Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, средствами сказкотерапии.



2018-07-06 1082 Обсуждений (0)
Психологическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, средствами сказкотерапии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Текст (читать)

В научной литературе существуют различные определения понятия девиантного поведения. Девиантное поведение, обусловленное «внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности», рассматривалось Б.Н. Алмазовым (1986), Н.В. Востокрутовым (1993); как отклонение от нормы его рассиатривал Л. Ауэвярт и В. Вахинг 91986); как не совпадающее с поведением большинства (Лайне, 1994); как несоответствие норме и ожиданиям, имеющим место в данной социальной группе (Аванесов, 1980; Кондрашенко, 1988 и др.)

Под девиантным поведением понимается «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» (Менделевич, 2001).

Смысл понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся поведение) по своему содержанию предполагает формулирование определения нормативного поведения.

Критериями «нормального поведения» (Бобнева, 1978; Ушаков, 1987; Раева, 1993) можно считать:

- возможность регулирования своего поведения;

- ответственное поведение;

- адаптированная личность;

- эмоциональная устойчивость;

- не противоречие общепринятым нормам поведения;

- отсутствие патологических симптомов;

- активная творческая личность.

Соответственно, поведение, не согласующееся с выделенными критериями, целесообразно относить к ненормативному, то есть отклоняющемуся.

К основным видам девиантного поведения чаще всего относят делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение. Под делинквентным поведением понимается повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности. Это поведение, с одной стороны, связно с формированием личностных установок и криминальных привычек; а с другой – с внешними и внутренними конфликтами, которые наблюдаются у детей и подростков в микросреде. Аддиктивность – «пагубная привычка, пристрастие». Этим термином в последние годы стали именовать злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Прежде всего это алкоголь, наркотики, лекарственные средства и психоактивные токсические вещества. Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Склонность школьника к девиантному поведению – это один из признаков его психологической дезадаптации. Нужно отметить, что школа обычно делает акцент на образовательной функции и ослабляет внимание на осуществление воспитательной функции. Школа часто недостаточно использует возможности для организации досуга обучающихся, профилактическая работа порой ведется формально (Невский, 1985; Фельдштейн, 1999).

Кроме того, в ряде исследований подчеркивается, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать фактором риска возникновения девиантного поведения (Королев, 1992). Имеется и ряд исследований, обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе (Личко, 1983). Статусная неудовлетворенность, неспособность занять удовлетворяющее (престижное) положение в школе среди педагогов и одноклассников часто являются причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения успеваемости, ухода подростка в стихийную группу.

Существует несколько способов улучшить сложившуюся ситуацию. Во-первых, исправление нарушений в сфере межличностного общения, развитие коммуникативных способностей средствами социально-психологического тренинга (коммуникативного тренинга, тренинга межличностного общения). Во-вторых, осуществление поведенческой коррекции с помощью методов психологической релаксации, техник положительного и отрицательного подкрепления.

Особого внимания требует коррекция морально-нравственной сферы, что возможно осуществлять средствами сказкотерапии. Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе со школьниками, имеющими склонность к девиантному поведению. Метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но и скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи. И, что важно, сказка позволяет косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны.

Девиантное поведение подростка – это сигнал о помощи, вызов, сообщающий о том, что у школьника возникли трудности с преодолением сложных жизненных обстоятельств. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляют подростка, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось лишь незначительное внимание. И здесь на помощь школьнику приходит психотерапевтическая сказка. Она несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается подросток, проявляющий склонность к девиантному поведению.

Как строится процесс сказкотерапии в случае с таким подростком? Слушая сказку, размышляя о ней, школьник, пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдет некоторое время (у каждого в свой срок), и начнет положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.

Склонность к девиантному поведению подросток часто начинает демонстрировать именно в критические периоды жизни. Психотерапевтическая сказка поможет в период жизненного кризиса и станет мощным психопрофилактическим и развивающим средством.

Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия людей, одержимых иллюзией собственной безнаказанности, отрицающих «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с подростками, склонными к девиантному поведению, сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с обучающимися на ценностном уровне. Психологические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Для подростков эмоциональный аспект сказкотерапии («вспоминание» сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток переключается на события своей жизни, немного иначе осмысляет их и приступает к конструктивному преобразованию своего поведения.



2018-07-06 1082 Обсуждений (0)
Психологическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, средствами сказкотерапии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, средствами сказкотерапии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1082)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)