Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


М. Бергер (1909-1981), Г. Шершевский (1913-1991)



2019-05-23 364 Обсуждений (0)
М. Бергер (1909-1981), Г. Шершевский (1913-1991) 0.00 из 5.00 0 оценок




Белорусская исполнительская школа и ее представители

Основоположниками белорусской фортепианной педагогики являются В. Исаева-Семашко (1868-1938), Георгий Петров (1888-1960), Алексей Клумов (1907-1944). Семашко и Петров получили образование в Московской консерватории. Семашко в классе Кашкина и Сафонова, Петров – ученик Игумнова. Они были в числе 1-х педагогов фортепианной кафедры Белорусской государственной консерватории (БГК).

Вся атмосфера в классе Семашко была проникнута творчеством, ощущением радости. Учеба в Московской консерватории, знакомство с юных лет с Рахманиновым, Чеховым – все это окружало Семашко в глазах ее учеников поэтическим ореолом, придавало ей притягательную силу очарования. Воспитанница Сафонова, Семашко во многом была его последовательницей, в т. ч. и в методике упражнений они рассматривались как тренировка ума. Цветаева: «Тщательно подбирая репертуар, Семашко исходила из практической пианистической последовательности произведений, стремилась воспитывать своих учеников на высокохудожественном материале».

На 1-м плане было качество звучания, красота. Большое внимание уделялось полифоническим сочинениям И. С. Баха. Подчеркивая вокальную выразительность музыки Баха, ученики добивались певучего исполнения. Навыки исполнения кантилены приобретались посредством «Песен без слов» Ф. Мендельсона. В качестве основного требования было: певучесть, гибкость фразировки тонкая педализация.

Наряду с произведениями, принадлежавших к классическим образцам, Семашко любила и новинки – произведения молодых современных композиторов. Именно в классе Семашко прозвучал фортепианный цикл Н. Мясковского «Пожелтевшие страницы», «Сказки» Н. Метнера.

Педагогический талант Семашко помогал ей распознавать индивидуальность ученика. Несмотря на то, что ее класс был довольно пестрым по способностям, она добросовестно приобщала к искусству всех желающих. Семашко старалась развивать сильные и ликвидировать слабые стороны учеников.

Ученики: Толкачев, Дворжец, Цветаева.

Г. Петров – один из продолжателей русской фортепианной школы в Беларуси. В его педагогическом репертуаре большое место занимали произведения П. И. Чайковского, С. Рахманинова, А. Глазунова. С Рахманиновым Петров был лично знаком.

    Его творческая деятельность проходила в период, когда формировались основные принципы фортепианной педагогики и методики преподавания. Этот период можно назвать этапом становления профессионального пианизма в Беларуси. Именно в этот период Петров создал свои фортепианные сочинения: (сборник 20 пьес для фортепиано на темы белорусских народных песен и танцев – для музыкальных школ и училищ – «Песня», «На лужайке», «Шутка»).

    Ученики: Белькевич , Масленикова.

А. Клумов – пианист, педагог, композитор. Ученик Гнесиной и Нейгауза. В 1937 г. возглавил кафедру отделения фортепиано БГК. Роль Клумова в развитии белорусской фортепианной культуры значительна. Его заслуга в том, что он явился создателем 1-х высокопрофессиональных сочинений для фортепиано на основе белорусского фольклора. Его произведения вошли в золотой фонд национальной фортепианной музыки. Клумов создал «Белорусскую сюиту» в 5-ти частях. Также он является автором 1-х вариационных циклов и 1-й белорусской фортепианной транскрипции.

В связи с безвременной кончиной Клумова в последующий период становления и развития белорусской фортепианной культуры пианизма, школа Нейгауза в ней не была представлена.

 

М. Бергер (1909-1981), Г. Шершевский (1913-1991)

Одними из старейших педагогов, преподававших на кафедре спец. фортепиано были М. Бергер и Г. Шершевский. Оба получили высшее музыкальное образование в Ленинградской консерватории. Бергер вначале занимался у О. Калантаровой (последовательница школы А. Есиповой). Вся работа в классе строилась в целях технической базы пианиста, воспитания навыков виртуозной игры. Как основной способ звукоизвлечения пианист усваивал движения высоко поднимающихся и активно опускающихся вверх и вниз пальцев. Педагог добивался уверенной легатной игры и прогресса виртуозной игры, мастером которой была Есипова. Интуитивно Бергер ощущал крайности в традициях есиповской школы.

В 1931 г. Бергер начал заниматься в классе Л. Николаева. В фортепианных занятиях Николаев шел двумя путями:

1. от образных представлений, от смысла, содержания музыки к техническому воплощению;

2. от технических представлений, от виртуозного владения инструментом и естественности ощущений к свободному и яркому воплощению образной сути произведения.

В противовес есиповской школе пальцевой игры, Николаев подчеркивал значение большого дыхания, объединяющих движений. Он любил афоризм: «Хорош тот педагог, который с каждым уроком становиться все менее нужным ученику». Идеалом Николаева было воспитание пианиста-исполнителя, который обладает широтой и глубиной композиторского мышления. Бергер также отдал дань композиторской традиции. Он является автором фортепьянных сочинений, которые были весьма популярными в 50-60-е годы и не утратили своей художественной и дидактической ценности в наше время. Глубоко проникая в природу белорусского мелоса, Бергер использует в этих произведениях народные песенные интонации. В классе Бергера окончили консерваторию более 100 человек. Среди них: Л.Юшкевич, Л.Шеломенцева, Л.Тер-Минасян, А.Химченко и многие др.

Г.Шершевский окончил Ленинградскую консерваторию по классу С.Савшинского и аспирантуру под руководством В.Софроницкого. В 1939 г. начал педагогическую деятельность на фортепианной кафедре БГК. Этот выдающийся музыкант принес белорусский пианизм нечто от поэтичного духа В. Софроницкого. Его педагогические принципы базировались на конкретных требованиях, касающихся изучаемого произведения, учитывались как объективные особенности стиля композитора, так и индивидуальность студента. По воспоминаниям его учеников, воспитание музыканта у Ш. было глубоко продуманным процессом. Он придавал огромное значение прохождению классического репертуара, прививал ощущение стиля, работал над артикуляцией, штрихами, динамикой, тонкой нюансировкой. Значительное место в занятиях отводил развитию технического аппарата. Проходил этюды Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова. Работая над репертуаром умел вызвать у исполнителя ассоциации, умел привить истинное понимание изящности сонат Гайдна, Моцарта. Также в его классе исполняли сонаты Бетховена, произведения Шумана, Брамса. Он был инициатором включения в программу учащихся лучших пьес белорусских авторов. Ведя обширную концертную деятельность, Шершевский пропагандировал сочинения белорусских авторов. Был одним из первых исполнителей произведений Подковырова, Клумова.

В творческом облике Г.Шершевского гармонично сочетались талант вдумчивого педагога и проникновенного художника-исполнителя. Внес свой вклад и в пополнение методической литературы (статьи о Сафроницком). Ученики Г.Шершевского: пианисты Э.Миансаров, Н.Темкина, А.Рабинович, И.Паливода, И.Шумилина, композиторы Г.Вагнер, Э.Тырманд, И. Лученок и др.

Композиторская деятельность: произведения для юных музыкантов – (сборник 20 пьес для фортепиано на темы бел. нар. песен и танцев для муз. школ и училищ –  «Маленький рассказ», тема и вариации).

 

 



2019-05-23 364 Обсуждений (0)
М. Бергер (1909-1981), Г. Шершевский (1913-1991) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: М. Бергер (1909-1981), Г. Шершевский (1913-1991)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)