Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отсутствие или неполное освещение хотя бы одного из предлагаемых к рассмотрению заданий, служит основанием для недопущения работы к проверке и возвращения ее на доработку.



2018-07-06 2912 Обсуждений (0)
Отсутствие или неполное освещение хотя бы одного из предлагаемых к рассмотрению заданий, служит основанием для недопущения работы к проверке и возвращения ее на доработку. 4.80 из 5.00 5 оценок




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Врио первого заместителя начальника

Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя

полковник полиции

О.В. Зиборов

«____» ____________ 2018 г.

П Р А К Т И К У М

по учебной дисциплинеУголовное право

для слушателей 3 курса ВБ факультета заочного обучения,

направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(на базе ВО, срок обучения 4 года)

на 2018/2019 учебный год

 

 

Москва 2018

 

Практикум по учебной дисциплине Уголовное право для слушателей 3 курса ВБ факультета заочного обучения на базе ВПО (срок обучения 4 года), направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция.

 

 

Практикум по учебной дисциплине Уголовное право подготовлен доцентом кафедры уголовного права, к.ю.н., полковником полиции Кужиковым Валерием Николаевичем.

Рецензент: к.ю.н., доцент кафедры уголовного права МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя Журавлева Г.В.

 

 

Практикум обсужден и одобрен:

- на заседании кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя от «14» декабря 2017 г., протокол № 5

 

- на заседании методического совета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя «__» __________ 201_ г. Протокол №__.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Методические рекомендации по выполнению практикума…………...4-8

Задания практикума ……………………………………………………….9

Вариант 1 …………………………………………………………………..9

Вариант 2 …………………………………………………………………...9

Вариант 3 ………………………………………………………………… 10

Вариант 4 ………………………………………………………………….10

Вариант 5 ……………………………………………………………….…11

Вариант 6 …………………………………………………………………11

Вариант 7 ………………………………………………………………...12

Вариант 8 …………………………………………………………………12

Вариант 9 …………………………………………………………………13

Вариант 10 ..……………………………………………………………...14

Список основной и дополнительной литературы………………….15-18

Приложение……………………………………………………………19-21

 


Методические рекомендации по выполнению практикума

Практикум подготовлен по учебной дисциплине Уголовное право для слушателей факультета заочного обучения по специальности 40.03.01 Правоохранительная деятельность и предназначен для использования при закреплении и проверке знаний по Особенной части уголовного права.

Целью и основными задачами изучения Особенной части уголовного права являются усвоение основных уголовно-правовых понятий уголовного законодательства Российской Федерации, рассмотрение основных составов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ с использованием материалов постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР), формирование правового сознания и правовой культуры, овладение навыками применения уголовного законодательства на практике в процессе квалификации преступлений.

Каждый предлагаемый вариант состоит из трех заданий. Практикум на проверку не принимается, где в обоснование решения задач, использованы только положения учебника «Уголовное право», без использования дополнительной литературы и материалов судебно-следственной практики.

Слушатель выполняет один из десяти предложенных вариантов в практикуме, выбирая необходимый по последнему номеру своей зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки 393459, следовательно, выполнять нужно вариант № 9, если номер зачетной книжки оканчивается на ноль, то выполнять следует вариант № 10.

Отсутствие или неполное освещение хотя бы одного из предлагаемых к рассмотрению заданий, служит основанием для недопущения работы к проверке и возвращения ее на доработку.

Цель практикума по уголовном праву состоит в том, чтобы организовать самостоятельную работу обучающихся по углубленному изучению положений уголовного законодательства, других нормативно-правовых актов, а также судебной практики для обеспечения системного усвоения необходимых знаний в области квалификации преступлений и формирования устойчивых практических умений и навыков профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел по применению уголовно-правовых норм.

Каждый вариант включает в себя теоретическое задание и две задачи. Теоретическое задание посвящено рассмотрению важных для квалификации преступлений теоретических положений Общей части уголовного права. Задачи представляют собой фабулы практических казусов, направленные на развитие и совершенствование методики квалификации отдельных видов преступлений.

При выполнениитеоретического задания необходимо вспомнить положения Общей части уголовного права и осветить этот вопрос применительно к Особенной части и вопросам квалификации преступлений.

Вначале необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по рассматриваемому вопросу, затем собрать соответствующие материалы судебной и следственной практики.

Содержание ответа на теоретическое задание должно полностью раскрыть предложенную тему, при этом необходимо избегать общих фраз и дословного заимствования текста из используемых источников. Не следует чрезмерно увлекаться цитированием. Цитирование наиболее важных положений источников является уместным лишь в случае, когда слушатель стремится таким образом обосновать свои суждения. Если необходимо привести какие-то выдержки из той или иной работы, то эти слова заключаются в кавычки и в ссылке указывается название книги (статьи), год и место ее издания (название журнала, год и номер, где статья опубликована), затем страницы, на которых находятся цитируемые слова. При ссылке на нормативные источники необходимо правильно указывать наименование акта, органа, принявшего (утвердившего) его, дату, в некоторых случаях указывать, где опубликован данный нормативный акт, например: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, №3; http://www.vsrf.ru/second.php. Если тексты нормативных источников или иная информация взяты из Интернета, на это необходимо делать соответствующую ссылку, например: Диаконов В.В.Уголовное право России (Общая часть): Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum104/. Если же в работе используются материалы справочных правовых систем, следует делать на это сноску, например: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2008 г. № 65-Д07-18 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

В конце следует представить список литературы, конкретно использованной слушателем при написании ответа на первый вопрос, вначале которого указываются нормативные акты, а затем научная и учебная литература, источники из Интернета (по желанию слушателя).

Качество ответа будет оцениваться, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно, правильно и всесторонне будет раскрыто содержание задания.

В задачах №1 и №2 дается для анализа текст, представляющий собой фабулу конкретного преступления, а также вопросы, на которые необходимо дать ответ. Цельювыполнения такого рода задания является закрепление навыка правильной квалификации преступлений.

Квалификация преступлений является основополагающей, фундаментальной частью, ядром применения уголовного закона в судебной и следственной практике. Правильная квалификация преступлений невозможна без наличия четких знаний Общей части уголовного закона. При квалификации преступлении как никогда ясно выявляются пробелы в знаниях слушателей, которые затем необходимо устранить.

Необходимо отличать теоретические положения квалификации преступлений от квалификации преступлений в судебной и следственной практике. При квалификации преступлений на практике следует учитывать все без исключения фактические обстоятельства содеянного в его индивидуальном проявлении, особенности, тонкости, какую-либо специфику содеянного. Поэтому для правильного разрешения второго и третьего вопросов задания необходимо,прежде всего, внимательно читать текст фабулы преступления,которое затем необходимо квалифицировать.

Для правильной квалификации преступлений выработаны правила квалификации преступлений,т. е. приемы, способы применения уголовного закона, предусмотренные в нем самом, руководящих постановлениях пленумов Верховных Судов РФ, РСФСР и СССР, а также выработанные иной судебной практикой и теорией уголовного права. Правила квалификации преступлений весьма разнообразны и многочисленны, если слушатель не уверен в своих знаниях в этой области, то для качественного выполнения задания необходимо повторить тему «Научные основы квалификации преступлений».

Правила квалификации преступлений, некоторые ученые – правоведы считают главным звеном в изучении Особенной части уголовного права. Будем считать данные правила постулатами науки, позволяющими при правильном их применении для уголовно-правовой оценки той или иной ситуации дать такое ее толкование, которое не противоречит духу и букве закона.Правила квалификации преступлений не являются постоянными и неизменными, их содержание изменяется так же, как изменяется уголовный закон и развивается теория и практика его применения.

Сам процесс квалификации преступлений, представляющий собой «процесс установления признаков того или иного преступления в действиях лица» (В.Н. Кудрявцев), можно условно разделить на несколько этапов:

- отыскание, подбор статьи Особенной части УК, которая соответствует содеянному, оцениваемому в самых общих чертах;

- выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих общественную опасность (ч. 2 ст. 14 УК РФ) или преступность деяния (ст. ст. 37 – 42 УК РФ). Наличие любого такого рода обстоятельства исключает состав преступления, следовательно, завершает процесс квалификации;

- определение, является ли рассматриваемое преступление оконченным, не содержит ли оно признаки приготовления к преступлению или покушения на него, предусмотренные ст. 30 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям, а добровольный отказ от совершения преступления на стадиях приготовления или покушения влечет освобождение лица от уголовной ответственности;

- если к совершению преступления причастно два и более лица, следующим этапом квалификации является определение роли каждого из лиц в качестве соучастника преступления (организатора, исполнителя, пособника, подстрекателя); в соответствии со ст. ст. 33, 34 УК РФ необходимо определить пределы уголовной ответственности для каждого из соучастников, указанных в фабуле;

- после чего необходимо детализировано сопоставить всею совокупность фактов, характеризующих содеянное, как состав конкретного преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК РФ. Данный процесс производится путем вычленения фактических данных, соответствующих элементам состава преступления: объективной стороны, субъекту, субъективной стороны и объекту.

Диспозиция большинства норм Особенной части УК РФ наиболее полно описывает именно признаки объективной стороны преступления, как тех изменений во внешнем мире, которые происходят в результате совершения преступления. Следовательно, мысленное сопоставление фактических данных с составом преступления должен начинаться именно с признаков объективной стороны преступления. Требуется выяснить, содержат ли фактические данные признаки, соответствующие обязательным и факультативным признакам, описанным в диспозиции Особенной части УК РФ либо в ином нормативном правовом акте, ссылка на который содержится в бланкетной диспозиции.

Затем, соотнеся фактические данные о лице, совершившем деяние, с признаками субъекта преступления, необходимо установить, достигло ли оно возраста уголовной ответственности за содеянное (ч. 1 и ч. 2 ст. 20 УК РФ), и является ли вменяемым (ст. 21 УК РФ), а в преступлениях со специальным субъектом – обладает ли исполнитель признаками специального субъекта.

Далее необходимо проанализировать фактические данные, характеризующие содеянное с субъективной стороной состава преступления, что предполагает констатацию совершения деяния с формой вины, предусмотренной ст. ст. 24 – 27 УК РФ, а также соответствующими мотивом и целью, если они выступают в качестве обязательных признаков состава преступления.

В заключении следует установить объект преступления посредством выяснения направленности содеянного против того или иного вида общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Если рассматриваемый состав преступления включает предмет преступления или потерпевшего от него, также необходимо установить обладает ли предмет или потерпевший соответствующими признаками (например, предмет хищения).

Разрешив все вышеуказанные вопросы, надлежит, прежде всего, дать квалификацию содеянного лицом (лицами), указанными в фабуле задач, обосновав свой вывод.

Практикум выполняется на одной стороне стандартных листов формата А4. Компьютерный текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размера с полуторным интервалом, абзацный отступ – 1,25 (5 знаков), текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм. Листы практикума должны быть сшиты иметь сквозную нумерацию.

Структура практикума состоит из титульного листа (оформляется в соответствии с приложением), оглавления, заданий и ответов на них, списка использованной литературы.

 

Задания практикума

Вариант 1

Задание

Понятие уголовной ответственности, ее содержание и формы реализации.

Задача № 1.

Трошкин, работая старшим дознавателем, чтобы быстрее завершить расследование двух уголовных дел и уйти в отпуск, подделал ряд процессуальных документов. За указанные действия Трошкин был осужден по ч. 1 ст. 285 и ч. 2 ст. 303 УК РФ.

Обоснованно ли решение суда?

Задача № 2.

Пьяный Яшкин в вагоне метро шумел, приставал к женщинам, порвал одной из них пальто. Когда сотрудник полиции Шеховцов сделал ему замечание, Яшкин нецензурно обругал его.

Как квалифицировать поведение Яшкина?

 

Вариант 2

Задание

Объект преступления: понятие, содержание и значение. Классификация объектов.

 

Задача № 1.

Пятаков и Рагаев занимались реализацией грибов, содержащих псилоцин – сильнейший галлюциноген. Галлюциногенные высушенные грибы по 600 руб. за пять порций они приобретали в отдаленном посёлке у знакомого Дурманова, затем привозили товар в областной центр и распространяли молодым людям уже по более высокой цене.

Как оценить поведение указанных выше лиц?

Задача № 2.

Черемисова после рождения дочери прямо в роддоме задушила ее. В своё оправдание она сообщила: «Ждала мальчика, а родилась девочка. Муж и родня будут недовольны».

1. Как оценить деяние, совершенное Черемисовой?

2. Нет ли оснований для применения в этом случае ст. 106 УК РФ.


Вариант 3

Задание

Отличие преступной небрежности от невиновного причинения вреда (случая, казуса).

Задача №1.

Главный специалист районного отдела образования Сидорук получил от предпринимателя Шермана 20 тыс. руб. за обеспечение положительной сдачи ЕГЭ по биологии его сыну, 17 – летнему Михаилу, выпускнику средней школы. Как оценить поведение указанных выше лиц?

1. Есть ли основания для привлечения к ответственности Сидорук?

2. Подлежит ли уголовной ответственности Михаил?

 

Задача №2.

Лыбов был осужден за развратные действия, угрозу убийством и умышленное причинение лёгкого вреда здоровью. Когда был объявлен приговор суда, Лыбов в зале судебного заседания обвинил сотрудников прокуратуры в фальсификации в отношении него уголовного дела и нецензурно обозвал судью Гаврилову, прокурора Клумова и следователя Снеткина.

Дайте юридическую оценку действиям Лыбова.

Вариант 4

Задание.

Понятие общественно опасного и противоправного деяния (действия или бездействие).

Задача №1.

16-летний Башкиров наладил у себя на дому производство дешевого и эффективного оружия для подростков – рогаток. Данный «бизнес» позволил ему получить от сверстников 20 тыс. руб.

Подлежит ли Башкиров уголовной ответственности?

Задача №2.

Рухов на неделю запер свою жену Анну в курятнике, узнав, что она ему изменяет. Женщина смогла выйти на свободу только после того, как кто-то из соседей, разбуженных ночью криком пленницы, вызвал полицию.

Как оценить действия Рухова?

 


Вариант 5

Задание.

Особенности квалификации преступлений, совершаемых специальными субъектами.

Задача №1.

Шомполов в тяжелой степени опьянения управлял своей автомашин «ВАЗ - 2109» и не справился с управлением, в результате чего автомобиль сбил пешехода , 79 летнего Кухаркина. Здоровью потерпевшего был причинен тяжкий вред.

1. Как квалифицировать действия Шомполова?

2. Как влияет на его ответственность факт нахождения за рулём в тяжелой степени опьянения?

Задача №2.

Морозенков и Хайдуков вошли в магазин мобильных телефонов и, используя гипноз, заставили продавца Гончарову отдать им выручку в сумме 70 тыс. руб.

Дайте юридическую оценку поведению Морозенкова и Хайдукова.

Вариант 6

Задание.

Понятие и признаки множественности преступлений.

Задача №1.

Директор коммерческой организации Брусков одновременно в двух банках взял кредиты на развитие хозяйственной деятельности на общую сумму 8 млн. руб. В качестве гаранта при получении кредитов выступило ООО, руководителем которого является товарищ Брускова – Чулков. Залоговое обеспечение было предоставлено в виде дачи Брускова, стоимость которой не могла покрыть взятых кредитов. После получения кредитов Брусков исчез в неизвестном направлении.

1. Как квалифицировать действия Брускова?

2. Раскройте признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 176 УК РФ?

Задача №2.

В ходе ссоры Макасев нанес удар В. по лицу. Падая, потерпевшая ударилась головой о стену, и ей было причинено телесное повреждение в виде гематомы затылочной области головы, повлекшее легкий вред ее здоровью по признаку кратковременного расстройства.

Квалифицируйте действия Макасева.

Вариант 7

Задание.

Особенности квалификации преступлений, совершаемых специальными субъектами.

Задача №1.

20-летняя Свирюгина была должна своей знакомой Крошиной 100 тыс. руб. Дома при помощи компьютера, принтера и копира она изготовила 10 фальшивых купюр по 10 тыс. руб. с одним серийным номером и отдала их Крошиной как возврат долга. Та, обнаружив подделку, обратилась в полицию, где и было возбуждено уголовное дело.

Дайте юридическую оценку действиям указанных в задаче лиц.

Задача №2.

Ночью четырехлетняя Света, когда родители уснули, зашла в их комнату и взяла в руки лежавший на столе пистолет «Оса», который принадлежал ее отцу, Дулину, военному финансисту, работавшему в закрытом НИИ. В квартире был специально оборудованный сейф.

Девочка стала крутить «Осу» и нажала на спусковой крючок. Произошел выстрел, который привел к потере у Светы зрения на левый глаз.

1. Дайте юридическую оценку происшествию.

2. Есть ли основания для привлечения Дулина к уголовной ответственности?

Вариант 8

Задание.

Назначение наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

Задача №1.

17-летний Жирюк предложил своему приятелю, 18-летнему Шестакову, «очистить» карманы у лежавшего в сквере в сильной степени опьянения Мохова. Шестаков согласился.

1. Дайте юридическую характеристику действиям Жирюка и Шестакова.

2. Есть ли основания для квалификации действий Шестакова также по ст. 150 УК РФ?

Задача №2.

Лисов снял квартиру на сутки и в тот же день пересдал ее Умрихину и молодым супругам Зеленцовым. С первого он взял 8 тыс. руб. за месяц, а с молодожёнов – 24 тыс. за два месяца. Получив деньги, Лисов исчез.

Как квалифицировать действия Лисова?

Вариант 9

Задание.

Наказания в виде обязательных и исправительных работ, их сравнительно-правовая характеристика.

Задача №1.

Челинцев опубликовал под своим именем сборник рассказов, позаимствованных им из книг различных авторов начала ХХ в. За этот сборник он получил в издательстве гонорар в размере 20 тыс.руб.

Подлежит ли Челинцев уголовной ответственности?

Задача №2.

20-летней Кочин предложил 15 – летнему Синеву выкурить на двоих папиросу, начиненную табаком и гашишем. Синев, сославшись на то, что занимается спортом, отказался.

1. Как оценить поведение Кочина?

2. Что следует понимать под одурманивающими веществами в соответствии со ст. 151 УК РФ?

Вариант 10

Задание.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

Задача №1.

Между незнакомыми Гальцевым и Истоминой возник конфликт из-за места на парковке автомобилей. В результате Гальцев достал травматический пистолет и два раза выстрелил в женщину. Несмотря на то, что он ни разу не попал в неё, Истомина обратилась с заявлением в полицию с требованием привлечь Гальцева к уголовной ответственности.

1. Есть ли основания для привлечения Гальцева к уголовной ответственности?

2. На что был направлен умысел Гальцева в этом конфликте?

 

Задача №2.

Ческидов заманил 8-летних девочек Лену К. и Шуру У. к себе домой, где угощал их шоколадом и леденцами, а затем попросил девочек снять одежду и стал гладить их половые органы. После чего отпустил их.

Как квалифицировать действия Ческидова?

 



2018-07-06 2912 Обсуждений (0)
Отсутствие или неполное освещение хотя бы одного из предлагаемых к рассмотрению заданий, служит основанием для недопущения работы к проверке и возвращения ее на доработку. 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Отсутствие или неполное освещение хотя бы одного из предлагаемых к рассмотрению заданий, служит основанием для недопущения работы к проверке и возвращения ее на доработку.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2912)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)