Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод экспертных оценок



2018-07-06 268 Обсуждений (0)
Метод экспертных оценок 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Метод экспертных оценок представляет собой метод количественной оценки процессов и явлений, не поддающихся количественному измерению. Метод основан на использовании мнений специалистов и может осуществляться:

- путем создания экспертного совета, вырабатывающего единое мнение в результате совместного обсуждения;

- путем обобщения и усреднения оценок, выполненных независимыми экспертами.

Достоинством метода экспертных оценок является возможность получить пригодные для практического применения решения в тех случаях, когда строго математическое решение получить не удается.

Недостатки метода:

- субъективизм в оценках,

- зависимость результатов от квалификации экспертов,

- зависимость результатов от количества экспертов.

В исследовании торговых операций метод экспертных оценок чаще всего применяется для ранжирования факторов, влияющих на результат операции, по степени значимости. Как правило, с этой целью рассматриваемым факторам присваиваются соответствующие значения, которые носят название коэффициент значимости.

Это может быть сделано двумя путями.

1. Метод прямой балльной оценки.

В этом случае величины коэффициентов значимости для каждого фактора назначают в абсолютных единицах по заранее выбранной шкале (обычно 3-х, 5-ти или 10-балльной), причем более значимому фактору должна соответствовать большая величина коэффициента, а равнозначным критериям – равные коэффициенты.

Часто для удобства использования полученные коэффициенты нормируются:

,

где: Бi – оценка в баллах i – го фактора,

ai – коэффициент значимости.

В последнем случае будет выполняться условие

2. Метод попарных сравнений.

Метод используется в том случае, когда значительное количество факторов кажется экспертам равнозначными или близкими по значимости. В основу этого метода положено сравнение всего лишь двух факторов, повторяемое много раз для каждой пары факторов с использованием заранее выбранной шкалы предпочтений. Опыт показывает, что наиболее рациональной является пятизначная шкала предпочтений следующего вида.

Таблица 5.1

Шкала предпочтений

Количественная оценка Качественная оценка
Факторы равнозначны
Незначительное предпочтение
Существенное предпочтение
Очевидное предпочтение
Абсолютное предпочтение

 

На основе школы предпочтений определяются величины bij,, которые характеризуют степень предпочтения фактора с номером «i» по отношению к фактору с номером «j». При этом принимается, что:

Тогда коэффициент значимости фактора с номером «i» определится как:

,

где: I – общее количество рассматриваемых факторов.

Процесс вычисления коэффициентов значимости методом попарных сравнений удобно представлять в виде таблицы. Пусть необходимо определить степень влияния на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия трех факторов: уровень цен на товары, качество товара и местоположение предприятия, как это показано в табл. 5.2. В каждую клетку таблицы будем заносить степень предпочтения фактора, стоящего в соответствующей строке, над фактором, стоящим в столбце.

Прежде всего, в соответствии с приведенным выше соотношением заполним диагональные клетки таблицы цифрами 1. Теперь начинаем процесс попарного сравнения. Пусть, по мнению экспертов для рассматриваемого предприятия низкий уровень цен несколько более предпочтителен по сравнению с качеством. Тогда во вторую клетку 1-й строки таблицы заносим число 2, а в 1-ю клетку 2-й строки – число 1/2, как это следует из приведенной выше формулы. Далее, если, по мнению экспертов, низкий уровень цен имеет очевидное предпочтение по сравнению с местоположением предприятия, то в 3-ю клетку 1-й строки заносим число 4, а в 1-ю клетку 3-й строки – число 1/4. Сравнение первого фактора с остальными закончено, переходим ко второй строке. Частично она уже заполнена, осталось сравнить второй и третий факторы. Предположим, что, по мнению экспертов, качество товара имеет существенное предпочтение по сравнению с местоположением. В 3-ю клетку второй строки, следовательно, нужно занести число 3, а во вторую клетку 3-й строки – 1/3.

Таблица 5.2

Таблица попарных сравнений.

Наименование фактора Номер фактора
Уровень цен
Качество товара 1/2
Местоположение предприятия 1/4 1/3

Таблица попарных сравнений заполнена. Для удобства расчета коэффициентов значимости дополним ее еще двумя колонками, как это показано в табл. 5.3. В колонке «сумма» записана сумма по строке, в графе «итого» – общая сумма по столбцу, тогда коэффициенты значимости каждого фактора определятся как частное от деления числа, стоящего в колонке «сумма» на общую сумму из графы «итого».

Таблица 5.3

Расширенная таблица попарных сравнений.

Наименование фактора Номер фактора Сумма Коэффициент значимости
Уровень цен 0.535
Качество товара 1/2 4.5 0.344
Местоположение предприятия 1/4 1/3 1.58 0.121
Итого: 13.08 1.000

 

При использовании метода попарных сравнений сумма коэффициентов значимости всех факторов всегда равна 1, что может служить дополнительной проверкой правильности расчетов.

Данный метод является более точным, т.к. здесь мы не просто присваиваем весовой коэффициент каждому критерию, но и стремимся оценить, в какой степени один из критериев будет более важным, чем другой.

К сожалению, метод имеет недостаток. Он очень чувствителен к неверному заполнению таблицы. Например, при 3-х приблизительно равных факторах заполняющий может создать так называемый цикл, при котором 1-й фактор лучше 2-го, 2-й - лучше 3-го, но 3-й лучше 1-го., что приводит к нарушению согласованности.

 



2018-07-06 268 Обсуждений (0)
Метод экспертных оценок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод экспертных оценок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)