Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII. «Письменные задания»



2018-07-06 244 Обсуждений (0)
VIII. «Письменные задания» 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы развития логики и культуры критического мышления

I «Раскрытие преступления».Метод

Этапы:

1 «Собирание улик» Выбрать базовое понятие, слово и подобрать к нему другие понятия, слова близкие по значению, смыслу (ассоциация, аналогия, каузальность, свободный выбор). Например, к философии близки мудрость, знание, наука. Но могут быть выбраны и не столь очевидные вещи, пусть это будет первое, что приходит на ум.

2 «Картина преступления» или «Портрет преступника». Из возможных вариантов выбрать понятия (не более 5-7), которые, по мнению группы, в наибольшей степени раскрывают содержание и смысл исходного понятия.

3 «Раскрытие преступления». На основе составленного списка каждая группа самостоятельно строит иерархию понятий по степени выраженности смысла исследуемого понятия.

4 «Суд присяжных». Каждая группа обосновывает свою иерархию понятий, доказывает свою правоту. В ходе совместного обсуждения конкурирующих позиций может сформироваться, как общее мнение, так и независимые точки зрения.

Метод позволяет диагностировать уровень развития логики мышления студента, объем словарного запаса, развивать логические приемы, такие как сравнение, аналогия, анализ, синтез. Особую ценность на этапе «Собирания улик», по нашему мнению, имеет прием произвольного, неограниченного выбора понятий каждым участником, который позволяет развивать важное для критического мышления качество свободы мысли, суждения, мнения. Проводится в группах или индивидуально.

II «Шопинг». Метод основан на законе обратного отношения содержания и объема понятия.

Этапы:

1 Участники имитируют выбор товаров в магазине. Каждый «ищет» свой товар на основе своих предпочтений.

2 Совместное обсуждение результатов шопинга как проявление закона обратного отношения содержания и объема понятия. Содержание понятия – привлекающие покупателя свойства товара, а объем понятия – количество товаров, имеющих данные свойства.

3 Проблемный анализ и возможные выводы. Чем больше требований к товару у покупателя (качество, цена, размер, цвет и т.п.), тем меньше у него выбор. Чем меньше информации, тем больше вариантов выбора и выше возможность ошибки. Чем больше информации, знаний, тем вероятнее успех. Правильны ли такие выводы?

 

III «Зеркало». Метод основан на анализе типов мировоззрения. Цель метода – умение анализировать, раскрывать содержание полученного знания. Проводится в группе или индивидуально.

Этапы:

1 Внимание студентов акцентируется на признаке, который разделяет виды мировоззрения на две группы. К первой относится миф, отличающийся синкретизмом, ко второй - религия, философия, наука, удваивающие мир.

2 Студентам предлагается разобрать суть этого признака, показать, как и в чем конкретно выражается удвоение мира в религии, философии и науке.

3 Используя метафору «Зеркало» (религия, философия, наука – зеркало мира) студенты сами приходят к обсуждению нетривиальных вопросов: что значит знать? адекватно ли реальности наше знание мира? мир – это иллюзия или реальность? продуктивны или нет иллюзии? какое из мировоззрений предпочтительнее? в каком мире мы хотели бы жить? т.п.

 

IV «Аргументы». Метод дает возможность выявить характерные ошибки доказательства и овладеть приемами опровержения. Студентам в качестве домашнего задания предлагается подобрать разные примеры доказательств и опровержения (литература, наука, социальные сети, бытовые ситуации и т.д.) в качестве материала для обсуждения на занятии.

Этап 1 «Модель». Подобранный материал свести к моделям, имеющим структуру логического доказательства и опровержения (элементы, виды).

Этап 2 «Поиск ошибок». Выявить логические ошибки в созданных моделях, разбирая элементы доказательства (тезис-аргумент-демонстрация доказательств) и виды опровержения (критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации доказательства).

 

V «Силлогизм». Метод развития навыков построения умозаключений, позволяющих повысить эффективность, убедительность, строгость, ясность тезисов и аргументов, культуру ведения диспутов, дебатов, дискуссий.

Этап 1 Подбор примеров нерезультативных, провальных дискуссий, обсуждений, споров.

Этап 2 Анализ примеров с целью выявления логических ошибок, ложных утверждений, некорректных приемов ведения дискуссий, дебатов.

 

VI «Бортовые журналы»

Студент во время изучения какой-то темы записывают свои мысли, отвечает на следующие вопросы:

Что я уже знаю по этой теме?

Что мне надо об этом узнать?

Какие наиболее важные моменты я выяснил?

Зачем мне это надо:

Достоинства «бортового журнала»:

- обдумывание информации.

- получает навыки обобщения и систематизации информации.

- связывает информацию со своим личным опытом.

- развитие умения определять проблему, заключенную в сообщении;

- развитие умения генерировать идеи и др.

VII «Философский дневник»

 

Какие наиболее важные моменты я выяснил? Почему эта информация важна для меня? Мои собственные размышления по этой проблеме.
1.    
2.    
3.    

 

 

VIII. «Письменные задания»

После чтения текста или общего обсуждения можно предложить студентам организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе (по методике свободного письма). Можно письменное задание применять в конце занятия, чтобы помочь студентам подытожить свои знания по изучаемой теме:

- что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

- какие мысли прозвучавшие сегодня созвучны с вашими?

- какие новые мысли, чувства у вас появились?

- какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

- о чем хотелось бы поговорить

 

IX.Карл Поппер идеолог социальной теории «открытого общества» сформулировал принципы, на которых строится научное знание:

• не существует абсолютно достоверных теорий, положений, мнений;

• любое мнение или суждение ценно, так как несет в себе субъективную истину, а также служит источником рождения мысли

• любая информация может быть подвержена критическому анализу и оценке;

Правила:

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Не следует автоматически принимать чей-то авторитет.

3. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию.

4. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.

 

 



2018-07-06 244 Обсуждений (0)
VIII. «Письменные задания» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII. «Письменные задания»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)