Наблюдение как метод познания окружающей действительности
ТЕМА: Наблюдение на уроках курса «Человек и мир»
1. Наблюдение как метод познания окружающей действительности 2. Виды наблюдений 3. Этапы организации и проведения наблюдений. Дидактические требования к организации наблюдений 4. Этапы формирования умений наблюдать у учащихся 5. Методика проведения наблюдений
Наблюдение как метод познания окружающей действительности Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Метод наблюдения в наибольшей степени соответствует специфике курса «Человек и мир», а также особенностям конкретного и образного мышления младших школьников. В истории развития методики естествознания наблюдениям уделяли большое внимание К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, Л. С. Севрук, А. Я. Герд и др. Методисты подчеркивали, что необходимым является такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Обосновывая таким образом принцип наглядности обучения, ученые говорили о необходимости проведения наблюдений на уроках и о важности наблюдательности как качества личности. (сообщение «Метод наблюдения в истории развития методики естествознания» - готовят студенты) Так, Александр Яковлевич Герд не только выдвинул наблюдение как важнейший метод познания природы, но и дал интересные рекомендации к методике ведения наблюдений, определил некоторые требования к наблюдениям. «Наблюдения должны быть возможно полными и никак не ограничиваться одними внешними признаками … наблюдения не должны быть отрывочными … Наконец, наблюдения не должны быть однообразны … Преподаватель руководит наблюдениями детей». Но чтобы наблюдения были достаточно эффективными, надо не просто смотреть на предмет, а постоянно обращать «внимание ребенка на ту или иную сторону впечатления и этим путем выделить ее и заставить ребенка воспринять ее полнее, отчетливее». Очень важно также заставлять ребенка в процессе наблюдения сравнивать, выделять признаки предметов. Указывая на необходимость тщательности в наблюдениях, сосредоточенности внимания на наблюдаемых объектах, Герд предупреждает воспитателя, что «наблюдение есть вовсе нелегкая наука». В самом деле, наблюдения требуют и от ученика и от учителя определенных усилий внимания, воли, терпения. Герд не ограничивается лишь теоретическими положениями о наблюдениях, как методе познания природы. Он дает подробные материалы к наблюдениям за различными объектами неживой и живой природы, выделяет формы организации наблюдений – коллективные и самостоятельные. Таким образом, Герд разработал такую методику наблюдений в природе, которая обеспечивает их необходимую полноту, последовательность, постепенное их расширение и углубление. Вслед за Ушинским Д.Д. Семенов и А.Я. Гердом доказывали, что преподавание естественных наук только тогда будет интересным, если обеспечивается непосредственный контакт ребенка с природой, с ее объектами и явлениями. т.е. интерес учащихся к естествознанию зависит от метода преподавания.
Наблюдение — это целенаправленное непосредственное восприятие предметов и явлений природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. В процессе наблюдения выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Правильно организованные наблюдения способствуют: - сформированию правильных представлений и понятий об окружающей действительности; - формированию основ материалистического мировоззрения (убеждают детей в материальности мира, постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе); - формированию наблюдательности, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями; - воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивать инициативу и самостоятельность; - развитию навыков самостоятельной практической деятельности: пользование некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером), оформление записей о погоде и др.; - развитию логического мышления, устной и письменной речи младших школьников. Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюдение, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационными объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследовательского характера, связанные с различными практическими работами и опытами. Можно выделить следующие основные объекты для наблюдения в начальных классах: систематическое наблюдение за солнцем, его высотой и на этой основе за продолжительностью дня; за погодой, характером ее изменений в течение суток и по временам года; наблюдения за сезонными изменениями травянистой, кустарниковой и древесной растительности; за жизнью домашних и диких животных; за трудом детей и взрослых в городе и селе. Некоторые наблюдения предполагают использование приборов: термометра, анемометра (Анемо́метр (от греческого анемос — ветер, и метрео — измерение) — метеорологический прибор для измерения скорости ветра. Состоит из чашечной (или лопастной) вертушки укреплённой на оси, которая соединена с измерительным механизмом. При возникновении воздушного потока, ветер толкает чашечки, которые начинают крутиться вокруг оси.), барометра-анероида (прибор для измерения атмосферного давления, тип барометра, действующий без помощи жидкости), снеговой рейки и т.д. В начальной школе, когда дети еще не владеют приемами работы с приборами, необходимо обеспечить их поэтапное формирование. Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях, слайдах и кинофильмах.
Виды наблюдений Наблюдения классифицируются по различным основаниям. А) По содержанию выделяют -) наблюдения за живой и неживой природой; - наблюдения за трудовой деятельностью человека. Среди них выделяют: - метеорологические (за погодой); - фенологические (сезонные явления в жизни растений и животных); - биологические (строение, рост, развитие растений; строение и жизнь животных, построение тела человека, некоторые функции его органов, гигиена). Б) По продолжительности и частоте наблюдения бывают: - кратковременные (чаще проводятся на уроке или экскурсии и имеют целью восприятие какого-либо предмета; например, наблюдение за строением какого-либо растения или животного, повадками животных и т.д.); - длительные (проводятся преимущественно во внеурочное время и охватывают ряд явлений, которые разделены промежутками времени, но составляют единый непрерывный процесс; например, наблюдения за ростом растений, изменением окраски листьев на деревьях, набуханием почек и появлением листьев, развитием растений из семян и т.д.); - систематические (проводятся несколько раз в течение периода обучения и делятся на: ежедневные (например, за погодой); и периодические (раз в месяц, сезон, например, за высотой солнца, продолжительностью дня и ночи, сезонными изменениями в жизни растений и животных и т.д.). - эпизодические (проводятся один раз за весь период обучения в начальной школе). В) По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. Г) В зависимости от основной дидактической цели наблюдения бывают: - с целью ознакомления с его составными частями (определяется цвет, размер, форма, функции частей изучаемого объекта; например, у растении – листья, стебель, цветы, плоды; у животного – голову, туловище, конечности и т.д.); - с целью сравнения изучаемых объектов природы (сходство и различия). Все виды наблюдений взаимосвязаны. Чаще всего разные виды наблюдений идут один за другим.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2820)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |