Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повторение и актуализация изученного ранее.



2018-07-06 378 Обсуждений (0)
Повторение и актуализация изученного ранее. 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое занятие № 7

Тема: Методика обучения морфологии. Особенности работы над грамматическим понятием.

 

Цель: Познакомиться со спецификой обучения морфологии. Научиться анализировать грамматическое понятие. Овладеть методикой работы с грамматическим понятием.

 

План

1. Цели и задачи обучения морфологии.

2. Принципы обучения морфологии.

3. Методические особенности изучения морфологии с учетом преемственности и перспективности.

4. Методика работы над грамматическим понятием.

Задания

1. Сделайте выписки из 3 программ по содержанию и последовательности изучения морфологических тем (можно воспользоваться таблицей, составленной к П.З. №2). Сделайте выводы о различиях в изучении.

2. Подготовьте сообщение по работе В.П.Озерской «Изучение морфологии на синтаксической основе» о том, как реализуется принцип обучения морфологии на синтаксической основе. Проиллюстрируйте опору на этот принцип в заданиях упражнений учебников разных программ.

3. Подумайте, что значит «изучать морфологию на основе обобщенных морфологических понятий». Определите содержание «обобщенного морфологического понятия».

4. Приведите примеры заданий (из школьных учебников), в которых прослеживается связь морфологии с лексикой, фонетикой, стилистикой.

5. Подумайте, можно ли в школе использовать известную псевдофразу Л.В.Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» и при изучении какой темы.

6. Определите, при изучении какой темы могут быть использованы следующие задания. Какой ответ должны дать учащиеся?

– Имя существительное синева и прилагательное синий обозначают цвет. На основании каких признаков эти слова относятся к разным частям речи?

– Имя существительное бег и глагол бегать обозначают действие. Почему эти слова отнесены к разным частям речи?

– На основании каких признаков слова красота, любовь, езда, радость относятся к именам существительным?

7. Разработайте фрагмент урока (тема «Неопределенные местоимения», программа по выбору студента) работы с грамматическим (морфологическим) понятием, опираясь на следующую схему: 1) повторение (актуализация) сведений, полученных ранее учащимися, на которых будет базироваться познание нового явления; 2) восприятие нового явления (через пример, таблицу, иллюстрацию и др., желательна проблемно-поисковая ситуация; 3) осознание его существенных признаков и работа над определением понятия (через сообщение учителя, беседу, через работу с учебником, самостоятельный анализ); запоминание (через работу с лингвистическим текстом); 4) воспроизведение (в устной, письменной форме, составление алгоритма действия).

Образец выполнения:

Тема«Что обозначает числительное» (№ 31, 6 класс, программа М.М.Разумовской)

Комментарий: Часть речи «имя числительное» изучается по всем программам в 6 классе. В зависимости от этапа изучения числительные входят во вторую группу по особенностям их изучения в средней школе, в начальной школе о числительных дано только общее представление, термин, объем понятия очень мал. От определения группы будет зависеть и логика изучения числительного.

До начала изучения темы учащиеся накапливали практическим путем языковой материал о числительных, отрабатывали такие общеграмматические умения, как установление связи слов в предложении, выделение словосочетания, постановка правильно вопроса, определение изменяемости / неизменяемости, члененимости на морфемы, определение лексического и грамматического значения, функции в предложении и некотр. др.

Кроме этого, они уже изучили имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие части речи (по М.М.Разумовской), а значит, имеют представление о характеристике части речи по категориальному (грамматическому) значению, морфологическим постоянным и непостоянным признакам и синтаксической функции. Следовательно, логично будет вспомнить все, что они знают об изученных частях речи и попробовать выяснить то, что они знают или не знают о числительных.

Фрагмент урока.

Повторение и актуализация изученного ранее.

Цель: подготовить к восприятию нового, вспомнив необходимые для новой темы знания.

Учебная задача: Нам предстоит вспомнить изученные нами части речи и их признаки.

Задание. Посмотрите на картину (иллюстрция к сказке А.С.Пушкина).

– Скажите, вы смогли бы так красиво и выразительно нарисовать красками картину? (только несколько человек могли бы попробовать, потому что красками писать картины умеют немногие).

– Есть ли у нас другой способ рисования того, что происходит? (конечно, это слово, принадлежащее той или другой части речи, поэтому нам важно знать все части речи и их возможности)

– Прочитайте предложение, отгадайте, чьи это строчки и как называется все произведение. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…..)

– К какому типу речи можно отнести этот фрагмент и почему? (повествование: есть смена действий, движение)

– Какие части речи передают действия? (глаголы) На что указывают запятые между глаголами? (здесь однородные члены) Обратите внимание, что каждый последующий глагол усиливает действие предыдущего в этой группе однородных членов. Это специальный прием языковой выразительности, который называется «градация» и который мы еще будем с вами изучать.

– А кто увидел, какие еще приемы выразительности речи использует Пушкин? (звукопись, сравнение) Давайте прочитем вслух так, чтобы все смогли бы не только представить себе эту картину, но и услышать вой и плеск «океяна».

– А теперь определим, какие известные нам части речи помогли автору нарисовать эту картину? У доски один ученик сверху подписывает части речи. Остальные выписывают из текста по одной изученной части речи и определяют их значение.

…Где-то вздуется бурливо

Океян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

– Проверьте, правильно ли определены части речи на доске. Почему в предпоследней строчке стоят запятые? (Ученик получает отметку за выполненную работу)

Обобщение.

– Докажите, что вздуется – глагол, вой – существительное, шумном – прилагательное, горя – деепричастие. (Разные ученики отвечают на вопросы, а класс оценивает правильность ответов).

– Всегда ли можно правильно определить часть речи только по грамматическому значению?

– Докажите это на словах ходьба и ходить.

2. Восприятие нового явления.

– Есть ли в этом отрывке самостоятельные части речи, которые мы еще не изучали? (бурливо, тридцать три)

– Сегодня на уроке мы начинаем изучать имя числительное. Какое из этих слов и почему будет относиться к числительному? Как вы думаете, почему эту часть речи так назвали? Постройте свой ответ по типу рассуждение. (Учитель подтверждает и обобщает ответы учащихся).

– Приведите свои примеры слов-числительных. Какой корень в слове числительное и можно ли проверить безударную гласную в корне? Запишите тему урока.

3. Осознание существенных признаков понятия и работа над определением.

Цель: познакомить с существенными признаками числительных.

Учебная задача: с помощью лингвистического текста и собственного исследования попробуем выявить признаки числительных и их отличие от других частей речи.

1) Работа с лингвистическим текстом учебника (с. 128).

– Все счетные слова в русском языке являются числительными? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, прочитав первую часть лингвистического теста упражнения 312.

– Приведите примеры различных счетных слов (тройка, утроить, трижды и т.д.).

2) Практическое задание на сопоставление - рассуждение.

– Давайте попробуем сами определить разницу между словами, например: тройка и три, тройной и три, утроить и три. В этом нам помогут знания об изученных частях речи и план, по которому можно сравнивать.

План

1. Что обозначает?

2. Как изменяется?

3. Каким членом предложения выступает?

– На доске у нас есть предложения-помощники:

Три ученика отвечают у доски. Никто не хочет получить сегодня тройку. Для усвоения нового материала ребята утроили усилия. Тройной успех им обеспечен.

– Прочитайте предложения. Постараемся соответствовать их содержанию. (К доске выходят 3 ученика. Учащимся в классе предлагаем присоединиться к одному из них и помочь справиться с заданием в случае затруднения.)

Обобщение.

После завершения работы ученики у доски связно доказывают отнесенность слова к той или другой части речи. Класс помогает при необходимости и предлагает отметку каждому ученику.

– Предлагаю классу очень трудный вопрос, правильный ответ на который равен пяти баллам. Почему изучаемая сегодня часть речи называется имя числительное так же, как и имя существительное, имя прилагательное, местоимение (вместо имени)? (все именные части речи имеют падеж и изменяются по падежам, т.е. склоняются)

3) Продолжение работы с лингвистическим текстом.

– Теперь мы знаем, чем числительные отличаются от других счетных слов, но что могут еще обозначать числительные? Это непростой вопрос, ответ на который можно найти во второй и третьей части нашего текста. Кто первый найдет правильный ответ и запишет его в тетради, получит отметку. Всем нужно письменно закончить предложение в тетрадях. (На доске начало фразы: Имя числительное – часть речи, которая обозначает…..)

Обобщение.

– Что же обозначают имена числительные?

4. Воспроизведение и первичное закрепление.

Цель: Проверить, усвоено ли понятие «имя числительное», умеют ли отличать числительные от других частей речи.

Учебная задача: Сейчас нам предстоит, опираясь на признаки понятия «числительное», разграничивать слова разных частей речи в упражнении 313. Для этого будем работать по алгоритму: 1) задай вопрос 2) определи, что обозначает 3) посмотри, как изменяется.

(Задание выполняют все учащиеся в тетрадях, параллельно, сменяясь у доски, ученики выписывают числительные и комментируют свой выбор по алгоритму; над другими частями речи карандашом подписывают часть речи прямо в учебнике, а устно доказывают.)

Обобщение.

– По каким признакам можно отличить числительное от других частей речи?

(Упражнение 313: Пятерка, двойня, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, семидневный, сотый, десятилетие, втроем, шестьдесят.) Подчеркнутые слова должны быть выписаны в тетрадь.

 

Литература

1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учеб. пособие / Т.М. Воителева. – М., 2006, с. 137 –145.

2. Методика преподавания русского языка / М.Т.Баранов. – М., 2000, гл. 6.

3. Озерской В.П. «Изучение морфологии на синтаксической основе» / В.П.Озерская. – М., 19

3. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие / Под ред. Р.Б. Саботкоева. – М., 2005, с. 137 – 159.

4. Школьные учебники русского языка разных авторов и программы.

 



2018-07-06 378 Обсуждений (0)
Повторение и актуализация изученного ранее. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повторение и актуализация изученного ранее.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)