Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебные пособия для младших классов.



2018-07-06 744 Обсуждений (0)
Учебные пособия для младших классов. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Сольфеджио, 1-6 классы «Мы играем, сочиняем и поём».

Жа́нна (Жаннэ́та) Ла́заревнаМеталли́ди(1 июня 1934 г. Ленинград)— советский и российский композитор, музыкальный педагог, автор камерных сочинений, произведений для юных пианистов, а также пособий по сольфеджио и композиции.

ЖаннэтаЛазаревнаМеталлиди композиции обучалась у Г. И. Уствольской и О. А. Евлахова (учеников Д. Д. Шостаковича). Окончила Петербургскую консерваторию в 1960 году. ЖаннэтаМеталлиди — признанный композитор-педагог, создавший фундаментальную композиторскую и теоретическую школу для начального этапа обучения музыке. В судьбе Металлиди композиторское творчество и педагогика переплетены неразрывно и имеют единую «систему кровообращения». Вот уже четыре десятилетия она преподает композицию и сольфеджио в одной из лучших музыкальных школ Петербурга.
Совместно с А. Перцовской создала школу обучения сольфеджио от дошкольного до выпускного класса — «Мы играем сочиняем и поём» Сольфеджио Ж. Металлиди и А. Перцовской, которое публикуется в нашем издательстве с 1989 года, до сих пор остается одним из самых востребованных. Новая серия «Учиться музыке легко» — вторая крупная совместная работа Ж. Металлиди и А. Перцовской. Публикуется в издательстве с 2011 года и уже завоевала неизменную любовь и уважение как среди педагогов, так и среди юных музыкантов.

Все жанровое многообразие музыки отразилось в сочинениях Металлиди для детей: сольные и ансамблевые пьесы для разных инструментов, камерная вокальная и оркестровая музыка, произведения для духового и симфонического оркестра, кантаты для хора, музыкальные спектакли... Дошкольники поют ее детские песенки, а школьники ставят оперы-сказки и мюзиклы.

Иная сторона дарования композитора — «взрослые» сочинения. Композитором созданы симфония, концерты для скрипки, трубы, фортепиано, гобоя и флейты. Виртуозное Концертино для флейты вошло в репертуар многих флейтистов и многократно звучало в программах таких дирижеров как А. Янсонс, А. Дмитриев и др.
Металлиди — автор хоров a capella, множества песен.

Музыка ЖаннэтыМеталлиди записана на CD-диски, часто звучит в концертах, радиопередачах, исполняется в Англии, США, Германии, Польше, Финляндии, Греции.

А.Х. Давайте немного расскажем про учебники. Например, про серию «Учиться музыке легко». Он ведь довольно необычный.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Необычный. Вначале у нас серия была — на все 7 классов музыкальной школы — «Мы играем и поем». Но время изменилось. И сейчас дети по тем учебникам... Да даже просто то, что делали раньше, нынешние дети не могут сделать!.. Даже хорошие дети.

А.Х.То есть все это — чтобы немножко облегчить? Или есть и другие задачи?

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Во-первых, да, сделать полегче. А во-вторых — чтобы чем-то завлечь и увлечь. И сделать ближе к привычным школьным учебникам. Примерно такая задача.

А.Х.Сейчас школьные учебники все с картинками. Кроме того, к ним прилагаются рабочие тетради.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Рабочая тетрадь — это очень удобно. Это сокращает затраты времени, можно больше успеть сделать. Беда, что некоторые школы не покупают учебников, пытаются что-то ксерить...

А.Х.Ну, тут всё не отксеришь... Может быть, стоит поподробнее рассказать, как оно выглядит, из чего состоит. И в чем неожиданность.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Неожиданность уже в названии — «Учиться музыке легко». Мы старались, чтобы дети большую часть работы сделали на уроках. Чтобы дома только немножко повторить. И задумано так, чтобы здесь — в одном томе — были и сам учебник, и все задания. И на диске — аудиоприложения к нему. А для педагогов... Ведь и с педагогами не все гладко. Мы ездим много, и каждый раз: «Вы бы методичку нам написали». Мы говорим: «Ну как же, в учебнике — сзади, в приложении, — все есть». — «Так туда никто не заглядывает!» Так вот, в новом учебнике мы сделали методичку отдельно. Вот в нее заглядывают. Еще и потому, что здесь все расписано, с заданиями.

А.Х.Практически это поурочные планы для педагога.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Конечно. Вот этого они и хотели. Хотя мы-то поначалу такого не хотели. Потому что педагог должен все-таки и сам что-то придумать...

А.Х.В новом учебнике планы урока начинаются прямо так: «Проверьте у детей задания. Повторите с ними песню».

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Да, пришлось сделать так — как для новичков. Во-первых, все доступно по материалу. Во-вторых, почему с диском? — ведь не у всех детей есть дома фортепиано. Струнники, духовики... Кроме того, многим детям вообще трудно сразу иметь дело с нотами. Так что пускай послушают на CD. Послушает раз, послушает два, потом уже сам что-то повторит.

А.Х.Вот я открыл разворот. В начале учебника. Здесь есть пьеска – «Осень»...

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Ну да. Дело-то осенью происходит? Значит, пошел разговор о том, что осень бывает разная: красивая и багряная, — а бывает и иная совершенно... Вот здесь и стихи.

А.Х.Бунин про золотую осень. И тут же картинка. И ведь эту картинку можно раскрашивать?

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Можно раскрашивать.

А.Х.И тут же, внизу страницы, клавиатура нарисована. Они могут сразу нотки себе представлять — как они «привязаны» к клавишам...

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Это очень важно!

А.Х.А рядом можно учиться писать ноты. Прямо здесь, «в учебнике».

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Да-да. Пишем ноты на линейках, между линейками. Видите — тут дан пример, а рядом пунктирчик: то же самое, но бледненько — обведи.

А.Х.А еще рядом — уже напиши сам. Все прямо тут, на одном развороте.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Вы думаете, все успевают по этому простенькому учебнику?..

А.Х.Но ведь маленьким это действительно нужно!

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Да, маленьким нужно.

А.Х.Ведь это первый класс. А в первый класс сейчас отправляются рано. В шесть лет.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.И малышу на уроке меньше копошиться, и у педагога все быстрее получается… Тут и домашнее задание есть. А то ведь обычно пишут его на доске, и пока-а-а дети его спишут — или родителей надо звать...

А.Х.Через две страницы здесь — уже песенка, и тоже про осень.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Но это уже другая, «Золотая осень». То есть — мы вспомним ту пьеску, а про эту поговорим. Как-то эстетически осмыслим… Бывает, картины приносим и показываем.

А.Х.И здесь же, в учебнике, обозначено, что нужно послушать на CD.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Весь музыкальный материал дан. Полностью. Вот еще тема — знакомимся с инструментами. Не со всеми, конечнь, но с основными.

А.Х.И опять — инструменты нарисованы, можно раскрашивать, если хочется.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Да, и главное — нужно примеры послушать: как звучит тот, и другой, и третий... Или вот регистры.

А.Х.Здесь три пьески: одна целиком в верхнем регистре, другая вся в басовом ключе, третья в серединке… Вы знаете, меня порадовала одна фраза. Я начал листать пособие для учителей и вдруг наткнулся на слова: «Не нужно требовать от ребенка точной формулировки».

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Ну конечно! Всегда говорю: «Объясни своими словами». Не надо мне правила...

А.Х.Я помню, как мой шестилетний сын ходил в школу, в первый класс… Почему-то в первые недели он огорошивал меня разнообразными невероятными сведениями. Например: «Меня спросили сегодня про число три!» — «И что ты ответил?» — «Число три — целое, натуральное, находится на числовом луче между числами два и четыре!» Вот такой кроха рассказывает. Зачем это нужно, я не знаю... Тем более в музыке такие сведения…

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.У моей подруги внук учится в музыкальной школе. У них особенная программа. Все интервалы они уже знают, аккорды знают. Нот не знают… Песен — может быть, три песни, очень примитивные. Они их играют в разных тональностях, с аккордами. И все. Не понимаю. А мы хотим, чтобы музыка нравилась — это раз. Во-вторых, чтобы много материала прошло. Чтобы память развивалась. А не три-четыре песни за год...

А.Х.И ведь нужны какие-то музыкальные впечатления...

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Вот еще страница — здесь показываем разницу между записью инструментальной и вокальной. На одной и той же песенке.

А.Х.А ребенку на уроке самому записывать что-то надо? Для маленького — это дело очень-очень медленное…

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Немножко они пишут. Но минимально. Оставлены линеечки пустые, если педагог видит, что ребенок быстро сделал задание — есть такие ребята, быстрые, — пожалуйста, можно еще дать написать. Вот здесь: «Мамин день, мамин день, платье лучшее надень». Надо записать на одной ноте. Но на ноте ре — в вокальной группировке, а на ноте си — в инструментальной.

А.Х.В общем, всё в одной тетрадке — в этом и вся суть. Причем не просто учебник и рабочая тетрадь под одним переплетом, а прямо всё на одном развороте.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Да, и всё удобно, рядом: и задания, и классная работа тут же...

А.Х.А подсказка вся на диске.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.И вот еще что важно. В конце каждого учебника (для каждого класса) есть мои сказочки. Для последнего урока в году. Вот, например, в первом классе — «Теремок». Сказка всем известная. Примерно за месяц до окончания года мы распределяем ее по партиям. А хоровые моменты — можем пропеть в классе. Потом они дома сами посмотрят. Перед спектаклем обычно две репетиции. И на последний урок мы приглашаем родителей, у нас праздничный урок. Кто хочет, тот делает костюмы — это все очень любят. Во втором классе у нас «Репка». А в третьем — из моего северного путешествия — «Северная история (Кит-уголек)». Юрий Николаевич Кружнов, либреттист моих северных театральных вещей, нам это сделал. Но он планировал, что это будет рассказ под музыку. А мы сделали так, чтобы заняты были дети. Пришлось сочинить. А то что же дети — будут просто сидеть и слушать?

А.Х.Здесь у Вас в сборнике есть еще и партитуры. Похожие на оркестровые. Это для детского оркестра.

ЖАННА МЕТАЛЛИДИ.Шумовой оркестр. Они у нас идут внутри тем, помогают их освоить. Они покороче и попроще, чем в прежнем учебнике. Зато их стало больше. Вот здесь играют: педагог на фортепиано, а дети — бубен, палочки, барабан и треугольник. Иногда погремушку прихватываем. Материал подготовил Александр Харьковский

2. Автор Татьяна Евгеньевна Первозванская знакома многим из вас по популярным учебникам «Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей», а также по рабочим тетрадям «Сольфеджио на пять»

«Мир музыки» — не имеющий аналогов комплект, все составляющие его учебные пособия созданы на базе новейших рекомендуемых программ для ДМШ. Полностью отвечают Федеральным Государственным требованиям (ФГТ).
В учебном процессе могут использоваться как в комплекте, так и по отдельности.
Пособия данного комплекта помогут педагогу образовательного учреждения создать свои образовательные программы в рамках ФГТ.

От автора:

Дорогие педагоги и родители!

В последние годы мы всё чаще задаем себе острый вопрос: «Для кого существует большинство музыкальных школ: для детей самых разных способностей, желающих с радостью обучаться музыке, или исключительно для будущих профессиональных музыкантов?» Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» надеется, что выпуск комплекта учебных пособий «МИР МУЗЫКИ» позволит дать ответ: «Для тех и для других!»

Комплект «МИР МУЗЫКИ» содержит: 1. Учебник сольфеджио со звуковым приложением на CD.

2. Рабочую тетрадь по сольфеджио и теории музыки. 3. Пособие «Слушаем музыку» со звуковым приложением на CD (с 4-го класса выпускается учебное пособие по музыкальной литературе). Все учебные пособия можно приобрести отдельно от комплекта. Самая сложная задача для педагога современной музыкальной школы — заинтересовать и увлечь процессом обучения всех детей в группе, независимо от уровня их способностей, не снижая при этом общепринятых учебных требований.

Самая сложная задача для педагога современной музыкальной школы — заинтересовать и увлечь процессом обучения всех детей в группе, независимо от уровня их способностей, не снижая при этом общепринятых учебных требований. Решение именно этой нелегкой задачи заставляет отойти от традиционного подхода к урокам сольфеджио, сохраняя при этом лучшие методические приемы, накопленные десятилетиями в музыкальной педагогике. Во всех пособиях «МИРА МУЗЫКИ» действует единый принцип: музыкальное произведение не является лишь примером к теоретической теме. Педагог сначала заинтересовывает ребенка эмоционально музыкальными произведениями (песенками с полным текстом или инструментальной пьесой), а лишь затем открывает вместе с ним какое-либо музыкальное явление. При этом каждый новый урок — это музыкальное путешествие в одну из стран мира и знакомство с определенным национальным или композиторским стилем. Так, например, в учебнике сольфеджио вы не найдете традиционной темы «Паузы», зато увидите тему «Русские народные колыбельные», при знакомстве с которыми музыкальные паузы будут естественным открытием для ученика. Обучение необходимым навыкам в любимой детьми игровой форме значительно облегчается, если использовать все учебные пособия данного курса в комплексе. Компакт-диск, который прилагается к учебнику сольфеджио и рабочей тетради, содержит аудио-задания, а также песенки из учебника сольфеджио, исполненные с текстом и с названиями нот. Использование диска позволит любому ребенку без помощи взрослых грамотно подготовить без особых усилий домашнее задание, ведь на начальном этапе обучения маленькому ребенку бывает очень трудно грамотно разобрать и чисто спеть музыкальный текст при подготовке домашней работы. Также звуковое приложение позволит ребенку выучить больший объем нотного текста, поскольку даже при пассивном многократном прослушивании происходит его ненавязчивое запоминание. CD к учебному пособию «Слушаем музыку» или пособию «Музыкальная литература» дает возможность ребенку послушать доступные произведения дома, так как настоящее музыкальное развитие ребенка возможно лишь при воспитании не только исполнителя, но и заинтересованного слушателя. Татьяна Первозванская.

3. А. Барабошкина. Сольфеджио 1 класс ДМШ. Есть методическое пособие. В помощь педагогу есть поурочные планы. В учебник включены примеры для пения и слухового анализа. Некоторые песни могут использоваться в качестве ВИУ. Музыкальный материал расположен в порядке возрастающей трудности.

4. Н. Баева и Т. Зебряк. Сольфеджио для I-II классов ДМШ. Вводный раздел – небольшие песенки в маленьком диапазоне, для развития певческих навыков. Далее учебник выстроен по тональностям, где изучение основных ладовых закономерностей совмещено с изучением метроритма. В начале каждого раздела даны ВИУ, например, пение гаммы в различных ритмических вариантах. Каждый интонационный оборот сначала выписан, как ВИУ, затем прорабатывается в музыкальных примерах. Номера для пения – это народные песни, детские песни, примеры из музыкальной литературы. К учебнику есть дополнительная тетрадь с заданиями. Автор Н. Баева. В ней подробно выписаны задания к каждому номеру из учебника, предложены письменные упражнения, которые дети должны выполнить дома в нотных тетрадях, добавились метроритмические упражнения. Есть дополнительные слуховые, интонационные и творческие задания, которые выполняются на уроке.

5. Давыдова, Запорожец. 3 класс. В учебнике отражены все основные формы работы на сольфеджио – ВИУ, слуховой анализ, сольфеджирование, чтение с листа. Есть примеры из музыкальной литературы для показа нового элемента музыкального языка. Их можно использовать в качестве слухового анализа. К каждой теме даны задания, как письменные, так и устные, которые можно использовать в качестве домашних заданий. Очень хорошие примеры для пения – яркие, выразительные, запоминающиеся.

6. Е. Золина. Домашние задания по сольфеджио. 1, 2 классы.



2018-07-06 744 Обсуждений (0)
Учебные пособия для младших классов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебные пособия для младших классов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)