Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой ИСЭиА
________________Д.В. Болдырев
«__» _____________ 201_ г.
Вопросы к экзамену
для проверки уровня обученности
Знать
Основные понятия и термины метрологии. Воспроизведение единиц физических величин
- Определение физических величин.
- Шкала физической величины.
- Размерность физической величины.
- Системы физических величин и системы единиц физических величин.
- Основные и производственные физические величины.
- Принципы построения систем единиц физических величин.
- Принципы единства измерений.
- Эталон единицы физической величины.
- Поверка средств измерений и как она проводится.
- Для чего используются стандартные образцы?
- Государственные эталоны основных единиц системы СИ.
Основы техники измерений параметров технических систем
- Основные постулаты метрологии.
- Основные виды измерений.
- Основные методы измерений.
- Основные виды погрешностей измерений.
- Методы корректировки результатов измерений.
- Качество измерений.
- Обработка результатов различных видов измерений.
- Динамические измерения и их погрешности.
- Теория расчетного суммирования погрешностей.
- Суммирование случайных и систематических погрешностей.
Нормирование метрологических характеристик средств измерений
- Виды средств измерений.
- Нормирование метрологических характеристик СИ.
- Виды погрешностей СИ.
- Погрешности цифровых СИ.
- Класс точности СИ.
- Рабочая зона СИ.
- Отличие метрологических характеристик аналоговых и цифровых СИ.
- Нормирование динамических погрешностей.
Оценка методических погрешностей измерений
- Погрешности расчетных формул.
- Погрешность, обусловленная влиянием средства измерения на объект измерения.
- Погрешности при индикации, фиксировании экспериментального и заданного уровней.
Оценка инструментальных погрешностей измерений
- Виды погрешности средств измерений: абсолютная, относительная и приведенная погрешности.
- Методика расчета погрешности средств измерения, обусловленной вариацией показаний.
- Классификация погрешности средств измерений в зависимости от условий их эксплуатации: основная и дополнительная погрешности.
- Формы представления погрешности средств измерений.
- Оценка погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Общие рекомендации по оценке погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Вычисление погрешности средства измерений с индивидуальными метрологическими характеристиками при вероятности .
Выбор средств измерений
- Понятие об испытании и контроле.
- Принципы выбора средств измерения.
- Выбор СИ при динамических измерениях.
- Выбор ЦСИ по метрологическим характеристикам.
Принципы метрологического обеспечения
- Основы метрологического обеспечения.
- Нормативно – правовые основы метрологии.
- Метрологические службы и организации.
- Государственный метрологический надзор и контроль.
- Методики выполнения измерений.
- Метрологическая экспертиза.
Основы государственной системы стандартизации
- Российские организации по стандартизации.
- Международные организации по стандартизации.
Работы, выполняемые при стандартизации
- Систематизация, кодирование и классификация.
- Унификация, типизация и агрегатирование машин.
Категории и виды стандартов
- Категории стандартов.
- Виды стандартов.
- Государственный контроль и надзор.
Введение в сертификацию
- Определение сертификации.
- Виды сертификации.
- Система сертификации.
- Основные стадии сертификации.
Нормативно - методическое обеспечение сертификации
- Структура нормативно - методического обеспечения сертификации.
- Стандарты на объекты сертификации.
- Стандартизация методов оценки соответствия.
- Стандарты на органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Уметь
Основные понятия и термины метрологии. Воспроизведение единиц физических величин
- Определять физические величины.
- Использовать различные шкала физических величин.
- Определять размерность физической величины.
- Применять систему физических величин и систему единиц физических величин.
- Использовать основные и производные физические величины.
- Применять принципы построения систем единиц физических величин.
- Использовать принципы единства измерений.
- Оценивать и определять эталон единицы физической величины.
- Осуществлять поверку средств измерений.
- Использовать стандартные образцы.
- Оценивать государственные эталоны основных единиц системы СИ.
Основы техники измерений параметров технических систем
- Использовать основные постулаты метрологии.
- Использовать основные виды измерений.
- Использовать основные методы измерений.
- Определять основные виды погрешностей измерений.
- Использовать методы корректировки результатов измерений.
- Оценивать качество измерений.
- Использовать обработку результатов различных величин измерения.
- Использовать динамические измерения и оценивать их погрешности.
- Использовать теорию расчетного суммирования погрешностей.
Нормирование метрологических характеристик средств измерений
- Определять виды средств измерений.
- Использовать нормативно – метрологические характеристики СИ.
- Определять виды погрешностей СИ.
- Определять виды погрешности цифровых СИ.
- Оценивать класс точности СИ.
- Определять рабочую зону СИ.
- Определять отличие метрологических характеристик аналоговых и цифровых СИ.
- Использовать нормирование динамических погрешностей.
Оценка методических погрешностей измерений
- Оценивать погрешности расчетных формул.
- Оценивать погрешность, обусловленная влиянием средства измерения на объект измерения.
- Оценивать погрешности при индикации, фиксировании экспериментального и заданного уровней.
Оценка инструментальных погрешностей измерений
- Определять виды погрешности средств измерений: абсолютную, относительную и приведенную погрешности.
- Использовать методику расчета погрешности средств измерения, обусловленную вариацией показаний.
- Использовать классификацию погрешности средств измерений в зависимости от условий их эксплуатации: основная и дополнительная погрешности.
- Использовать формы представления погрешности средств измерений.
- Определять оценку погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Использовать общие рекомендации по оценке погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Использовать погрешности средства измерений с индивидуальными метрологическими характеристиками при вероятности .
Выбор средств измерений
- Определять вид испытаний и контроля.
- Определять принципы выбора средств измерений.
- Определять выбор СИ при динамических измерениях.
- Определять выбор ЦСИ по метрологическим характеристикам.
Принципы метрологического обеспечения
- Использовать основы метрологического обеспечения.
- Использовать нормативно – правовые основы метрологии.
- Использовать метрологические службы и организации.
- Использовать государственный метрологический надзор и контроль.
- Определять и использовать методики выполнения измерений.
- Использовать метрологическую экспертизу.
Основы государственной системы стандартизации
- Использовать российские организации по стандартизации.
- Использовать международные организации по стандартизации.
Работы, выполняемые при стандартизации
- Использовать принципы систематизации, кодирования и классификации.
- Использовать принципы унификации, типизации и агрегатирования.
Категории и виды стандартов
- Использовать действующие категории стандартов.
- Определять виды стандартов.
- Использовать государственный контроль и надзор.
Введение в сертификацию
- Использовать принципы сертификации.
- Определять виды сертификации.
- Использовать систему сертификации.
- Использовать основные стадии сертификации.
Нормативно - методическое обеспечение сертификации
- Использовать структуру нормативно - методического обеспечения сертификации.
- Использовать стандарты на объекты сертификации.
- Определять стандартизацию методов оценки соответствия.
- Использовать стандарты на органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Владеть
Основные понятия и термины метрологии. Воспроизведение единиц физических величин
- Возможностью определять физические величины.
- Умением использовать различные шкалы физических величин.
- Возможностью определять размерности физических величин.
- Умением применять систему физических величин.
- Умением использовать основные и производственные физические величины.
- Умением применять принципы построения систем единиц физических величин.
- Умением использовать принципы единства измерений.
- Возможность оценивать эталон единиц физической величины.
- Умением осуществлять поверку средств измерений.
- Возможностью использовать стандартные образцы?
- Возможностью оценивать государственные эталоны основных единиц системы СИ.
Основы техники измерений параметров технических систем
- Умением использовать основные постулаты метрологии.
- Умением использовать основные виды измерений.
- Возможностью использовать основные методы измерений.
- Умением определять основные виды погрешностей измерений.
- Умением использовать методы корректировки результатов измерений.
- Возможностью оценивать качество измерений.
- Умением использовать обработку результатов различных видов измерений.
- Возможностью использовать динамические измерения и их погрешности.
- Умением использовать теорию расчетного суммирования погрешностей.
Нормирование метрологических характеристик средств измерений
- Возможностью определять виды средств измерений.
- Умением использовать нормирование метрологических характеристик СИ.
- Умением определять виды погрешностей СИ.
- Умением определять погрешности цифровых СИ.
- Умением оценивать класс точности СИ.
- Возможностью оценивать рабочую зону СИ.
- Умением определять отличие метрологических характеристик аналоговых и цифровых СИ.
- Возможностью использовать нормирование динамических погрешностей.
Оценка методических погрешностей измерений
- Умением оценивать погрешности расчетных формул.
- Умением оценивать погрешность, обусловленную влиянием средства измерений на объект измерения.
- Возможностью оценивать погрешности при индикации, фиксировании экспериментального и заданного уровней.
Оценка инструментальных погрешностей измерений
- Умением определять виды погрешности средств измерений: абсолютную, относительную и приведенную погрешности.
- Возможностью использовать методику расчета погрешности средств измерения, обусловленную вариацией показаний.
- Умением использовать классификацию погрешности средств измерений в зависимости от условий их эксплуатации: основная и дополнительная погрешности.
- Возможностью использовать формы представления погрешности средств измерений.
- Умением определять оценку погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Умением использовать общие рекомендации по оценке погрешности совокупности средств измерений данного типа при вероятности .
- Умением использовать погрешности средства измерений с индивидуальными метрологическими характеристиками при вероятности .
Выбор средств измерений
- Возможность определять вид испытаний и контроля.
- Возможность определять принципы выбора средств измерения.
- Возможность определять выбор СИ при динамических измерениях.
- Возможность определять выбор ЦСИ по метрологическим характеристикам.
Принципы метрологического обеспечения
- Умением использовать основы метрологического обеспечения.
- Возможность использовать нормативно – правовые основы метрологии.
- Возможность использовать метрологические службы и организации.
- Умением использовать государственный метрологический надзор и контроль.
- Умением определять и использовать методики выполнения измерений.
- Возможность использовать метрологическую экспертизу.
Основы государственной системы стандартизации
- Возможность использовать российские организации по стандартизации.
- Возможность использовать международные организации по стандартизации.
Работы, выполняемые при стандартизации
- Возможность использовать принципы систематизации, кодирования и классификации.
- Возможность использовать принципы унификации, типизации и агрегатирования.
Категории и виды стандартов
- Знанием категорий стандартов.
- Знанием видов стандартов.
- Умением использовать государственный контроль и надзор.
Введение в сертификацию
- Знанием видов сертификации.
- Знанием система сертификации.
- Знанием основных стадий сертификации.
Нормативно - методическое обеспечение сертификации
- Знанием структуры нормативно - методического обеспечения сертификации.
- Знанием стандартов на объекты сертификации.
- Знанием стандартизации методов оценки соответствия.
- Знанием стандартов на органы по сертификации и испытательные лаборатории.
Критерии оценки:
Экзамен оценивается по четырех бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять расчетные практические задачи, самостоятельно выполнять лабораторные работы, получая требуемые результаты. Оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим основные понятия дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему полное знание материала, успешно выполняющему предусмотренные в программе задания, усвоившему теоретический материал, выполнившему практические задания и все лабораторные работы. Оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной рабаты и профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему знание основного программного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему проблемы в усвоении материала и имеющему проблемы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Составитель: __________________ Ю.В. Карабак
«____»____________ 201_ г.