на религиозный сюжет),

- канон (9 песен на сюжеты Ветхого Завета).

Элегия – лирическое произведение, проникнутое настроением грусти. Повествование в элегии ведется от первого лица.

Идиллия – небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы. Этот жанр возник в античной поэзии как противопоставление торжественной одической и героической поэзии. В новой европейской литературе идиллия появилась в виде стилизации под античные образцы.

Послание – стихотворное произведение, имеющее форму письма и обращенное к одному или нескольким конкретным лицам. Послания были популярны в XVIII – первой трети XIX вв.

Песня – один из древнейших лирических жанров, не связанный с какой-то конкретной ситуацией или адресатом. Песня представляет собой поэтическое произведение, обусловленной определенной мелодией. Вначале песня существовала в пределах фольклора и тяготела к обрядовому ритуалу. Как литературный жанр песня зародилась в Древней Греции (V-VII вв. до н.э.) и тогда же наметилось ее деление по тематическим признакам: песни свадебные, любовные, застольные и т.п.

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы. В романсе содержание и музыкальные средства обычно сложнее, чем в песнях, хотя точное различие между романсом и песней не всегда легко провести.

Эпиграмма – небольшое стихотворение, в котором высмеивается конкретное лицо или какое-нибудь общественное явление. Эпиграмма обычно служит средством литературной или социальной борьбы. Широкую известность эпиграмма получает тогда, когда выражает общее мнение.

Мадригал противоположен по направленности эпиграмме и представляет собой небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера. Мадригал возник в Италии в XVI в. и был популярен в европейской салонной поэзии.

 

Драма

В драме (гр. drama – действие) на первом плане стоит действие, в силу чего характеры в драматических произведениях очерчены резкими штрихами. В характерах, которые выведены в драме, преобладает конфликтное начало, проистекающее из социально-исторических или общечеловеческих нравственных противоречий.

Драма принадлежит одновременно литературе и театру. Отсюда некоторая ограниченность художественных возможностей драмы (в сравнении с эпосом). В драме имеется лишь одно средство характеристики персонажей – прямая речь, выражающаяся в монологах и диалогах. Личность автора, его мысли и чувства в драме передаются только через поступки героев и тот пафос, которым одушевлено произведение. Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор, – ремарки.

Драматурги вынуждены ограничиваться тем объемом словесного текста, который отвечает запросам театрального искусства. Время изображаемого в драме действия должно уместиться в строгие рамки времени сценического (не более 3-4 ч.). Большинство драматических произведений построено на внешнем единстве действия. По сценическим условиям в драме количество действующих лиц меньше и действовать им приходится в ограниченной временной и пространственной сферах. Автор вынужден считаться с этими обстоятельствами и декларировать свои идеи в заостренной форме.

Неудивительно, что драма тяготеет к внешне эффектной подаче изображаемого. Ее образность, как правило, оказывается гиперболической, броской, театрально-яркой. Даже при установке драматургов на правдоподобие изображаемого сюжетные, психологические и речевые гиперболы сохранялись. Пушкин писал, что «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие».

Драма имеет в искусстве как бы две жизни: театральную и собственно литературную. Но так обстояло дело далеко не всегда. Ни Шекспир, ни Мольер не воспринимались современниками как писатели. Только в XVIII-XIX вв. о драме заговорили как о произведении не только для сценической постановки, но и для чтения. Решающую роль в этом сыграло «открытие» Шекспира как великого поэта.

Создание спектакля на основе драматического произведения сопряжено с его творческим достраиванием: актеры создают рисунки ролей, художник оформляет сценическое пространство, режиссер разрабатывает мизансцены. В связи с этим концепция пьесы несколько меняется. Одним ее сторонам уделяется больше внимания, другим – меньше. Сценическая постановка вносит в драму новые смысловые оттенки. При этом для театра первостепенно значим принцип верности прочтения литературы.

Виды драмы:

Трагедия – вид драмы, в котором изображается резкое столкновение героической личности с противостоящими ей силами общества или со стихиями природы, в результате чего герой погибает. Трагедия возникла в Древней Греции в рамках культа Диониса, бога виноделия. Во время ритуального представления в жертву Дионису приносили козла – отсюда и название: греч. tragos – козел и ode – песня. Трагедия как драматический вид оформилась в Древней Греции около V в. до н.э. Античность дала миру трех великих драматургов, авторов трагедий – Софокла, Еврипида и Эсхила. В основу содержания древнегреческой трагедии положены конфликты, которые затрагивали общенародные интересы и были возведены до общечеловеческого уровня.

Новый этап развития возможностей трагедии – эпоха Возрождения. Величайшим автором трагедии в Англии является Шекспир. Трагедии Шекспира пронизаны пафосом драматизма человеческой жизни в водовороте страстей и желаний. Английский драматург привнес в суровую возвышенность античной трагедии бытовое и комическое начала, отказался от одноплановости характеров.

Непосредственных подражателей у Шекспира не было. Идущие вслед за ним драматурги эпохи классицизма равнялись на «высокую» античность, достижения которой были объявлены образцовыми. Классицистические трагедии строились на конфликте между долгом и чувством (Расин, Корнель, Вольтер и др.). В период романтизма эстетика рационализма была вытеснена поэзией бурных индивидуальных страстей (Шиллер, Гете, Гюго).

В русской литературе трагедия возникла вместе с зарождавшимся классицизмом (пьесы Сумарокова, Княжнина, Хераскова). Новый этап развития русской трагедии начался с появлением «Бориса Годунова» Пушкина. Используя достижения Шекспира, поэт смело соединил трагическое и комическое, «высокое» и «низкое». В дальнейшем русские авторы выработали своеобразный вид трагедии, который можно назвать трагедийной драмой. В ее основе лежит столкновение двух личностей, одна из которых погибает. Таковы, например, «Маскарад» Лермонтова и «Гроза» Островского. В советское время трагедия не была востребована в связи с общеидеологической установкой на жизнерадостное искусство.

Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию противоречащего общественному идеалу или нравственной норме. Положительный герой для комедии не обязателен. Для создания комических ситуаций автор располагает двумя основными возможностями:

1) комизм внешних положений (падения, неумение персонажа правильно ориентироваться в незнакомой среде, появление одного героя под именем другого и т.п.);

2) речевые средства (ирония, пародия, алогизм, парадокс).

В античности комедия понималась как сценическое произведение со счастливым концом, причем характеры и события в нем представлялись в смешном виде (греч. komos – веселая процессия и ode – песня). В отличие от трагедии, где действовали боги и герои, комедийные персонажи принадлежали к низшим сословиям. Отцом комедии считают древнегреческого драматурга Аристофана. В Древнем Риме славились произведения Теренция и Плавта. Античная комедия вращалась в кругу тем частной жизни человека из низших сословий.

Жанры:

Комедия масок выросла из карнавальных шествий, в которых участвовали выставляемые на осмеяние устойчивые типажи (скупой, обманутый муж, пройдоха и т.д.). Знакомые зрителю персонажи (Доктор, Арлекин, Панталоне и др.) разыгрывали импровизированные грубовато-вольнодумные сцены. Комедия масок показательна для периода становления европейского национального театра. Впоследствии в драматургии останутся лишь отдельные элементы комедии масок (например, «Принцесса Турандот» в постановке Е. Вахтангова).

Водевиль– легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами. В водевиле не ставится сложных проблем, а если они и возникают, то решаются просто, в результате счастливой случайности. Наиболее яркие образцы водевиля были созданы во Франции XIX в. В России наибольшим успехом пользовались водевили Хмельницкого, Шаховского, Некрасова.

В«благородной» / «светской» комедиигерои принадлежали к дворянскому «просвещенному» сословию. Действие в ней вращалось вокруг любовной интриги. В этой комедии присутствовал и обличительный момент: осмеяние жизни не по средствам, светских предрассудков, галломании и т.п. Нередко светская комедия служила для авторов и средством сведения литературных счетов (пародировали литературных противников). Особняком в этом ряду стоит комедия Грибоедова «Горе от ума». Являясь формально «благородной» комедией, эта пьеса раздвигает рамки любовной интриги и основывается на «драме идей».

В трагикомедии отсутствует четкая грань между комическим и трагическим, характеры не однозначны, а действие движется не столько любовной интригой, сколько социальными и нравственно-психологическими конфликтами. В начале расцвета этого жанра стоит пьеса Гоголя «Ревизор». Трагикомедии представлены в творчестве Островского и Чехова.

Драма занимает промежуточное положение между трагедией и комедией. Подобно трагедии драма базируется на социально-психологических конфликтах, однако конфликт в драме не столь напряжен, как в трагедии, и может иметь относительно благополучную развязку. Как и комедия, драма вращается в сфере частной жизни, но автор не пытается «исправить» ее смехом, а стремится проанализировать сущность изображаемых конфликтов.

Жанры:

Литургическая драма (греч. leturgia – обедня, главное христианское церковное богослужение) в IX-XIII вв. представляла собой театрализованное представление на темы Ветхого и Нового Заветов, разыгрывающееся во время рождественской и пасхальной служб.

Содержание мистерии (от греч. mysterion – тайна, таинство), возникшей в XIV-XVI вв., составляли библейские сюжеты. Из ворот церкви мистерия вышла на городскую площадь. Религиозные сцены чередовались в ней с интермедиями – эпизодами, далекими от религиозности, что вызывало неудовольствие клерикальных кругов.

«Мещанская драма» возникает в первой половине XVIII в. и противостоит «высоким» образцам и идеям классицизма. Драматурги этой эпохи (Дидро, Лессинг, Бомарше и др.) перестают выводить на сцену королей и герцогов, делая героями выходцев из «третьего сословия».

Приметами мелодрамы являются повышенная эмоциональность, напряженность и запутанность интриги и моралистическая заостренность. Мелодрама зародилась на рубеже XVIII-XIX вв. и существует в наши дни.

Драма в ее современном понимании прошла длительный и сложный путь. Этапы:

- романтическая драма (первая треть XIX в.), вершинные достижения представлены произведениями Гюго;

- реалистическая драма (от пьес Островского и Чехова до драм Ибсена и Л. Толстого);

- символистская драма (Метерлинк, Блок);

- советская драма (пьесы Погодина, Леонова, Симонова, Шатрова и др.)

 



2018-07-06 1080 Обсуждений (0)
Понятия «вид» и «жанр» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия «вид» и «жанр»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)