Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»



2018-07-06 2353 Обсуждений (0)
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.67 из 5.00 3 оценки




Л. Толстой. «Война и мир».

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он все помнил, все соображал, все делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека. Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятеля, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик. — Вишь, пыхнул огонь, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад. — Что прикажете, ваше благородие? — спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. — Ничего, гранату... — отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. — Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: — Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: — Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы... «Ну, за что они меня?..» — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. — Я... ничего, — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я... Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. — Отступать! Все отступать! — прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. (Л.Н. Толстой, «Война и мир».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Завершите фразу Л.Н. Толстого: "Нет и не может быть величия там, где нет..."
  Ответ:
   
B2 После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире - Наполеоне?
  Ответ:
   
ВЗ Определите, чей портрет воссоздан в тексте романа: "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. <..> На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия".
  Ответ:
   
B4 Кто из героев романа "Война и мир" произносит следующие слова: "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год..."?
  Ответ:
   
B5 Какой герой романа Л.Н. Толстого "Война и мир" являлся "олицетворением всего русского, доброго, круглого"?
  Ответ:
   
B6 Что испытывает Тушин вместо оправданных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.
  Ответ:
   
B7 Реплики Тушина "про себя" составляют некое развернутые размышление героя по поводу происходящего вокруг. Как называется такое не высказанное вслух размышление?
B1   простотыдобраиправды  
B2   Аустерлицкое  
B3   Наполеон  
B4   Андрей Болконский  
B5   ПлатонКаратаев  
B6   наслаждение  
B7   внутренниймонолог    
           

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию. Истинный герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Часть С

С1. Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: "Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин"?

Тема истинного героизма.

Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов. Тушин живет в своем «фантастическом мире», французские пушки представляются ему трубками, снаряды – мячиками, французы – муравьями; свою пушку он ласково называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат.

Тушин тотчас испуганно оглядывается, когда на него кричит штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать, Тушин не может без страха смотреть на начальника.

Автор использует различные художественные средства и приемы психологической характеристики, чтобы показать, что «богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем "реальный" видимый Тушин": сравнивает его внутреннее состояние с состоянием, «похожим на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека»; воспроизводит его внутренние монологи, картину «фантастического мира», возникающего в его воображении; использует приём контраста.

Толстой показывает противоречие между неказистой внешностью героя и силой его духа. Тушин и есть тот русский богатырь, которым сам он ощущает себя в бою.

Что же такое героизм и что такое мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной и робеющим перед начальством?

 

 

Ещё один вариант ответа.

В эпизоде звучит тема истинного, непоказного героизма. Такой героизм проявляют капитан Тушин и солдаты его батареи, сумевшие остановить движение французов в центре сражения. «Реальный, видимый» Тушин - человек маленького роста, неприметный, боящийся начальства.

В бою «он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Приём контраста подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». С такой оценкой героя нельзя не согласиться, потому что, не ощущай себя Тушин богатырём, не победить ему французов.

 

 

С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной"?

 

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном. К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове. «Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? — было первою его мыслью. — И страдания этого я не знал до сих пор. Но где я?» Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились. Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей, стреляющих по плотине Аугеста, и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения. — De beaux hommes! 1 — сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку. — Les munitions des pièces de position sont épuisées, sire! 2 — сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту. — Faites avancer celles de la réserve 3, — сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами). — Voilà une belle mort 4, — сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нем и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire 5 того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой-нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон. — А! он жив, — сказал Наполеон. — Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и снести на перевязочный пункт! Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Ланну, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору. Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить. 1 - Славный народ! 2 - Батарейных снарядов больше нет, ваше величество! 3 - Велите привезти из резервов. 4 - Вот прекрасная смерть.   (Л.Н. Толстой, «Война и мир».)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Хронологические рамки эпохи, отраженной в четырех томах "Войны и мир", - это период с ... по ... гг.
  Ответ:
   
B2 Определите кульминацию 1 тома романа "Войны и мира".
  Ответ:
   
ВЗ Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?
  Ответ:
   
B4 По какому случаю граф Илья Андреевич Ростов устроил обед в Английском клубе?
  Ответ:
   
B5 После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире - Наполеоне?
  Ответ:
   
B6 Какой герой романа Л. Толстого "Война и мир" являлся "олицитворением всего русского, доброго и круглого"?
  Ответ:
   
B7 Назовите хотя бы одного персонажа произведений русской литературы, у которых кумиром был тот же самый герой?.
B1   1805-1820  
B2   Аустерлицкоесражение  
B3   Богучарово  
B4   вчестьпобедыкнязяБагратиона  
B5   Аустерлицкое  
B6   ПлатонКаратаев  
B7   Раскольников    
           

Часть С

С1. На какие два "полюса" можно разделить героев романа "Война и мир" и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому "полюсу"?

Все герои Толстого принадлежат либо к партии «мира», либо к партии «войны». Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ. Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство. Два героя ( князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

 

С2. Объясните значение слов "война" и "мир" с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.

Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы. Таким образом, мы видим, что в основе заглавия лежит антитеза.

В. Маяковский поэма «Война и мир», К. Симонов роман «Живые и мёртвые», стихотворение Ф. Тютчева «День и ночь».

«День и ночь»

На мир таинственный духов,Над этой бездной безымянной,Покров наброшен златотканныйВысокой волею богов.День — сей блистательный покровДень, земнородных оживленье,Души болящей исцеленье,Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь;Пришла — и с мира роковогоТкань благодатную покроваСорвав, отбрасывает прочь...И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами,И нет преград меж ей и нами -Вот отчего нам ночь страшна! 1839

 

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. — C'est bien aimable a vous, monsieur Pierre, d'Ktre venu voir une pauvre malade, — сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами: — Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... — сказала она. — Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно... — Вы думаете?... — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера. — Мы после поговорим, — сказала Анна Павловна, улыбаясь. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор <...> (Л.Н. Толстой «Война и мир».)  
Выполните задания В1-В7. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Назовите фамилию дворянский семьи, сцена именин в доме которой резко противопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.
  Ответ:
   
B2 Кто единственный из гостей Анны Павловны выразит Пьеру искреннюю симпатию?
  Ответ:
   
ВЗ Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как называется такой способ организации художественной речи?
  Ответ:
   
B4 В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.
  Ответ:
   
B5 Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны:«умный, робкий, наблюдательный, естественный».
  Ответ:
   
B6 Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тетушке: «пробурлил Пьер»?
  Ответ:
   
B7 Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» Анны Павловны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот прием?
     
  B1   Ростовы  
  B2   КнязьАндрей  
  B3   диалог  
  B4   портрет  
  B5   эпитет  
  B6   метафора  
  B7   антитеза    
               

С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...»

С2. Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни.

Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550).

Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

Эпопея. Признаки жанра.

1. В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года).

2. Большое число действующих лиц различных сословий и классов.

3. Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.

Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 – 1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20 – годы почти одновременно стали работать: М.Горький – над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А.Н.Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М.Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Пьер подошел к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина. Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске. «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. — Вот жизнь, — сказал старичок учитель. «Как это просто и ясно, — подумал Пьер. — Как я мог не знать этого прежде». — В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. — Vous avez compris, mon enfant 1, — сказал учитель. — Vous avez compris, sacré nom 2, — закричал голос, и Пьер проснулся. (Л.Н. Толстой, «Война и мир».) 1 Понимаешь ты, дитя мое. 2 Понимаешь ты, черт тебя дери.
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Назовите литературное направление, к которому традиционно относят творчество Л.Н. Толстого.
  Ответ:
   
B2 Определите жанровую принадлежность романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
  Ответ:
   
ВЗ Укажите название художественного приема противопоставления, использованного Л.Н. Толстым в названии романа «Война и мир»?
  Ответ:
   
B4 Как называют в литературоведении сложный и многозначный образ, смысл которого не исчерпывается «предметностью» и который нельзя расшифровать простым логическим рассуждением (например, приснившийся Пьеру «глобус»)?
  Ответ:
   
B5 Выпишите термин, которым в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями: «колеблющийся шар», «кроткий старичок» и т.д.
  Ответ:
   
B6 Каким термином обозначают развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе или произнесенное им в собственных мыслях?
  Ответ:
   
B7 Какой художественный прием использует автор, располагая слова по нарастающей / убывающей значимости: «И растет, сливается, <…> и опять всплывает…»?
B1   реализм  
B2   роман или роман-эпопея  
B3   антитеза  
B4   символ  
B5   эпитет  
B6   внутренниймонолог  
B7   градация    
           

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. — Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: — Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. — Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. — Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… — Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. (Л.Н. Толстой, "Война и мир".)
При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
B1 Назовите литературное направление, принципы которого нашли свое воплощение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  Ответ:
   
B2 Какое определение добавляет к слову "роман", характеризуя жанр "Войны и мира".
  Ответ:
   
ВЗ Назовите прием, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления ("...как муравьи из разоренной кочки <...>, проходили и пробегали солдаты").
  Ответ:
   
B4 Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающих значимость высказывания ("Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась...")?
  Ответ:
   
B5 Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими ("Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи"; "схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом")?
  Ответ:
   
B6 Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?
  Ответ:
   
B7 Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.
  B1   реализм  
  B2   эпопея  
  B3   сравнение  
  B4   повтор  
  B5   психологизм  
  B6   деталь  
  B7   композиция    
             

С1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить "странное" поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?

«В горящем Смоленске пожар освещает "оживленно радостные и измученные лица людей". В той же смоленской сцене в отчаянном крике купца Ферапонтова: "Тащи все, ребята!". Решилась! Расея!.. Сам запалю" - восторг от необычности своего поступка, восторг неожиданной свободы, которую он никогда бы прежде не мог представить себе, освобождение от всего, на добывание чего была потрачена жизнь, от расчета и от заботы продать куль муки подороже, которая только что, в разговоре с Алпатычем, занимала его. Это "странное и обаятельное чувство", состоящее во внезапном открытии, "что и богатство, и власть, и жизнь, все, что с таким старанием устраивают и берегут люди,- все это ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить». (С. Бочаров).

Хозяин постоялого двора — Ферапонтов — в начале эпизода не чувствует общей опасности и не собирается никуда ехать и бросать имущество. Но вот он чувствует, что “решилась... Расея!”, и сам стал хватать мешки и выкидывать их на улицу. Общее чувство — чувство опасности для “роя”, народа как опасности себя рождается именно в этой сцене (гл. 4, ч. II). Здесь — начало народной войны.

С2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

Лермонтов – «Валерик», «Бородино», И.Казакевич «Звезда», М. Булгаков «Белая гвардия». «Завтра была война» и "А зори здесь тихие" Б. Васильева. М.Шолохов – «Судьба человека», «Тихий Дон»; В. Кондратьев «Сашка», А. Твардовский «Василий Тёркин».

 

Тест.

Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вд



2018-07-06 2353 Обсуждений (0)
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)