Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


AsanovaZaremaRizaevna,



2018-07-06 186 Обсуждений (0)
AsanovaZaremaRizaevna, 0.00 из 5.00 0 оценок




Боровикова АннаАлександровна

студентка 3 курса специальности

«Дошкольное образование»,

Крымский инженерно-педагогический университет,

г. Симферополь

e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Асанова ЗаремаРизаевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры дошкольного образования и педагогики,

Крымский инженерно-педагогический университет,

г. Симферополь

e-mail: [email protected]

НАРОДНАЯ ИГРА В ОБОГАЩЕНИИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством народной игры

Аннотация. В статье раскрыты особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, посредством использования народных игр. Приведены некоторые народные игры и показана возможность их использования в ДОУ.

Ключевые слова. Народная игра, дошкольники, речь.

Borovikova AnnaAlexandrovna

3rd year student of the specialty

«Preschool education»,

Crimean Engineering and Pedagogical University,

Simferopol, Russia

e-mail: [email protected]

AsanovaZaremaRizaevna,

candidate of pedagogical sciences,

assistant professor of the chair «Preschool education and pedagogy»,

Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol, Russia

e-mail: [email protected]

Annotation.The article reveals peculiarities of speech of children of the senior preschool age through the use of the popular games. We present some folk games and the possibility of their use in preschool.

Keywords.People's game, preschool, speech.

 

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе народной игры, рассматривается вконтексте развития речевого развития детей [1]. Богатый словарь это признак высокого развития речи ребенка. Своевременное развитие словаря и речи –важнейшие факторы подготовки к школьному обучению.

Для понимания механизмов становления и развития речи ребенка особое значение отводится изучению научных положений психолого-педагогической науки, которые связаны с характеристиками психических процессов, составляющих основу развития речи. Особый интерес представляют работы А. Арушанова, А. Богуш, Л. Выготского, А. Гвоздева, И. Зимней, А. Иваненко, Л. Калмыковой, В. Коника, А. Леонтьева, А. Лурия, В. Логинова, С. Рубинштейна, Савельева, А. Соловьева, Ф. Сохина, Е. Тихеева, Н. Ушакова, К. Ушинского, С. Цейтлина, А. Шахнаровича, Д. Эльконина и др., в которых раскрываются особенности развития словаря детей, содержание процессуальных аспектов организации словарной работы с дошкольниками по основным ее направлениям (обогащение и количественное накопление словаря; уточнение значения слова, его усвоение, систематизация (составление) словаря; активизация лексического багажа; воспитание интереса к слову).

В нашем исследовании мы обращаем внимание на народные игры, которые собирались и описывались фольклористами и этнографами (В. Далем, Е. Покровским, В. Шейном и др.) и считаем актуальными исследования П. Лесгафта, который один из первых пропагандировал использование народных игр как средства воспитания в образовательных учреждениях[3, с.71].

Старший дошкольный возраст характеризуется новым этапом в освоении речи, которое становится более контекстным: ребенок не только им пользуется, но и осознает его строение.Среди характерных особенностей развития речи старших дошкольников ученые также называют: существенное обогащение словарного запаса (до пяти тысяч слов), в том числе запаса производных слов, улучшение смысловой точности речи, рост удельного веса распространенных и сложных предложений в связной речи. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте появляетсяспособность варьировать лексическими значениями, пользоваться обобщающими словами, группировать предметы по родовому признаку, отображать с помощью слов операции сравнения и сопоставления.

В развитии речи большую помощь оказывали и сегодня могут оказать средства народной педагогики, в том числе и народные игры. Казна народных игр чрезвычайно богата[4, с.75].

Народная игра – играреализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным.

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другим сторонам культуры.

Интересные и понятны старшим дошкольникам потешки, короткие песенки или стишки шутливо-юмористического характера, которые дают возможность одновременно с произнесением выполнять определенные действия, благодаря чему развивается активный словарь, корректируется не только речь детей.

В речевом развитии дети овладевают первые элементы грамотности: изучают наизусть стихи, скороговорки, считалки.

В педагогике народные игры делятся на несколько групп. К первой группе относятся подвижные игры с текстом-диалогом: «Козы», «Афанасий», «Черное - белое», «Гуси», «У гусей», «Жмурки», «Наседка», «Ворон», «Серый кот», «Железный ключ» и др.

Ко второй группе относятся хороводные игры с пением. Текст этих игр знакомит детей с трудовыми процессами, с обычаями народа. Это такие игры, как «Соловей-Сватки», «А мы просо сеяли, сеяли ...», «Мак» и др. Третью группу составляют игры развлекательного характера, в которых отражены народные обычаи («Чей венок лучше?», «Ходит тыква по огороду», «Как у нас у ворот», «Ой есть в лесу калина», «Ой на горе рожь»). Значительное количество народных игр целесообразно использовать для закрепления звукопроизношения, звукоподражания. Среди них: «В волосянку», «Строки», «Гуси», «Ку-ку, ку-ку, птичка маленькая», «Длинноносый журавль» и др. Например, с детьми для упражнения в произношении гласных звуков и регулирования силы голоса можно предложить им игру «В волосянку» [2, c. 4].

Уместно использовать в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения отдельные подвиды народных игр, к таким играм относятся считалки, прибаутки, скороговорки, звукоподражательные игры, небылицы и другие традиционные детские игры малых форм, подвижные, хороводные и театрализованные игры (вертеп и другие кукольные представления) и др.

Считалки в играх, отобранные для использования в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения, на основании их анализа по специфике организации содержательного компонента распределяются на сюжетно-логические (повествовательные), бессюжетные (звукоритмичные) и сюжетно-диалогические. Многократное повторение считалок этой группы обогащает словарный запас дошкольников словами разных частей речи, влияют на грамматический строй речи, позволяет детям почувствовать колористические особенности речи.

Своеобразными словесными народными играми, которые выступают и в функции регулятора детских отношений (например, примирение после ссоры) и как развлечение, является примирение[5, с.15].

Обеспечению положительного эмоционального фона учебно-воспитательного процесса дошкольного учебного заведения и одновременно обогащение речи детей способствует рассказывание воспитателем небылиц. Насыщенные положительными эмоциями юмористические рассказы, шуточные импровизации привлекательные для детей старшего дошкольного возраста. Так что содержание большинства юмористических произведений составляет бытовая тематика в их основу положены явления семейного быта, недостатки человеческого характера, поведения, отношения между людьми, они самопроизвольно обогащают речи дошкольников соответствующей лексикой, а их национально-колористические особенности формируют у детей активный словарь.

Обращение к народным играм во время режимных процессов (умывание, одевание, кормление, сна) вызывает у детей положительное отношение. Например, во время умывания целесообразно использовать игру «Водичка-Водичка», а процесс одевания будет более интересным, когда его сопровождать пословицей «Чок-чок, сапожок». Следовательно, использование игр, безусловно, положительно отличается на развитии речи дошкольников.

 

Список литературы

1. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

3. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.

4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – М., 2001. – 150 с.

5. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.

 



2018-07-06 186 Обсуждений (0)
AsanovaZaremaRizaevna, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: AsanovaZaremaRizaevna,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)