Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика антропометрических исследований



2019-05-22 213 Обсуждений (0)
Методика антропометрических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок




Физическое развитие ребенка как показатель здоровья.

Оценка физического развития детей. Техника антропометрических измерений.

Особенности оценки физического развития новорожденного.

Семиотика нарушений физического развития детей

В клинической педиатрии под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс роста, т. е. увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела, и биологическое созревание ребенка в разные периоды детства.

Уровень физического ребенка развития является одним из объективных показателей состояния его здоровья. На уровень физического развития детей влияют генетические факторы, факторы окружающей среды: санитарно-гигиенические условия, характер питания, режим дня, занятия спортом и др. Уровень физического развития может изменяться в зависимости от данных факторов, а также наличия заболеваний. Задержка физического развития является признаком наличия патологии и требует тщательного анализа.

Методика антропометрических исследований

Все измерения должны проводиться в утренние часы, натощак, на обнаженных детях.

Измерение длины тела. Рост тела в длину служит одним из основных критериев развития ребенка. Нарушения роста позволяют заподозрить наличие заболевания или недостаточного питания ребенка.

А. Новорожденные и дети до двух лет. Измерение длины тела производится в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см. Боковая сторона ростомера представляет собой сантиметровую шкалу, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают в ростомер на спину так, чтобы его макушка соприкасалась с неподвижной поперечной планкой ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам ребенка. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием руки. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Б. Дети старше двух лет. Измерение длины тела осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна — для измерения роста стоя, другая — для измерения длины корпуса (рост сидя). Ребенок устанавливается босыми ногами спиной к стойке ростомера. Он должен касаться его пятками, областью крестца и межлопаточной областью спины, затылком. Руки должны быть свободно опущены, колени сдвинуты и разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова устанавливается в «плоскости Франкфорта», при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся на одной горизонтальной линии. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижимают к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенка отводят от стойки ростомера и регистрируют показания.

Измерение массы тела должно производиться всегда в одно и то же время, лучше утром натощак после мочеиспускания и дефекации.

А. Новорожденные и дети первых двух лет жизни. Массу тела определяют на специальных детских механических весах с точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивается пеленка, затем при закрытом коромысле на весы на ранее взвешенную пеленку укладывается полностью раздетый ребенок таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги — на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещая гири, а левой страхуя ребенка от падения. Методика взвешивания на электронных весах аналогичная. Для определения массы тела ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки.

Б. Дети старше двух лет. В течение дня масса тела ребенка может варьировать до 1 кг, а масса взрослого до 2 кг. Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точностью до 50 г. Ребенка следует максимально раздеть. Во время взвешивания ребенок должен стоять неподвижно на середине площадки весов, смотря прямо перед собой. Результат указывают с точностью до 100 г.

Окружность головы. Врач стоит сбоку от пациента, что бы были видны наиболее выступающие части затылка и надбровный дуги. Следует снять с головы предметы, которые могут помешать измерению, например заколки или банты. Лента накладывается так, чтобы прижать волосы – на наиболее выступающую часть затылка сзади и надбровные дуги спереди. Край сантиметровой ленты с нулевой отметкой должен располагаться в области виска. Именно здесь происходит перекрещивание ленты и регистрация полученной величины.

Окружность грудной клетки измеряют у детей школьного возраста трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Врач стоит перед пациентом. Ребенок стоит (на полу или кушетке), разводит руки в стороны. Врач пальпаторно определяет расположение углов лопаток и непосредственно под ними накладывает измерительную ленту. Лента умеренно натягивается, пациент опускает руки, лента накладывается впереди на уровне сосков, скрещивается и регистрируется показатель. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над молочной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель — окружность грудной клетки при спокойном дыхании, затем при максимальном вдохе и наконец на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

У детей раннего возраста измеряется окружность грудной клетки по тем же анатомическим ориентирам однократно.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его – в области максимального выпячивания.

Окружность плеча определяют дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки. Вначале руку ребенка в супинированном (развернутом ладонью кверху) положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы. Затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производят первое измерение. После этого, не снимая ленты, делают второе измерение на этом же уровне при расслабленных мышцах. Второе измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состояниях руки, можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты непосредственно под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Окружности: а - головы, б - груди, в - живота, г - бедра, д - голени, е - плеча



2019-05-22 213 Обсуждений (0)
Методика антропометрических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика антропометрических исследований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)