Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции политики.



2018-07-06 224 Обсуждений (0)
Сущность и функции политики. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3

2.1. Происхождение политики…………………………………….…….….........4

2.2 Сущность и функции политики…………………………………………..….5

2.3 Политика как общественное явление………………………………............10

2.4 Политика и другие сферы общественной жизни………………..………....15

2.5 Границы политики в обществе…………………..………………………….19

Заключение………………………………………………………………….........24

Список литературы………………………………………………………………25

Введение

Актуальность темы работы проявляется в том, что на данном этапе государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах общественной жизни общества, что не может не поднимать значения политики, так как этот процесс происходит со стремлением демократизации общественной жизни.

Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения. Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения групповых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулирования социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

Объектом исследования является политика. Задачи исследования изучить научную литературу и проанализировать политику как общественное явление.

 

Происхождение политики

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной развитием человеческих потребностей.

Так, примитивные общества древности не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала скудность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Отдельные индивиды еще не были способны к самостоятельному существованию вне рода, племени – ведущих форм социальной целостности того времени. Взаимодействия внутри этих образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, традициями, обычаями и верованиями.

Постепенное выделение человеческого общества из природы разрушало естественный характер взаимосвязей внутри него. Процесс постепенного разложения родоплеменной организации ослаблял господство целого над индивидуальным. Наращивание материальных возможностей древних обществ вело кусилению социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Сохранение целостности общества в этих условиях стало представлять собой серьезную общественную проблему. И хотя доминирующее значение в социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты, способные за счет использования средств принуждения обеспечить общеобязательные формы социальных взаимодействий. Появление механизмов государственной власти выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.

Власть как центральный атрибут государственности также первоначально не имела политического характера. Она исходила от рода. Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Дифференциация общества обусловила несовместимость интересов. Тогда потребовались политические формы согласования различных интересов и потребностей, материализовавшихся в системе специальных институтов: государства, армии, идеологии и т. п. Реализация интересов в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. В противном случае удовлетворение потребностей одних групп могло существенно изменять социальные возможности других. Следовательно, политическая власть) – это не всякая власть, а та, которая формируется сознательно между теми, кто влияет, и теми, на кого влияют.

Осмыслить происходящее в сфере политики люди пытались еще в глубокой древности: первичные знания о государстве и власти, политических институтах, явлениях и процессах появились примерно за пятьсот лет до нашей эры.

За прошедшие с тех пор 2,5 тысячелетия политология прошла длительный путь становления и развития, оформившись в конечном счете в автономную, востребованную обществом науку.

Сущность и функции политики.

Понимание сущности и специфики политологии невозможно без определения объекта и предмета этой науки. Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предметом исследования конкретной науки является та часть, сторона объективной реальности, которая определяется спецификой данной науки. Предмет науки является воспроизведением эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей и отношений данной реальности.

Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие “политика” привычно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко, как и выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные подходы к пониманию сущности политики и ее определению. В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей - классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.

Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек - существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе - семье, государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или “общения” людей.

В чем же состоит суть, специфика политических отношений как отношений между социальными группами? Говоря о политике, мы чаще всего ведем речь о власти - одного класса над другим, одной социальной группы над другими. Одной личностью над массой и т. п. Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, политика есть сфера властных отношений. Власть - первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки, немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика “означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, будь-то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает…Кто занимается политикой, тот стремится к власти.” Определение политики через власть характерно для многих мыслителей - Н.Макиавелли, В.Парето, К.Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный.

В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.

Обладание таким ресурсом, как власть, определяет верховенство политики в системе общественных отношений, обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд и другие представители системного анализа.

Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы) способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними.

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления. Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.

Внешняя политика - это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными органами.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

а) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоя-тельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

Какова же структура политики? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти.



2018-07-06 224 Обсуждений (0)
Сущность и функции политики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и функции политики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)