Методика работы
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.
План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите, что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.
Правила
Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№ п/п
| Предложения
| Число букв
| Время экспозиции (с)
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №1(слайд 2)
Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.
|
8 9 10 11 11 12
|
4 4 5 5 5 6
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №2(слайд 3)
Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез.
|
12 13 13 14 14 15
|
6 6 6 7 7 8
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №3(слайд 4)
Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.
|
15 16 16 16 16 17
|
8 8 8 8 8 8
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №4 (слайд 5)
Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.
|
17 18 18 19 19 20
|
8 7 7 7 7 7
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №5(слайд 6)
Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Москва стоит на реке. В лесу собирают землянику.
|
20 21 21 21 22 22
|
6 6 6 6 6 6
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №6(слайд 7)
Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.
|
23 23 24 24 24 24
|
5 5 5 5 5 5
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №7(слайд 8)
Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.
|
25 25 25 26 26 26
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №8(слайд 9)
Идёт дождик. Мы любим Амгуэму. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю.
|
0 14 17 20 21 22
|
5 7 8 10 10 10
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №9(слайд 10)
Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.
|
22 22 23 23 23 24
|
7 7 7 7 7 7
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №10(слайд 11)
Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.
|
24 24 24 25 25 25
|
5 5 5 5 5 5
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №11(слайд 12)
Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.
|
25 24 25 26 26 26
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №12(слайд 13)
Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.
|
26 26 27 27 28 28
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №13(слайд 14)
Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца.
|
28 29 30 31 32 32
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №14(слайд 15)
Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
|
32 33 33 33 34 34
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №15(слайд 16)
Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
|
34 35 35 36 36 37
|
4 4 4 4 4 4
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №16 (слайд 17)
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
|
36 36 37 37 38 38
|
5 5 5 5 5 5
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №17(слайд 18)
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
|
38 39 39 40 41 42
|
5 6 6 6 7 7
|
1 2 3 4 5 6
| Набор №18(слайд 19)
Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.
|
42 43 44 45 46 46
|
7 7 7 8 8 8
|