Повторение и актуализация изученного ранее.
Практическое занятие № 7 Тема: Методика обучения морфологии. Особенности работы над грамматическим понятием.
Цель: Познакомиться со спецификой обучения морфологии. Научиться анализировать грамматическое понятие. Овладеть методикой работы с грамматическим понятием.
План 1. Цели и задачи обучения морфологии. 2. Принципы обучения морфологии. 3. Методические особенности изучения морфологии с учетом преемственности и перспективности. 4. Методика работы над грамматическим понятием. Задания 1. Сделайте выписки из 3 программ по содержанию и последовательности изучения морфологических тем (можно воспользоваться таблицей, составленной к П.З. №2). Сделайте выводы о различиях в изучении. 2. Подготовьте сообщение по работе В.П.Озерской «Изучение морфологии на синтаксической основе» о том, как реализуется принцип обучения морфологии на синтаксической основе. Проиллюстрируйте опору на этот принцип в заданиях упражнений учебников разных программ. 3. Подумайте, что значит «изучать морфологию на основе обобщенных морфологических понятий». Определите содержание «обобщенного морфологического понятия». 4. Приведите примеры заданий (из школьных учебников), в которых прослеживается связь морфологии с лексикой, фонетикой, стилистикой. 5. Подумайте, можно ли в школе использовать известную псевдофразу Л.В.Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» и при изучении какой темы. 6. Определите, при изучении какой темы могут быть использованы следующие задания. Какой ответ должны дать учащиеся? – Имя существительное синева и прилагательное синий обозначают цвет. На основании каких признаков эти слова относятся к разным частям речи? – Имя существительное бег и глагол бегать обозначают действие. Почему эти слова отнесены к разным частям речи? – На основании каких признаков слова красота, любовь, езда, радость относятся к именам существительным? 7. Разработайте фрагмент урока (тема «Неопределенные местоимения», программа по выбору студента) работы с грамматическим (морфологическим) понятием, опираясь на следующую схему: 1) повторение (актуализация) сведений, полученных ранее учащимися, на которых будет базироваться познание нового явления; 2) восприятие нового явления (через пример, таблицу, иллюстрацию и др., желательна проблемно-поисковая ситуация; 3) осознание его существенных признаков и работа над определением понятия (через сообщение учителя, беседу, через работу с учебником, самостоятельный анализ); запоминание (через работу с лингвистическим текстом); 4) воспроизведение (в устной, письменной форме, составление алгоритма действия). Образец выполнения: Тема«Что обозначает числительное» (№ 31, 6 класс, программа М.М.Разумовской) Комментарий: Часть речи «имя числительное» изучается по всем программам в 6 классе. В зависимости от этапа изучения числительные входят во вторую группу по особенностям их изучения в средней школе, в начальной школе о числительных дано только общее представление, термин, объем понятия очень мал. От определения группы будет зависеть и логика изучения числительного. До начала изучения темы учащиеся накапливали практическим путем языковой материал о числительных, отрабатывали такие общеграмматические умения, как установление связи слов в предложении, выделение словосочетания, постановка правильно вопроса, определение изменяемости / неизменяемости, члененимости на морфемы, определение лексического и грамматического значения, функции в предложении и некотр. др. Кроме этого, они уже изучили имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие части речи (по М.М.Разумовской), а значит, имеют представление о характеристике части речи по категориальному (грамматическому) значению, морфологическим постоянным и непостоянным признакам и синтаксической функции. Следовательно, логично будет вспомнить все, что они знают об изученных частях речи и попробовать выяснить то, что они знают или не знают о числительных. Фрагмент урока. Повторение и актуализация изученного ранее. Цель: подготовить к восприятию нового, вспомнив необходимые для новой темы знания. Учебная задача: Нам предстоит вспомнить изученные нами части речи и их признаки. Задание. Посмотрите на картину (иллюстрция к сказке А.С.Пушкина). – Скажите, вы смогли бы так красиво и выразительно нарисовать красками картину? (только несколько человек могли бы попробовать, потому что красками писать картины умеют немногие). – Есть ли у нас другой способ рисования того, что происходит? (конечно, это слово, принадлежащее той или другой части речи, поэтому нам важно знать все части речи и их возможности) – Прочитайте предложение, отгадайте, чьи это строчки и как называется все произведение. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..) – К какому типу речи можно отнести этот фрагмент и почему? (повествование: есть смена действий, движение) – Какие части речи передают действия? (глаголы) На что указывают запятые между глаголами? (здесь однородные члены) Обратите внимание, что каждый последующий глагол усиливает действие предыдущего в этой группе однородных членов. Это специальный прием языковой выразительности, который называется «градация» и который мы еще будем с вами изучать. – А кто увидел, какие еще приемы выразительности речи использует Пушкин? (звукопись, сравнение) Давайте прочитем вслух так, чтобы все смогли бы не только представить себе эту картину, но и услышать вой и плеск «океяна». – А теперь определим, какие известные нам части речи помогли автору нарисовать эту картину? У доски один ученик сверху подписывает части речи. Остальные выписывают из текста по одной изученной части речи и определяют их значение. …Где-то вздуется бурливо Океян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… – Проверьте, правильно ли определены части речи на доске. Почему в предпоследней строчке стоят запятые? (Ученик получает отметку за выполненную работу) Обобщение. – Докажите, что вздуется – глагол, вой – существительное, шумном – прилагательное, горя – деепричастие. (Разные ученики отвечают на вопросы, а класс оценивает правильность ответов). – Всегда ли можно правильно определить часть речи только по грамматическому значению? – Докажите это на словах ходьба и ходить. 2. Восприятие нового явления. – Есть ли в этом отрывке самостоятельные части речи, которые мы еще не изучали? (бурливо, тридцать три) – Сегодня на уроке мы начинаем изучать имя числительное. Какое из этих слов и почему будет относиться к числительному? Как вы думаете, почему эту часть речи так назвали? Постройте свой ответ по типу рассуждение. (Учитель подтверждает и обобщает ответы учащихся). – Приведите свои примеры слов-числительных. Какой корень в слове числительное и можно ли проверить безударную гласную в корне? Запишите тему урока. 3. Осознание существенных признаков понятия и работа над определением. Цель: познакомить с существенными признаками числительных. Учебная задача: с помощью лингвистического текста и собственного исследования попробуем выявить признаки числительных и их отличие от других частей речи. 1) Работа с лингвистическим текстом учебника (с. 128). – Все счетные слова в русском языке являются числительными? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, прочитав первую часть лингвистического теста упражнения 312. – Приведите примеры различных счетных слов (тройка, утроить, трижды и т.д.). 2) Практическое задание на сопоставление - рассуждение. – Давайте попробуем сами определить разницу между словами, например: тройка и три, тройной и три, утроить и три. В этом нам помогут знания об изученных частях речи и план, по которому можно сравнивать. План 1. Что обозначает? 2. Как изменяется? 3. Каким членом предложения выступает? – На доске у нас есть предложения-помощники: Три ученика отвечают у доски. Никто не хочет получить сегодня тройку. Для усвоения нового материала ребята утроили усилия. Тройной успех им обеспечен. – Прочитайте предложения. Постараемся соответствовать их содержанию. (К доске выходят 3 ученика. Учащимся в классе предлагаем присоединиться к одному из них и помочь справиться с заданием в случае затруднения.) Обобщение. После завершения работы ученики у доски связно доказывают отнесенность слова к той или другой части речи. Класс помогает при необходимости и предлагает отметку каждому ученику. – Предлагаю классу очень трудный вопрос, правильный ответ на который равен пяти баллам. Почему изучаемая сегодня часть речи называется имя числительное так же, как и имя существительное, имя прилагательное, местоимение (вместо имени)? (все именные части речи имеют падеж и изменяются по падежам, т.е. склоняются) 3) Продолжение работы с лингвистическим текстом. – Теперь мы знаем, чем числительные отличаются от других счетных слов, но что могут еще обозначать числительные? Это непростой вопрос, ответ на который можно найти во второй и третьей части нашего текста. Кто первый найдет правильный ответ и запишет его в тетради, получит отметку. Всем нужно письменно закончить предложение в тетрадях. (На доске начало фразы: Имя числительное – часть речи, которая обозначает…..) Обобщение. – Что же обозначают имена числительные? 4. Воспроизведение и первичное закрепление. Цель: Проверить, усвоено ли понятие «имя числительное», умеют ли отличать числительные от других частей речи. Учебная задача: Сейчас нам предстоит, опираясь на признаки понятия «числительное», разграничивать слова разных частей речи в упражнении 313. Для этого будем работать по алгоритму: 1) задай вопрос 2) определи, что обозначает 3) посмотри, как изменяется. (Задание выполняют все учащиеся в тетрадях, параллельно, сменяясь у доски, ученики выписывают числительные и комментируют свой выбор по алгоритму; над другими частями речи карандашом подписывают часть речи прямо в учебнике, а устно доказывают.) Обобщение. – По каким признакам можно отличить числительное от других частей речи? (Упражнение 313: Пятерка, двойня, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, семидневный, сотый, десятилетие, втроем, шестьдесят.) Подчеркнутые слова должны быть выписаны в тетрадь.
Литература 1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учеб. пособие / Т.М. Воителева. – М., 2006, с. 137 –145. 2. Методика преподавания русского языка / М.Т.Баранов. – М., 2000, гл. 6. 3. Озерской В.П. «Изучение морфологии на синтаксической основе» / В.П.Озерская. – М., 19 3. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. Р.Б. Саботкоева. – М., 2005, с. 137 – 159. 4. Школьные учебники русского языка разных авторов и программы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |