Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ



2018-07-06 360 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В. Б. НИКИШИНА

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Пособие для психологов и педагогов

 

 

Москва 2003г.

 

 

УДК 159.922:376

ББК 88.4:74.3 Н62

 

Никишина В.Б.

Н62 Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с. — (Специальная психология). ISBN 5-691-01124-3

 

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Пособие знакомит с системой психореабилитационной работы в условиях образовательных учреждений и специализированных центров.

Адресовано практическим психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам, специалистам психолого-медико-педагогических комиссий. Будет полезно студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов.

УДК 159.922:376

ББК 88.4:74.3

 

 

© Никишина В.Б., 2003

© Гуманитарный издательский

центр «ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки.

Гуманитарный издательский

центр «ВЛАДОС», 2003

 

Содержание

Предисловие………………………………………………………………………5

Методологические и теоретические подходы к изучению

феноменологии задержки психического развития………………………….7

Феноменология задержки психического развитие……………………………..7

Соотношение биологического и социального в генезе

задержки психического развития……………………………………………….13

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..15

Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей

с умственной отсталостью………………………………………………………25

 

Психологическая диагностика детей с задержкой

психического развития ………………………………………………………29

Основные принципы и общая характеристика

психодиагностической работы с детьми………………………………………29

Психодиагностика познавательных особенностей

и уровня умственного развития детей………………………………………….39

Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы

Детей……………………………………………………………………………...50

Психодиагностика особенностей мотивационно-

потребностной сферы личности детей…………………………………………63

Психодиагностика психодинамических

и характерологических особенностей детей …………………………………..73

 

Психологическая коррекция детей с задержкой

психического развития ………………………………………………………80

Основные принципы и общая характеристика

психокоррекционной работы с детьми…………………………………………80

Психологическая коррекция нарушений познавательной

сферы детей………………………………………………………………………85

Психологическая коррекция нарушений

эмоционально-волевой сферы детей…………………………………………...97

Психологическая коррекция характерологических

деформаций детей………………………………………………………………101

 

Основные принципы психоконсультационной работы

С детьми с ЗПР, их родителями, взаимодействие детей с ЗПР

со сверстниками………………………………………………………………104

Принципы психоконсультационной работы с детьми ……………………..104

Принципы консультативной работы с родителями,

имеющими детей с ЗПР……………………………………………………….105

Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками………………………………110

Психологическая реабилитация детей с ЗПР как

комплексная система психологической помощи…………………………….117

Литература ……………………………………………………………………...122

Предисловие

В последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны [51].

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития — на 20,2%. '

Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих

 

потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, необходимо особое внимание обратить на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников.

Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.

В пособии представлена разработка общего алгоритма системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы.

Наряду с теоретическим обоснованием методов психологической реабилитации детей с ЗПР пособие содержит практические рекомендации по организации психодиагностической и коррекционной работы.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ



2018-07-06 360 Обсуждений (0)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)