Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование речевого выдоха



2019-05-23 167 Обсуждений (0)
Формирование речевого выдоха 0.00 из 5.00 0 оценок




БИЛЕТ №20

Логопедические технологии развития речевого дыхания у заикающихся дошкольников.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор-

мированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата

(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длитель-

ного выдоха через рот)

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного

дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении

мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание

без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и

длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе

с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие мето-

дические указания:

1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ре-

бёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхатель-

ная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже).

2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом,

чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более

длительный выдох.

3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное напол-

нение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнени-

ем двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «впе-

ред» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз.

Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных

(в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет лого-

педу на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в

дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на

спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении

лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку

на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движе-

ние, что и в положении лёжа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клет-

ки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхатель-

ными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во вре-

мя вдоха плечи не должны подниматься.

В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направ-

ленных на формирование диафрагмального выдоха.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и

силу выдоха в различных упражнениях. Например:

1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 – 3, выдох: 4 –8 до 15).

2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя дли-

тельность выдоха секундомером.

3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине

всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выпол-

нении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)

 

Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха

Формирование фонационного выдоха является основой для развития

координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуля-

цией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция

должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длитель-

ного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесе-

ние одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочета-

ние из двух гласных на одном выдохе: А________О____________. Посте-

пенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном

выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон глас-

ных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап ра-

боты может проводиться уже в период молчания или охранительного ре-

чевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих

упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на об-

ласть диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонацион-

ного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Как у детей, так и у взрослых фонационное дыхание успешнее развивает-

ся при использовании компьютерных программ «Видимая речь», которые

мы рассмотрим в разделе «Компьютерные технологии в коррекции речи».

Третий этап

Формирование речевого выдоха

Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха проис-

ходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания.

Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливает-

ся координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на

видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых уп-

ражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъяв-

лении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения

между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и мно-

гократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, ви-

зуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической,

длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заи-

кании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речево-

го аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыха-

нием, голосом и артикуляцией.

 



2019-05-23 167 Обсуждений (0)
Формирование речевого выдоха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование речевого выдоха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)