Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опросники черт личности.



2018-06-29 1477 Обсуждений (0)
Опросники черт личности. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эти опросники созданы на основе теории черт личности. Авторы опросников исходят из существования набора базисных лично­стных качеств, а различия между людьми определяются степенью выраженности этих качеств.

Черты понимаются как последовательность поведения, привычки или тенденции к повторению поведенческих проявлений.

Они иерархи­чески организованы, их верхний уровень образуют факторы. Иногда факторы называют базисными, или уни­версальными, чертами.

Опросник «Шестнадцать личност­ных факторов»(Sixteen Personality Factors Questionnaire — 16 PF) (1949 – 1950 ), разработан Раймондом Кеттелом, американский психолог, профессор Иллинойского университета.

Опросник включает 187 пунктов касающихся жизненных ситуаций. На каждый следует дать один из трех вариантов ответа — «да», «нет», «не знаю».

Опросник предназначен для лиц в возрасте 16 лет и старше

С помощью этого опросника можно оценить каждого испытуемого по каждому из 16 факторов.

Помимо основных шкал Р. Кеттелл разработал формы для обследо­вания лиц с различным образовательным уровнем, а также опросники для детей и подростков. В настоящее время появилась уже пятая ре­дакция опросника 16 PF (1993-1994),

Отечественной практике известны несколько адаптации опросника 16 PF.

Наряду с опросником «Шестнадцать личностных факторов» в отече­ственной практике используются адаптации опросников Р. Кеттелла для детей в возрасте 8-12 лет (Children Personality Questionnaire CPQ) и для старшеклассников (High School Personality Questionnaire HSPQ), выполненные Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой [7].

 

Каждый из них обозначается буквами ла­тинского алфавита и имеет бытовое и техническое названия. Как быто­вые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме и сопровождаются списком наиболее значимых поведенческих прояв­лений. Помимо этого, для каждого фактора дается его интерпретация.

Таблица 1 Обозначение и интерпретация факторов 16 PF

Положительный полюс Отрицательный полюс
открытый, легкий, общительный необщительный, отстраненный, критичный
с развитым логическим мышлением, сообразительный невнимательный или со слабо развитым логическим мышлением
эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам
самоуверенный, склонный к лидерству, неуступчивый мягкий, послушный, уступчивый
+F жизнерадостный, беспечный, веселый -F трезвый, молчаливый, серьезный
+G совестливый, моралистичный, степенный, аккуратный -G практичный, стремящийся к выгоде, свободно трактующий правила
Положительный полюс Отрицательный полюс
смелый или даже дерзкий несмелый, застенчивый
+1 чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением -I полагающийся на себя, реалистичный, рациональный
+L подозрительный, не дает себя провести -L доверчивый, принимающий условия от других
с развитым воображением, мечтательный, немного рассеянный прагматичный, занятый мирскими заботами
+N искушенный, сознательно лояльный, тактичный -N прямой, откровенный, не без трудностей в общении
+0 обвиняющий себя, неуверенный, возможно обидчивый уверенный в себе, спокойный, безмятежный
+Q1 экспериментирующий, радикально настроенный, вольномыслящий -Q1 консервативный, уважающий традиции
+Q2 предпочитающий собственные решения, самодостаточный -Q2 зависимый от группы, несамостоятельный
+Q3 контролирующий себя, умеющий подчинить себя правилам -Q3 импульсивный, неорганизованный
+Q4 напряженный, озабоченный планами, усталый -Q4 расслабленный, невозмутимый, возможно инертный
         
                   

Помимо основных шкал Р. Кеттелл разработал формы для обследо­вания лиц с различным образовательным уровнем, а также опросники для детей и подростков. В настоящее время появилась уже пятая ре­дакция опросника 16 PF (1993-1994),

Отечественной практике известны несколько адаптации опросника 16 PF.

Наряду с опросником «Шестнадцать личностных факторов» в отече­ственной практике используются адаптации опросников Р. Кеттелла для детей в возрасте 8-12 лет (Children Personality Questionnaire CPQ) и для старшеклассников (High School Personality Questionnaire HSPQ), выполненные Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой [7].

Критикуя т опросник Кеттела психологи пытались сократить число факторов или черт личности. Г. Айзенк предложил 3-х факторную модель, включающую факторы наиболее высокого уровня.

 

Это экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан опросник EPI (Eysenck Personality Invektory) [83]. Разработанный в 1964 г., он содер­жал 57 вопросов, 24 из которых выявляли экстраверсию — интроверсию, 24 — нейротизм — эмоциональную стабильность. Еще 9 вопросов составляли шкалу лжи. Опросник имеет две параллельные формы. Ис­пытуемый должен был на вопросы отвечать «да» или «нет».

Пример (адаптация В. М. Русалова).

Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям и ощущениям? Часто ли вы нуждаетесь в том, чтобы вас одобрили или утешили?

При интерпретации результатов Г. Айзенк рассматривал измеряе­мые характеристики чертами темперамента, имеющими тесную связь с физиологическими особенностями человека. Основное содержание фактора экстраверсия — интроверсия он трактовал как открытость — закрытость субъекта внешним влияниям. Вместе с тем его поведен­ческие проявления описывались довольно широко: для экстраверсии характерны тяга к новым впечатлениям, к раскованным формам пове­дения, повышенная импульсивность, высокая двигательная и речевая активность, общительность, оптимизм; для интроверсии характерны направленность на себя, заторможенность движений и речи, замкну­тость, слабая тяга к новым впечатлениям, преобладание плохого на­строения.

Шкала нейротизма отражает различные характеристики эмоцио­нальной сферы: эмоциональную лабильность, чувствительность и тре­вожность.

В 1975 г. Г. Айзенк дополнил опросник новой шкалой — шкалой психотизма,которая направлена на выявление склонности индивида к противостоянию социальным воздействиям. Новый опросник EPQ(Eysenck Personality Questionnaire) в нашей стране не нашел широкого применения.

Опросник EPI впервые был адаптирован в Институте психоневро­логии им. В. М. Бехтерева в 1970-1974 гг. Более поздняя модификация была предпринята В. М. Русаловым (1992) в Институте психологии РАН [Опросник EPI широко используется в отечественной психологиче­ской практике — в спорте, медицине, а также в психологических ис­следованиях.

Личностные опросники мотивации

К настоящему вре­мени выработано большое число методик, ориентированных на выяв­ление и оценку отдельных личностных качеств. Их примером являют­ся многочисленные опросники мотивов личности.

В структуре личности мотивация занимает основное место, но единого теоретического определения мотивации еще нет.

В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отра­жения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объяс­няет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не дру­гое [24].

Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство, если не все сферы психиче­ской деятельности.

Ниже рассмотрены некоторые популярные опросники, используе­мые для диагностики Опросник для измерения мотивации достижения(Resultant Achie­vement Motivation Test — RAM) А..Мехрабиана[131] имеет две формы: для мужчин и для женщин.

Существуют люди с мотивом стремления к успе­ху и избегания неудачи в поведении,

Пункты опросника построены в форме сравнительных утверж­дений,

Тенденцию мотивации достижения, определяют как разницу в проявлениях мотивов стрем­ления к успеху и избегания неудачи.

Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие — тенденцию избегания. При конст­руировании опросника был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов.

Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто ис­пользуется при исследовании познавательных компонентов мотива­ции достижения.

 

 

Личностные опросники интересов

Под интересами в психологии понимается форма проявления позна­вательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориенти­ровке, ознакомлению индивида с новыми фактами, более глубокому и полному отражению действительности.

Рассмотрим некоторые наибо­лее интересные опросники интересов.

За рубежом широко распространены опросники интересов Ф. Кью­дера. ( Американского психолога

Первый из них — Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера(KuderPreference Record-Vocational) состоит из пунктов, тре­бующих вынужденного выбора из трех занятий тех, которые нравятся испытуемому больше всего или меньше всего [

]. Показатели отражают интересы не к конкретным профессиям, а к 10 широким об­ластям деятельности. Это работа на открытом воздухе, работа с ма­шинами и механизмами, вычисления и расчеты, научная работа, изоб­разительное искусство, литература, музыка, сфера социальных услуг, канцелярская работа, просветительская деятельность.

В результате переработки и расширения возрастного диапазона по­явилось Обозрение общих интересов Кьюдера(Kuder General Interest Survey), предназначенное для учащихся VI—XIIклассов.

Еще более поздний вариант — Обозрение профессиональных ин­тересов Кьюдера(Kuder Occupational Interest Survey) — дает показате­ли интересов к конкретным профессиям (109 профессий и специали­заций и 40 специализаций в колледжах).

Описанные опросники интересов в нашей стране не используются.

 

В отечественной практике в целях профориентации широко применя­ются Таблица для ориентировочного определения предпочтитель­ного типа будущей специальностиЕ. А. Климова и Первый из названных опросников разработан на основе типологии профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира. Выделены пять типов профессий: человек-приро­да, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художествен­ный образ, человек-человек. В пунктах таблицы отражены занятия, со­ответствующие этим профессиям, а также успешность этих занятий по оценкам самого индивида и окружающих. Показатели дают оценку выраженности интересов к каждому из пяти типов профессий.

Опросники личностных ценностей

Начиная с 60-х гг. XX в. стал расти интерес к измерению ценностей и ценностных ориентации.

В психологии под термином «ценности» по­нимаются качества или свойства предметов, которые делают их полез­ными, желательными или ценимыми.

Социальные ценности (предметы, явления, отношения) формируют центральные принципы, вокруг которых интегрируются индивидуальные исоци­альные цели. Классические примеры ценностей — свобода, справед­ливость, образование, любовь, дружба и т. д.

Ценности связаны с вы­бором образа жизни и часто рассматриваются вместе с интересами, установками ипредпочтениями.

Понятие же «ценностные ориента­ции» выражает положительную или отрицательную значимость для ин­дивида предметов и явлений социальной действительности и составляет внутреннюю основу отношений человека к различным ценнос­тям материального, морального, политического и духовного порядка.

Еще одна методика рассматриваемой группы, широко используемая в отечественной практике и исследованиях, — Тест смысложизнен-ных ориентации (СЖО).Она является адаптацией аналогичной ме­тодики «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Дж. Крамбо и Л. Махолика, которая выполнена в МГУ Д. А. Леонтьевым

В этом опроснике испы­туемым предлагается 20 пар противоположных утверждений, в каждой следует выбрать одно и отметить одной из цифр 1, 2, 3 в зависимости от уверенности в своем выборе. Оценка 0 используется в том случае, если ни одно из утверждений испытуемый не может предпочесть.

Результаты обрабатываются по 5 шкалам.

Шкала 1 (Цели) характе­ризует наличие или отсутствие у испытуемого целей жизни в будущем,

шкала 2 (Процесс) отражает интерес и эмоциональную насыщенность самого процесса жизни;

шкала 3 (Результат) показывает удовлетворен­ность прожитой частью жизни;

шкала 4 (ЛК-Я) отражает уверенность испытуемого в своих способностях контролировать собственную жизнь;

шкала 5 (ЛК-жизнь) характеризует убежденность испытуемого в воз­можностях человека управлять жизнью. Психометрические характери­стики СЖО получены на выборке студентов.

.

 

Личностные опросники установок

Понятие «установка» в психологии часто определяется как выра­женная направленность индивида положительно или отрицательно ре­агировать на определенный класс стимулов, ситуаций, событий.

Оче­видно, что установки не могут наблюдаться непосредственно, но могут быть выведены из внешнего наблюдения как вербального, так и невер­бального. В жизненной практике термин «установка» наиболее часто связывается с социальными событиями и с эмоционально окрашен­ными ответами индивида на эти события. Очень часто термин «уста­новка» заменяют термином «мнение», и эти два понятия употребля­ются как взаимозаменяющие.

Примером опросника, направленного на выявление различных уста­новок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, яв­ляется разработанньй в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана Опросник личностной зрелости

Сам опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый изкоторых включает два альтернативных суждения ценностногоили по­веденческого характера, описывающих различные установки и особен­ности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. За­дача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычно­му для него способу поведения.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показа­телей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сет­ки, расположенную в диапазоне 55-66 %.

Значения выше 70 % свидетельствуют о факторе социальной жела­тельности в ответах испытуемого и отражают его стремление казаться лучше. Значения ниже 40 % масштабной сетки свидетельствуют о недо­развитии личности испытуемого, о деформации его установок иотно­шений к различным сторонам реальности.

К опросникам установок относятся методики, направленные на ди­агностику самосознания и самоотношения. Отношение к самому себе, к собственной личности является одним из важнейших отношений социального психологического бытия человека.

Наиболее разработанной в отечественной психологии является концепция самосознания, предложенная В. В. Сталиным [87]. Рас­сматривая самосознание как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок, он определяет в рамках своей концепции са­моотношение как непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла Я для самого субъекта. Самоотношение обладает собственной структурой, в соответствии с представлениями о которой были разработаны два опросника — Опросник самоотношения (ОСО)и Методика исследования самоотношения (МИС)[62].

Опросник самоотношения (ОСО), авторами которого являются В. В. Столин и С. Р. Пантилеев (1989), состоит из 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет.

Анализ результатов проводится по 5 обоб­щенным шкалам и 7 дополнительным. Дополнительные направлены на измерение выраженности установки на те или иные внутренние дей­ствия в адрес Я испытуемого.

К обобщенным шкалам относятся следу­ющие: шкала S, измеряющая интегральное чувство «за» или «против» собственного Я;

шкала I, оценивающая самоуважение, представляющее собой оценочный аспект самоотношения;

шкала II — аутосимпатия, от­ражающая те или иные чувства в собственный адрес;

шкала III,отра­жающая ожидания положительного или негативного отношения к себе окружающих; шкала

IV — самоинтерес, — отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам.

Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная С. Р. Пантилеевым, состоит из 110 утверждений, с которыми нужно со­гласиться или нет.

самоотношения — Самоуважения иАутосимпатии — в ней представлен еще один фактор — Самоуничиже­ние, отражающий самообвинения ивнутреннюю конфликтность.

Поми­мо общих факторов, обработка ведется и по дополнительным (частным). Их девять.

Оба опросника имеют удовлетворительные психометрические пока­затели икритерии для оценки индивидуальных данных (процентили).

 

 



2018-06-29 1477 Обсуждений (0)
Опросники черт личности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опросники черт личности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)