Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Резко изменяется оценочность.



2018-06-29 185 Обсуждений (0)
I. Резко изменяется оценочность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стилистическая система современного русского языка (1985 — 2012 гг.)

 

 

Анализ стилистической системы русского языка требует долгой и тщательной работы, которую я по объективным причинам провести не могу. Поэтому все утверждения, перечисленные ниже, не более чем мои собственные догадки и размышления.

Современное состояние стилистической системы русского языка, по моему мнению, можно охарактеризовать выражением «Всё смешалось в доме Облонских». Прежде всего это проявляется в сфере речи.

 

I. Резко изменяется оценочность.

 

1. Нейтральные по стилистическому смыслу слова, имевшие в речи ярко выраженную отрицательную оценочность (и при этом практически не наделённые эмоциональной окраской), ситуативно приобретают положительную (иногда — вместе с эмоциональным компонентом значения «шутливое»). Например:

 

Слово Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, 1935 Словарь русского языка С.И. Ожегова, 1961 Словарь современного русского литературного языка, 1991 Современный толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова, 2002
бандит Вооружённый грабитель, разбойник.//Участник вражеской, контрреволюционной партизанской банды Участник банды, вооружённый грабитель Член банды, вооружённый грабитель.//О том, кто виновен в каких-л. преступлениях Член банды, вооружённый грабитель

 

Как можно видеть, значение слова в разные периоды развития языка практически не менялось (лишь одно из его добавочных денотативных значений ушло вместе с обозначаемой реалией). Иное можно наблюдать в речи (в том числе персонажей художественных произведений):

...Я на Петровке зашел в игрушечный магазин, купил близнецам-бандитам по автомобилю и вступил в свою квартиру... (А. и Б. Стругацкие, «Хромая судьба», 1971-1982)

- Как это не бандит?! Я бандит!.. (в значении «современный благородный разбойник»; если не ошибаюсь, «Стихийное бедствие», В. Константинов, Б. Рацер, 1982)

Это примеры конца прошлого языкового периода. Современные (собственно речевые) часто встречаются в Интернете, например:

«Мои бандиты» - так пользователи довольно часто называют фотоальбомы и видеозаписи со своими домашними животными (два из найденных альбомов и видеозапись посвящены кошкам, один альбом —попугаям, ещё один — аквариумным рыбам дискусам и т.д.). Иногда так называют альбомы с фотографиями детей.

Положительную оценочность слов типа «бандит» (появившуюся в речи на более раннем этапе языкового развития и активно функционирующую в наши дни) можно объяснять различными причинами. Возможно, одной из них является подсознательное стремление человека сделать «страшное нестрашным», «обезопасить» себя в быстро меняющемся мире (как пример этого явления можно рассматривать и экспрессивное словообразование: так, сленговое «армагеддец» - в зависимости от контекста имеет положительную либо отрицательную оценочность и, как правило, всегда шутливую окраску).

 

2. Фразеонимы, имевшие слабо выраженную отрицательную оценочность, приобретают положительную (так же слабо выраженную).

К примеру, «Вавилон» в «Словаре коннотативных собственных имён» Е. Отина и в словаре А. Бириха, В. Мокиенко «Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» трактуется как символ многолюдности, развращённости и хаоса (проявляется в том числе во фразеологизмах «вавилонское столпотворение», «вавилонская блудница», «разводить вавилоны»). Однако сейчас оним достаточно часто используется в торговой номинации (ювелирный магазин «Вавилон», торговый центр «Золотой Вавилон», мебельный магазин «Вавилон» и др.), его можно рассматривать как символ роскоши (положительная оценка).

Объяснение – см. ниже.

 

3. Слова, имевшие отрицательную денотативную коннотацию, приобретают положительную.

Лучше всего это видно в рекламе:

Жадность – это круто! (реклама бытовой техники)

Играй, меняйся, соблазняй! (реклама косметики)

Слово «соблазнить» даётся с пометкой „неодобрит.” лишь в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова 1940 г. (в толковых словарях С.И. Ожегова 1961 г., В.В. Лопатина 2002 г., С.А. Кузнецова 2002 г. такая пометка отсутствует; не уверена, может ли это говорить о том, что не только в речи, но и в языке слово утрачивает отрицательную оценочность, но подобный вывод напрашивается).

Объяснение этому явлению, думаю, следует искать в современном искажении духовных и нравственных ценностей. Обществу в наши дни свойственно и внимание к «тёмным силам», их романтизирование, и потребительское отношение к жизни (отсюда восприятие: «соблазн» - „хорошо”).

 

4. Обсценная лексика ситуативно приобретает положительную оценочность.

Не буду злоупотреблять примерами, приведу один из них: распространённые в Интернете демотиваторы с текстом «Будь мужиком, бле.ть!». Матерное слово здесь выступает как призыв к действию, показатель «мужественности» - следовательно, приобретает положительный компонент значения.

 

Перечисленные изменения можно назвать негативными. Среди позитивных я бы выделила

 

5. возрождение старых денотативных смыслов, придававших словам положительную оценочность; в основном это касается слов религиозной сферы. Причём подобное происходит параллельно в языке и речи. Например:

 

Слово Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, 1935 Словарь русского языка С.И. Ожегова, 1961 Современный толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова, 2002 Толковый словарь русского языка XXI в. Актуальная лексика (под ред. Г.И. Скляревской), 2006
благоверный только в шутл. выраж. в знач. Муж, жена. [Первонач. церк. эпитет царей в знач. «православный, правоверный»] разг. шутл. Муж церк. Эпитет для членов царской семьи.//шутл. О супруге ∆ Благоверный князь (князь, способ. укреплению православия и причисленный Церковью к лику святых)

 

Причина такого изменения очевидна: в обществе, несмотря на множество отрицательных факторов, возрождается религиозное сознание - следовательно, и характерная для православной религии лексика, и соответствующие компоненты значения.

 

 



2018-06-29 185 Обсуждений (0)
I. Резко изменяется оценочность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Резко изменяется оценочность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)