МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
В. Б. НИКИШИНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Пособие для психологов и педагогов
Москва 2003г.
УДК 159.922:376 ББК 88.4:74.3 Н62
Никишина В.Б. Н62 Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с. — (Специальная психология). ISBN 5-691-01124-3
Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психологической помощи детям и подросткам с задержкой психического развития: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы. Пособие знакомит с системой психореабилитационной работы в условиях образовательных учреждений и специализированных центров. Адресовано практическим психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам, специалистам психолого-медико-педагогических комиссий. Будет полезно студентам факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии педагогических вузов. УДК 159.922:376 ББК 88.4:74.3
© Никишина В.Б., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 © Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003
Содержание Предисловие………………………………………………………………………5 Методологические и теоретические подходы к изучению феноменологии задержки психического развития………………………….7 Феноменология задержки психического развитие……………………………..7 Соотношение биологического и социального в генезе задержки психического развития……………………………………………….13 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР……………………..15 Сравнительная характеристика детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью………………………………………………………25
Психологическая диагностика детей с задержкой психического развития ………………………………………………………29 Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми………………………………………29 Психодиагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей………………………………………….39 Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы Детей……………………………………………………………………………...50 Психодиагностика особенностей мотивационно- потребностной сферы личности детей…………………………………………63 Психодиагностика психодинамических и характерологических особенностей детей …………………………………..73
Психологическая коррекция детей с задержкой психического развития ………………………………………………………80 Основные принципы и общая характеристика психокоррекционной работы с детьми…………………………………………80 Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей………………………………………………………………………85 Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей…………………………………………...97 Психологическая коррекция характерологических деформаций детей………………………………………………………………101
Основные принципы психоконсультационной работы С детьми с ЗПР, их родителями, взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками………………………………………………………………104 Принципы психоконсультационной работы с детьми ……………………..104 Принципы консультативной работы с родителями, имеющими детей с ЗПР……………………………………………………….105 Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками………………………………110 Психологическая реабилитация детей с ЗПР как комплексная система психологической помощи…………………………….117 Литература ……………………………………………………………………...122 Предисловие В последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны [51]. Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так, за период с 1995 по 1999 г., по данным Госкомстата РФ, число детей с умственной отсталостью увеличилось на 18%, с задержкой психического развития — на 20,2%. ' Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих
потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Учитывая, что на сегодняшний день пока еще нет разработанной целостной концепции психологической помощи детям с задержкой психического развития, необходимо особое внимание обратить на содержание тех аспектов воздействия, которые могли бы уже сейчас реально войти в систему деятельности практических работников. Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов. В пособии представлена разработка общего алгоритма системы психологической помощи детям с задержкой психического развития, включающего в себя психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное, тренинговое направления работы. Наряду с теоретическим обоснованием методов психологической реабилитации детей с ЗПР пособие содержит практические рекомендации по организации психодиагностической и коррекционной работы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |