Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрождение в Нидерландах.



2018-07-06 1462 Обсуждений (0)
Возрождение в Нидерландах. 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем.

Однако в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса (ок.1460— 1516); Питера Брейгеля (1525—1569), Франса Халса (между 1581 и 1585—1666).

Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауль Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).

В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты («Камеристка» и др.)

Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также групповые («Ночной дозор»). В последний период жизни, когда судьба отвернулась от него, творчество художника приобретает мрачные тона, в портретах появляются меланхолия и уныние («Ян Сикс»).

Весьма любопытной формой распространения образования, популяризации передовых идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.

Идеи гуманизма проникают в Германиюв середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.

Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви. Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.

Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбеин Младший (1497 или 1498—1543), художники-гуманисты Грюневальд (род. между 1470 и 1475—1528) и Лукас Кранах Старший (1472—1553).

Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса (1494—1576), автора большого количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта (1546—1590).

В весьма схожих обстоятельствах реформационного движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.

Победа в 40-е годы Реформации в Швейцарии также облегчила развитие гуманистической культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов.

Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где теперь расположены Голландия и Бельгия. Богатые области, объединенные под властью бургундских герцогов, первенствовали среди европейских стран в экономическом и культурном отношении. Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Обыденные жизненные явления окружались благоговейным почитанием и ореолом святости: мое дело, моя семья, мой дом, мое имущество, моя капелла, мой святой покровитель. Во всех слоях общества чрезвычайно усилилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности. Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное. Становление нового искусства началось в первой трети XV в.Живописцу Яну ваи Эикубезоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь — полиптих (т.е. сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке и вселенной. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) — небесные сферы, населенные небожителями, и земля с се далями, лесами, долинами и горами.

Ван Эйку традиционно приписывают изобретение техники масляной живописи. Это не совсем точно, поскольку способ применения растительных масел как связующего вещества для краски был известен и раньше. Но художник усовершенствовал этот способ и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин. Из Нидерландов эта техника постепенно распространилась в Италию и другие страны, вытеснив темперу.

В XV в. впервые в европейском искусстве бытовой жанр становится самостоятельным направлением в живописи. У нидерландских художников не было стремления к идеализации, героизации, возвеличиванию человека и его деяний. Напротив, их отличали пристальный взгляд на мир и его правдивое, непосредственное изображение, уважение к будничной жизни и любовь к миру вещей. Все это привело к появлению картин на бытовые темы. Особое место в формировании и утверждении этого жанра принадлежит Босху и Брейгелю.

Творчество Хиеронимуса Босха современным зрителем воспринимается как очень сложное и загадочное, поскольку он постоянно прибегал к иносказаниям. Вероятно, современникам аллегорический смысл его образов был понятен, ибо его произведения пользовались большой популярностью. Сюжеты ею картин демонстрировали отрицательные явления жизни. В своем творчестве Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки погрязшего в грехах мира. В его картинах дьявол принимает разнообразные причудливые обличья, зло проникает повсюду, а человек предстает как раб греховности, как безвольное, бессильное и ничтожное существо.

Свои картины на темы ада, рая, Страшного Суда, искушения святых художник населил легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части разных животных, растений, предметов, а иногда человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования. Ни один из последующих мастеров живописи не создал столь фантастических, граничащих с безумием образов.

Сложные процессы общественной жизни середины XVI в. в Нидерландах оказали влияние на развитие живописи. Страна находилась под властью Габсбургов, которые ее беззастенчиво грабили. Когда правителем стал герцог Альба, в стране установился режим кровавого террора. Испанская инквизиция проводила массовые аресты, повсюду горели костры и воздвигались виселицы. Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности. В результате оказались окончательно изжитыми принципы искусства XV в. Творчество нидерландских художников все больше ориентировалось на изображение жизни народа. Наиболее выразительными в этом плане стали работы последнего художника нидерландского Возрождения Питера Брейгеля Старшего.

Творчество Брейгеля характеризуют жизненный уклад и обычаи страны середины XVI в. Для мировосприятия Брейгеля были характерны представление об извечно существующем в мире противостоянии добра и зла, умение видеть глубоко заложенный высший смысл в любых проявлениях жизни. В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла. Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира». Композиционно это множество мелких суетящихся фигурок, которые снуют между домами, выходят из дверей, выглядывают из окон и т.д. Они не составляют единого целого, их облик — это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания. Их веселые и бестолковые забавы — своего рода символ абсурдной деятельности всего человечества. В мировой живописи пейзажи Брейгеля занимают особое место, ибо нет других таких изображений природы, где космический аспект мироощущения был бы гак органично слит с житейской повседневностью. Поэтому не случайно Брейгель считается основателем пейзажного жанра в нидерландской живописи.

Возрождение в Англии.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17-18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального.

Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Гуманисты полагали, что общественное благо зависит от успехов просвещения и воспитания совершенного человека и гражданина. Пытаясь осуществить гуманистические принципы обучения и воспитания, Дж. Колет в 1510 г. на свои средства основал при соборе св. Павла в Лондоне грамматическую школу, где изучалось античное наследие и преобладало светское воспитание. Школа Колета послужила прототипом светской средней школы, получившей распространение в Англии лишь во второй половине XVI в. и ставившей целью на классических образцах античной литературы воспитать активного гражданина, способного к общественной деятельности и государственной службе.

Выдающийся памятник гуманистической историографии XVI в.-- неоконченная “История Ричарда III” Томаса Мора. Мор как историк в отличие от английских хронистов конца XV -- первой половины XVI в, стремится выявить внутренний политический смысл описываемых событий. Автора “Истории Ричарда III” интересует также психология исторических деятелей; он умеет показать отражение политических событий в общественном сознании той социальной среды, к которой принадлежал он сам. Мировоззрение автора “Истории Ричарда III” выражало чисто ренессансный интерес к внутреннему миру человека, уважение к человеческому достоинству независимо от социальной принадлежности, резкое осуждение всякого политического произвола и тирании. С 1543 г. “История Ричарда III” Мора публиковалась в составе английских хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона Стоу, Рафаэля Холиншеда. Из хроники Холиншеда Шекспир заимствовал сюжет для своей трагедии “Ричард III”.

Во второй половине XVI в. большой популярностью в Англии пользовался труд сына лондонского портного Джона Стоу (1525--1605) “Свод, английских хроник” (1565 г.). Стоу широко заимствовал материалы из сочинений своих предшественников, особенно из книги Джона Линдэла -- королевского антиквара, издавшего в 1546 г. подробное описание Англия и ее исторических достопримечательностей.

Из публикации Линдэла много почерпнул также и священник Холиншед -- самый популярный историк своего времени, автор обширного свода хроник и антикварно-топографических описаний, составивший большой коллективный труд “Хроника Англии, Шотландии и Ирландии” (1577 г.), явившийся важной вехой в развитии английской историографии. Холиншед был очень близок к идеологии пуританства.

Под влиянием пуританского движения произошли заметные сдвиги в культурной жизни английского общества. Это движение отличалось известным обскурантизмом. Пуритане выступали против традиционных увеселений и развлечений елизаветинской Англии; с конца 70-х годов XVI в. они обрушиваются на театр.

Борьба против “греховных зрелищ” достигает кульминации в сочинениях У. Принна в 30-е годы XVII в. Накануне и во время революции пуритане разбивали церковные витражи и статуи, органы и церковную утварь. Но пуританизм нес в себе ростки нового сознания, и это сделало его идейным знаменем в борьбе против абсолютизма и феодального строя. Чтение Библии и пуританские проповеди перерастают религиозные рамки и становятся выражением политического и социального протеста. Из церквей проповедь выходит на базарные площади, в лавки, таверны, на улицы. Вокруг проповедников собираются своего рода клубы, где ветхозаветные и евангельские постулаты интерпретируются в революционном смысле.

Позднее Возрождение в Англии дало миру ряд выдающихся научных достижений. Т. Хэрриот, явился одним из создателей учения об алгебраических формулах; он предвосхитил открытия Декарта в области аналитической геометрии, правильно объяснил происхождение цветов радуги, в 1610 г. наблюдал с помощью телескопа солнечные пятна. Шотландец Д. Нэпир в 1614 г. открытием логарифмов упростил вычисления. Врач У. Гарвей в 20-х годах, открыв систему кровообращения, превратил физиологию в науку.

В конце XVI -- начале XVII в. наивысшего расцвета достигает литература. Издаются сборники сонетов, лирические и эпические поэмы, приключенческие и плутовские романы, повести из ремесленного быта. Самые их названия -- “Англия Альбиона”, “Британская Троя”, “Британские пасторали” -- говорят о росте национального самосознания англичан, об интересе к родной истории и географии.

Большой высоты достигает светская поэзия на английском языке в творениях Ф. Сиднея, Т. Кэмпион У. Рэли и др. В 80--90-х годах XVI в.

Англия переживает расцвет поэтического творчества: тысячи сонетов, поэтических сборников, поэм отличаются богатством идейного содержания, разнообразием и совершенств” художественных форм.

Э. Спенсер, мастер стиха, прославлявший прекрасного человека, способного на жертвы во имя высоких духовных идеале в поэме “Королева фей” воспевает идеального монарха в традициях европейской ренессансной этики. Английская проза усваивает новые стилистические и повествовательные приемы, шедшие с континента, прежде все из Италии. Она представлена именами Дж. Лили (очень популярен 6ыл его роман “Эвфуэс”), Ф. Сиднея, автора пасторального романа “Аркадия” Р. Грина, создавшего натуралистические картины лондонского “дна” в серии памфлетов о мошенниках. Нашумевший “Злосчастный путешественник” Т. Нэша положил начало английскому плутовскому роман Т. Делони стал первым бытописателем ремесленной городской среды. Сатирическая проза высмеивает пороки различных групп общества.

Но более всего процветает драматургия -- синтез передовых гуманистических идей и народной драмы. В последние десятилетия XVI в. oна становится самым демократическим видом искусства благодаря массово” характеру, который приобрел к концу века английский театр. Постоянные театры появились в стране во второй половине XVI в.

В 1576 г. актер Дж. Бербедж выстроил первое театральное здание; к началу XVII в Лондоне насчитывалось около 20 театров. В 1587--1616 гг. театр стал рассадником новых идей, средоточием культурной жизни народа, проповедником гуманистических взглядов; с его подмостков звучали злободневные темы. В театрах ставились комедии Дж. Лили и Р. Грина, трагедии Т. Кида и К. Марло, вобравшие в себя лучшие традиции средневековой городской драмы; выражая новое, гуманистическое содержание, драматурги использовали классическое наследие античности, совершенствуя формы драматического искусства.

Шекспир!!! Одно из самых ярких качеств произведений -- народность; высочайшее художественное мастерство, глубокое и тонкое проникновение в тайны человеческой души сочетаются у него всегда с народным духом. Реализм его включает в себя традиции народной смеховой культуры. Именно поэтому столь насыщен образами и красочен его язык, остающийся до сих пор одним из самых богатых в мировой литературе и наиболее полно отразивший все многообразие английской речи позднего Возрождения.

После Шекспира английская драма начала XVII в. даст еще только одно значительное имя -- Бена Джонсона (1573--1637), мастера социальной сатиры, предшественника Мольера и классицизма. Бон Джонсон, выдающийся драматург, ученый, знаток античной культуры, ренессансной науки и философии, в своих драмах выдвинул принцип бытового реализма; задачу искусства он видел в осмеянии пороков. Его персонажи в отличие от шекспировских наделены лишь одной страстью или склонностью, определяющей все их поведение.

Творчество Джонсона насыщено социальными мотивами. Особенной известностью пользовались его бытовые комедии: “Всяк в своем праве”, “Всяк вне своего права”, “Вольпоне, или Лис”, “Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”. Его сатира имела антибуржуазную направленность. В трагедиях “Падение Сеяна” и “Заговор Каилины” он критикует деспотическую монархию. Джонсон испытал большое влияние европейской бюргерско-гуманистической литературы конца XV -- начала XVI в., особенно “Корабля дураков” Себастьяна Бранта и “Похвалы Глупости” Эразма.

Во втором десятилетии XVII в. в английской драме утверждается романтически-авантюрное и аристократическое направление, представленное именами Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Плоды их совместной деятельности -- кровавые трагедии, отстаивавшие право абсолютного монарха над жизнью подданных, и блестящие и занимательные комедии откровенно гедонистического свойства, лишенные глубины изображения характеров.

После них театр все более утрачивает связь с народом и приобретает аристократические черты, противопоставляя буржуазной корысти мораль гедонизма и эпикурейства. В этом свете насильственное закрытие театров, осуществленное парламентским актом в 1642 г., явилось следствием упадка ренессансной драмы.

В первые десятилетия XVII в. в английской литературе возникают новые явления, знаменующие собой кризис гуманистического мировоззрения. Жизнеутверждающему началу ренессансной культуры противопоставляются мотивы, вызванные разочарованием определенных кругов общества в побеждающем своекорыстии буржуазного уклада.

В 1621 г. выходит в свет “Анатомия меланхолии” викария Роберта Бертона. Другой пример утраты гармонического ренессансного идеала -- поэзия Джона Донна, родоначальника так называемой метафизической школы. Современник Шекспира, Донн начинает свою поэтическую деятельность в конце XVI в. Его “Песни и сонеты” и элегии отличаются широким, жизнерадостным ощущением мира, эмоциональностью, воспевают человеческие чувства. К 90-м годам XVI в. относятся и сатиры Донна, высмеивающие лондонских сутяг-юристов, придворных, ханжей-пуритан. Но в поэме “Странствующие души” ощущается нарастающая враждебность к плоти и земному существованию.

В поэмах “Анатомия мира” и “Вторая годовщина” уже отчетливо видна победа религиозного мировоззрения, проступают мотивы неудовлетворенности, тоски, безысходности. Циклы стихотворений “Божественные поэмы” и “Благочестивые сонеты” посвящены исключительно религиозным темам; они полны экстатического пафоса и отречения от земного бытия, глумления над немощью разума и бессилием человеческой натуры.

Наиболее выдающийся английский поэт середины XVII в. -- Джон Милтон (1608--1674), активный участник и идеолог буржуазной революции; к периоду назревания революции относится становление его идейных и эстетических позиций. Получивший прекрасное гуманистическое образование, завершенное во Франции и Италии, поэт отказывается от посвящения в сан священника и отвергает господствующую англиканскую доктрину. В его творчестве ранних лет отсутствуют характерные для Возрождения эротические и гедонистические мотивы. Оно отличается идейной значительностью и философской глубиной.

Поэзия его двойственна: в ней соединяются черты ренессансного гуманизма и пуританской религиозности. В 30-е годы Милтон создает пьесу-маску “Комус” и элегию “Лисидас”, где звучат уже политические мотивы неудовлетворенности общественным устройством, критика англиканской церкви. Эти мотивы его творчества получили дальнейшее могучее воплощение в период буржуазной революции, которая знаменовала собой новый этап в развитии английской культуры.

Для искусства Англии XVI в. характерно сочетание традиций готики” с ренессансными веяниями. В начале XVI в. в церковной архитектуре готика еще полностью господствовала.

Шедевром ее позднего (“перпендикулярного”) стиля, отличавшегося изысканной декоративностью, стала капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Реформация надолго прервала церковное строительство. В конце XV в. прекратилось и возведение феодальных замков. Зато бурно развивается строительство дворянских усадеб, продуманно связанных с окружающей природой, городских домов (особенно в Лондоне) с фахверковыми, более дешевыми конструкциями, дворцов новой знати.

В старых дворцах обновляются на ренессансный лад интерьеры. Декоративные работы выполняют по заказам короля и знати преимущественно приезжие мастера -- итальянцы, немцы и фламандцы. Характерный образец “тюдоровской архитектуры”, смешение готики и Ренессанса,-- лондонский дворец Хэмптон, перешедший от кардинала Уолси, мецената гуманистов, к королю Генриху VIII. Наиболее ясно новые тенденции отхода от готической традиции проявились позже в построенных Р. Смитсоном (1535--1614) дворцах Лонглит-хаус и Уоллатон-хаус.

Во второй половине XVI -- начале XVII в. существенно меняется облик английской деревни -- распространяется свободная планировка, строится множество односемейных домов -- коттеджей, небольших зданий в два этажа, живописно сочетающих в интерьере темные деревянные панели и крупные плоскости белой штукатурки. Утверждается культ домашнего уюта, скромного комфорта, отдыха “у камина” как своеобразного символа семейного очага и достатка. Новым этапом в развитии архитектуры стала первая половина XV11 в., когда архитектор и мастер театральной декорации И. Джонс (1573--1652), убежденный последователь Палладио, заложил основы дальнейшего развития английского классицизма. Его постройки принадлежат к вершинам английского зодчества (центральная часть дворца Кобэм-холл, Банкетный зал в Лондоне)

Как и все европейские страны, Англия пережила эпоху Возрождения, связанную с общим подъемом культуры, распространением гуманизма, возрождением античности. Правда, английское Возрождение не было таким мощным и длительным, как, например, в Италии. Но его влияние на культуру и искусство нельзя переоценить. Не случайно эта эпоха породила такие две величайшие фигуры, как Томас Мор в философии и Уильям Шекспир в поэзии и театральном искусстве.

Английское Возрождение — довольно позднее явление. В XV веке, когда во многих европейских странах происходило бурное развитие новых экономических отношений, Англия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Поражение в Столетней войне, нескончаемые феодальные междоусобицы, война Алой и Белой Розы привели к деградации экономической и культурной жизни страны. Средне-вековые традиции в искусстве сохраняются на протяжении всего XV века. В стране существовали гильдии строителей, создававших церкви, соборы и монастыри, среди которых величайшим образцом было Вестминстерское аббатство в Лондоне. В строительстве и ар-хитектуре получали широкое развитие традиции средневековой английской готики. Артели золотых и серебряных дел мастеров со-здавали украшения и декорировали трон и усыпальницы королей. В монастырях велась огромная работа по иллюстрации рукописей. Но многие художники английского средневековья были безымянны, они принадлежали к сословию ремесленников, труд которых не получал слишком широкого признания и имел главной своей функцией прославление королевской власти.

Лишь в конце столетия в стране устанавливается абсолютная монархия Тюдоров, которая кладет конец феодальным распрям и открывает путь для быстро растущего процветания, связанного с первоначальным накоплением капитала. В Англии бурно развивается торговля, и она постепенно становится величайшей мировой державой. На протяжении столетия, с 1530 по 1630 гг., британская культура — литература, музыка, драма и поэзия — бурно расцветает.

В конце XVI века в Англии дает себя знать гуманистическое движение, связанное с реформой образования и изучением античных авторов. Центром английского гуманизма становится Оксфорд. Английские гуманисты — такие, как Уильям Гроцин, Джон Колет, — изучают произведения Гомера, Платона, Аристотеля, широко используют их идеи в своих сочинениях. В Англии широко распространяются и сочинения итальянских философов-гуманистов, противопоставивших схоластизированному Аристотелю средневековья неоплатонизм и эпикуреизм.

Англия по-своему открывала итальянское Возрождение. Во-первых, переводились сочинения итальянских философов и писателей, таких, как Аретино, Фичино, Макиавелли, Кастильоне, Ломаццо и др. Во-вторых, существовала обильная литература о путешествиях по Италии, содержащая сведения об итальянской культуре и искусстве. Трактат Генри Пичема «Совершенный джентльмен», написанный под явным влиянием трактата Кастильоне, содержал обильные сведения о ренессансной живописи, включая творчество Чимбакуе, Тадео Гадди, Джотто, Мазаччо, Альберти, Рафаэля, Микельанджело. И в-третьих, уже в XVI веке существовали исторические книги, посвященные Италии, как, например, «История Италии» (1549) Уильяма Томаса .

Во главе английского гуманизма становится Томас Мор, широко образованный мыслитель, выдвинувший идея общего блага и создавшего в своей «Утопии» представление о рационально проек-тированном социальном устройстве. Томас Мор был человеком «на все времена», он намного опередил свое время, что в конце концов и послужило причиной его гибели.

Шекспир и гуманизм

Если Томас Мор провозглашал возникновение гуманистической философии на английской почве, то Шекспир в своем творчестве глубоко интерпретировал идеи гуманизма и показал их исторические границы. У Шекспира мы находим гуманистическую концепцию мира в целом, близкую гуманистам интерпретацию таких ценностей, как достоинство человека, неоплатоническую идею любви как универсальной силы, связующей человека с природой.

Шекспир разделял с гуманистами оптимистическую веру в то, что мир основан на законах гармонии. Поэтому он верил в совершенство и достоинство человеческой личности, в ее безграничные воз-можности. Вместе с тем, в его творениях заметна и ограниченность гуманистического мировоззрения.

В своем творчестве Шекспир отразил мировоззрение своей эпохи во всем его многообразии и противоречиях. Это мировоззрение формировалось на принципах средневековой теологии и основывалось на доктрине божественного установления. Согласно этой доктрине, Бог создал небо и землю, живые существа и человека, предопределив каждому свое место в иерархической цепи бытия. Самое низшее место в этой цепи занимают элементы материи — земля, вода, камни и металлы. Несколько выше находятся растения и деревья, которым свойственны признаки жизни. Следующее звено — животные, которым свойственны чувства. Человек, который обладает разумом и душой, занимает высшее место в материальном мире. Но он — низшее и низ-менное существо по отношению к миру небесному, в котором тоже есть своя иерархия: серафимы, херувимы, архангелы. И венчает эту лестницу бытия Бог как высшее творческое и интеллигибельное начало.

В пьесах Шекспира мы постоянно встречаем отражение представлений об этом иерархическом устройстве мира. В них содержатся убеждение, что место человека в мире, его судьба определяется высшими сферами, положением звезд на небе. Гармонический порядок на небе — основа гармонии на земле, а нарушение этой гармонии приводит к социальному разладу — к войнам, голоду, вражде. Об этом Шекспир говорит в «Троиле и Крессиде»:

«О, стоит лишь нарушить сей порядок,

Основу и опору бытия, —

Смятение, как страшная болезнь,

Охватит все, и все пойдет вразброд,

Утратив смысл и меру.

Забыв почтенье, мы ослабим струны —

И сразу дисгармония возникнет» (I, 3).

Как и его современники, Шекспир верил в астрологию, в то, что сегодня нам представляется самым откровенным суеверием. Но такова была система взглядов на мир в эпоху Шекспира, и они постоянно высказываются его героями.

В чем же заключается то новое, что содержится в шекспировском понимании мира? Оно было связано с тем, что было выработано гуманистами, которые выступали против средневековой концепции мира. Главное заключалось в понимании роли человека в мире. В отличие от средневековья, гуманисты отводили человеку особое место. Он оказывался не просто одним из звеньев в великой цепи бытия, но центром, средоточием вселенной. Человек стоит между двумя мирами — идеальным, божественным и материальным, т. е. животным и растительным. Поскольку человек обладает свободой воли, в его власти либо опустится на уровень животного мира, либо подняться до уровня мира божественного.

Наиболее четко эту новую концепцию мира выразил итальянский философ Пико делла Мирандола в своем трактате «О достоинстве человека», написанном в 1486 г. В трактате творец обращается к Адаму со следующим напутствием: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по собственному решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что ни есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» .

Здесь Пико делла Мирандола формулирует совершенно новую концепцию человека и его места в мире. Он говорит, что человек сам является творцом, мастером своего собственного образа. Эта идея была невозможна ни в античную эпоху, где личность понималась только как часть природного и социального космоса, ни в Средние века, где личность подчиняется божественной воле и божественному предустановлению. Гуманистическая мысль ставит человека в центр Вселенной, говорит о неограниченных возможностях развития человеческой личности. Идея достоинства личности, разработанная Пико делла Мирандолой, прочно вошла в философское сознание Возрождения. Выдающиеся ученые, писатели и художники черпали свой энтузиазм и оптимизм из этой идеи.

Идею достоинства человека мы находим и у Шекспира. Гамлет говорит совсем как Пико делла Мирандола, когда он провозглашает: «Какое прекрасное создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действиях! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!» (II, 2).

Но это только потенциальная способность человека уподобляться богу, строить свой разумный и прекрасный образ. Точно так же он волен и опускаться до уровня животного. И об этом также говорит Гамлет.

«Что человек, когда он занят только Сном и едой? Животное, не больше.

Тот, кто нас создал с мыслью столь обширной,

Глядящей и вперед и вспять, вложил в нас Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он» (IV, 4).

Главный мотив трагедии «Гамлет» состоит в конфликте гуманистического идеала и действительности. Это, прежде всего, конфликт старого и нового короля. Тот «человеком был», а этот — король- злодей, убийца. Это конфликт идеального и реального государства. Первое основано на согласьи, на социальной гармонии, но реальность далека от идеала: «подгнило что-то в датском государстве» (I, 4). И Гамлет не без основания говорит: «Дания — тюрьма», и более того: «Весь мир — тюрьма».

Таким образом, у Шекспира мы находим как провозглашение гуманистических принципов, оптимистическую веру в высокое призвание человека, так и ощущение идейного кризиса гуманизма. Шекспир показал мир в движении, в борьбе, в противоречиях и кон-фликтах, где гармония постоянно сменяется диссонансами. Благодаря этому мы остро чувствуем атмосферу, в которой жил Шекспир, напряженный пульс его времени.

В поздних трагедиях Шекспира, в особенности в «Гамлете», отражается духовный кризис гуманизма и предчувствие эстетики барокко с ее контрастами низкого и высокого, красоты и уродства, гармонии и дисгармонии. «Вывихнутый век», о котором говорит Гамлет, основывается на иных принципах, чем гармоническая онтология гуманистов. В «Короле Лире» и «Макбете» также отражается трагическое ощущение того, что в мире царствует не гармоническое согласие, а хаос и разрушение. Таким образом, в творчестве Шекспира отражаются как достоинства ренессансного гуманизма, так и его слабости и ограниченность.

Одним из величайших открытий итальянских гуманистов была философия любви. Эпоха Возрождения создает новый тип светской культуры, в котором сочетаются многие крайности и противопо-ложности: пантеизм, обожествляющий природу, с интересом к самым экзотическим религиям и мифологиям, индивидуализм, с его утверждением правомерности личного интереса, с поисками основ человеческого общежития, глубокий интерес к античности с тради-циями средневековой мысли.

Шекспир, как и итальянские гуманисты, постоянно обращался к античной мифологии, черпая из нее образы для своей поэзии и своих драматических произведений. В особенности его привлекали мифы о Венере и Амуре. Сюжет, почерпнутый из 10-й книги «Метаморфоз» Овидия, становится основой его поэмы «Венеры и Адонис» (1593), где описывается страсть богини красоты к зе



2018-07-06 1462 Обсуждений (0)
Возрождение в Нидерландах. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрождение в Нидерландах.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)