Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»
Семинарское занятие № 1. «Красное и черное» Стендаля как социально-психологический роман 1. История создания и смысл заглавия романа. 2. Социальный анализ в романе: картины жизни современного французского общества в эпоху Реставрации (Верьер, Безансон, Париж) 3. Образная система. Способы создания характеров (портрет, внутренний монолог, авторский комментарий, оценки других персонажей, роль детали[1]): · Жюльен Сорель (противоречивость характера, этапы жизненного пути, внешний и внутренний конфликт, причины трагедии Жюльена) · Госпожа де Реналь и Матильда де Ла-Моль («любовь-страсть» и «любовь-тщеславие») · Роль второстепенных персонажей (соперничество г-на де Реналя и г-н Вально, аббат Пирар и др.) 4. Особенности психологизма Стендаля Литература Стендаль Ф. Красное и черное. Стендаль Ф. О любви Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 1998. – С. 45-56. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978. – С. 64-185 Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. М., 1987. – С. 344-353 Моруа А. Стендаль // Моруа А. Литературные портреты (любое издание). Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985 Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 (ЖЗЛ)
Семинарское занятие № 2. Идейно-художественное своеобразие романа О. де Бальзака «Отец Горио» 1. Эстетика О. де Бальзака. (Анализ предисловия к «Человеческой комедии»). Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии». 2. Проблематика романа: конкретно-историческое и вечное в романе. 3. Система образов. Приемы создания характеров: · Отец Горио и его дочери · Эжен де Растиньяк · Вотрен · Виконтесса де Босеан · Роль второстепенных персонажей (госпожа Воке, Бьяншон, м-ль Мишоно и др.) 4. Сюжетно-композиционное построение романа (роль экспозиции, основные этапы развертывания конфликта, смысл финала, прием контраста). Внесюжетные элементы: городской пейзаж и интерьер, их роль в раскрытии основных проблем. Литература О. де Бальзак. Отец Горио. О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (консп.) Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970 Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960 Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М.. 1967 Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951 Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 1998. – С. 93-102 Моруа А. Бальзак «Отец Горио» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание). Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967
Семинарское занятие № 3. Философская проблематика и ее художественное воплощение В романе О. де Бальзака «Шагреневая кожа» 1. «Шагреневая кожа» как философский этюд: жанровые особенности (соотношение реального и условно-фантастического в романе, социального и философского начал). 2. Рафаэль де Валантен: типичное и исключительное в характере и судьбе героя. Сравните образы Рафаэля, Растиньяка и Жюльена Сореля, проследите динамику образа молодого героя – искателя счастья во французской литературе. 3. Женские образы в романе (Полина и Феодора – ангел-хранитель и демон-погубитель Рафаэля) 4. Поэтика романа (роль эпиграфа, мастерство описаний предметного, вещного мира, специфика сюжетно-композиционного построения романа, особенности стиля и языка) Литература См. список к предыдущему занятию, а также: Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С. 15-76 Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951
Семинарское занятие № 4. Новеллистика Проспера Мериме 1. Романтизм и реализм в «экзотических» новеллах П. Мериме («Матео Фальконе», «Таманго», «Кармен»). Различия в изображении исключительных, «экзотических» героев романтиками и Мериме (сравните образы Эсмеральды и Кармен). 2. Социально-психологические новеллы П. Мериме о современном обществе («Этрусская ваза», «Арсена Гийо», «Аббат Обен», «Двойная ошибка»). Авторская ирония и ее функции. 3. Рациональное и иррациональное в «фантастических» новеллах П. Мериме («Венера Илльская» и «Локис») 4. Художественные особенности новелл П. Мериме (жанровое своеобразие, принципы сюжетостроения, рамочная композиция, автор и герои, роль детали). Литература Учебники Андреев Л.Г. Проспер Мериме // История французской литературы. – М., 1987 Виппер Ю. Проспер Мериме // История зарубежной литературы XIX века. – М., 1970. – Ч. 2, кн. 1. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987
Семинарское занятие № 5. Объективный роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» I. Проблематика романа и ее воплощение в художественном мире романа 1. Сюжет и композиция, художественное пространство 2. Система образов, характерология: · Эмма и Шарль Бовари · Родольф и Леон · Аптекарь Омэ, ростовщик Лере. II. Поэтика романа: 1. Автор в романе, авторская ирония (найти в тексте примеры пародии на романтическую литературу) 2. Особенности стиля, новаторство Флобера (особенности портретных характеристик, описания предметного мира, несобственно-прямая речь в романе, приемы «монтажа» в сцене сельскохозяйственной выставки и др.) Литература Г. Флобер. Госпожа Бовари Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955 Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955 Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 1998. – С. 241 – 262. Моруа А. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание). Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (гл. о Флобере)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |