Установление очага пожара.
МЕТОДОЛОГИЯ СУДЕБНОЙ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ (ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ)
Согласовано
Начальник ФГКУ Директор департамента Начальник ФГБУ ЭКЦ МВД России надзорной деятельности ВНИИПО МЧС России генерал-лейтенант МЧС России генерал-майор полиции генерал-лейтенант внутренней службы внутренней службы
В. В. Мартынов Ю. И. Дешевых В. И. Климкин
« ___ »20___ г. « ___ »20___ г. « ___ »20___ г. Документ подготовлен Исследовательским центром экспертизы пожаров ФГБУ ВНИИПО МЧС России (И.Д. Чешко, А.О. Антонов, С.А.Кондратьев) и Департаментом надзорной деятельности МЧС России (С.П. Воронов, А.В. Попов). Предназначен для использования в экспертной деятельности государственных судебно-экспертных учреждений ФПС МЧС России, при подготовке и аттестации судебных пожарно-технических экспертов.
1. Судебные пожарно-технические экспертизы выполняются по делам о пожарах, взрывах (вспышках) паро-газо- и пылевоздушных смесей, а также по делам о нарушениях требований в области пожарной безопасности.
2. Предметом судебной пожарно-технической экспертизы (СПТЭ) являются обстоятельства, характеризующие и определяющие процесс возникновения, развития, а также наступление последствий пожара. ОбъектамиСПТЭ являются : - материалы дела - место пожара (если оно предоставлено лицом, осуществляющим производство по делу); - объекты (вещественные доказательства), изъятые с места пожара. - образцы для сравнительных исследований.
3. Вопросы, на которые отвечает эксперт, должны находиться в пределах его компетенции и имеющихся специальных познаний. Основные группы этих вопросов касаются: - установления очага (места возникновения) пожара; - развития пожара во времени и в пространстве; - причины пожара; - нарушений требований в области пожарной безопасности и их причинной связи с возникновением, развитием и последствиями пожара (случившегося или потенциально возможного). Эксперт вправе отвечать на другие вопросы в пределах своей компетенции и имеющихся у него специальных познаний как пожарно-технического эксперта. Минимальный объем специальных познаний приведен в Квалификационных требованиях к пожарно-техническим экспертам различных специализаций. В случае необходимости поставленные на разрешение вопросы могут уточняться, в случае крайней необходимости – переформулироваться, что отражается в тексте заключения. Эксперт имеет право ставить дополнительные вопросы и отвечать на них, если в процессе исследования им получена криминалистически значимая информация, которую необходимо донести до сведения органа (лица), назначившего экспертизу. Установление очага пожара. 4.1 Установление очага (места возникновения) пожара проводится на основе имеющихся в материалах дела данных – описания объекта пожара и его термических поражений, фото- и видеоматериалов по пожару, результатов инструментальных исследований материалов, конструкций и их обгоревших остатков , а также показаний свидетелей и других материалов, содержащих криминалистически значимую информацию, необходимую для установления очага пожара. 4.2 Основные группы информации, используемые при установлении очага пожара: - результаты визуальной фиксации термических поражений и очаговых признаков (словесное описание в протоколе осмотра места пожара, фотографии, видеоматериалы); - результаты инструментальных исследований; - результаты применения вспомогательных методов определения очага пожара - косвенные признаки очага пожара; -показания свидетелей (очевидцев, технического персонала и др.)
4.3 Содержащаяся в деле информация должна быть проанализирована не выборочно, а в полном объёме. Невозможность использовать те или иные словесные описания, фототаблицы и др. должна быть объяснена в тексте заключения. 4.4 Анализ термических поражений предусматривает выявление, систематизацию и объяснение физической сути очаговых признаков по Б.В. Мегорскому – признаков очага пожара и признаков направленности распространения горения. Анализ не должен заменяться переписыванием протокола осмотра места пожара и других имеющихся материалов. 4.5 Должна быть проведена аналитическая работа по дифференциации очага пожара и возможных очагов горения. Для этого выявленная картина распределения термических поражений должна быть, в частности, сопоставлена с картиной распределения пожарной нагрузки по объекту пожара, учтено характерное для пожара распределение температур по вертикали, направленность конвективных потоков, характер воздухообмена в различных зонах и прочие факторы. Должны быть учтены архитектурно-строительные особенности здания (сооружения), пожароопасные свойства веществ и материалов, а также другие факторы, способные повлиять на складывающуюся картину термических поражений, в частности особенности тушения конкретного пожара (время и направления подачи огнетушащих средств, возможное наличие закрытых зон) . В случае невозможности учета указанных факторов по причине отсутствия соответствующих исходных данных в материалах дела или иных обстоятельств, это должно быть особо отмечено в тексте заключения. 4.6 Для количественной оценки степени термических поражений конструкций, изделий и выявления скрытых очаговых признаков непосредственно на месте пожара могут быть использованы следующие инструментальные методы. а) полевые методы : - измерение глубины обугливания древесины методом пенетрации; - магнитный метод исследования холоднодеформированных и калёных стальных изделий; - вихретоковый метод исследования металлоконструкций; - ультразвуковой метод исследования бетонных и железобетонных конструкций;
б) лабораторные методы: - инфракрасной спектроскопии; - термического анализа - рентгенофазового анализа
4.7 Для определения расчётных температурно-временных параметров теплового воздействия используются методики, основанные на применении: - электрорезистивного метода исследования обугленных остатков древесины и древесно-стружечных плит; - методов анализа компонентного состава окалины; Перечень методов и методик может расширяться по мере разработки новых экспертных методик. 4.8 Результаты, полученные указанными выше визуальным и инструментальными методами, отражают изменение физических свойств исследуемых объектов в ходе пожара; для установления очага пожара они используются в комплексе с другой имеющейся по пожару информацией. 4.9 К вспомогательным методам определения очага пожара относятся, в частности, фиксация локализации (распределения по месту пожара) признаков аварийных режимов в электросетях; фиксация остаточных температурных зон на теплоёмких строительных конструкциях. 4.10 К косвенным признакам очага пожара могут относиться отдельные явления, предшествующие пожару (например, локальное таяние снега и другие признаки локального нагрева); специфическое поведение технических устройств, действующих на момент возникновения пожара; срабатывание устройств электрозащиты; остановку часов; нарушение телефонной связи; брошенные первичные средства пожаротушения; специфическая реакция людей и животных и др. 4.11 Анализ показаний свидетелей проводится после завершения анализа перечисленных в пп. 4.4 -4.9 объективных признаков очага пожара и предполагает тщательную селекцию, извлечение из них информации, криминалистически значимой для ответа на поставленный вопрос. Показания свидетелей должны анализироваться не выборочно (подтверждающие выдвинутое предположение об очаге ), а в полном объеме. В заключении должно быть указано, какие из показаний подтверждают сделанное предположение об очаге, а какие противоречат им и в чём, собственно, заключается это противоречие. Имеющиеся расхождения должны быть объяснены, если эксперт может это сделать в пределах своей компетенции. 4.12 В зависимости от имеющейся по делу информации и результатов экспертного исследования, очаг пожара может быть определен с точностью как до нескольких сантиметров, так и до нескольких километров (лесные пожары). В любом случае локализация очага в пределах конкретной территории должна быть обоснована в заключении. 4.13 Невозможность определения очага пожара (НПВ) должна быть обоснована экспертом с указанием дополнительных данных, которые, по мнению эксперта, необходимы для решения данной задачи.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |