Формирование речевого выдоха
БИЛЕТ №20 Логопедические технологии развития речевого дыхания у заикающихся дошкольников. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по фор- мированию речевого дыхания при заикании. Первый этап Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длитель- ного выдоха через рот) В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие мето- дические указания: 1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ре- бёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхатель- ная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже). 2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох. 3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное напол- нение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц. 4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнени- ем двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «впе- ред» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет лого- педу на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь. Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движе- ние, что и в положении лёжа. Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клет- ки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхатель- ными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во вре- мя вдоха плечи не должны подниматься. В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направ- ленных на формирование диафрагмального выдоха. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и силу выдоха в различных упражнениях. Например: 1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 – 3, выдох: 4 –8 до 15). 2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя дли- тельность выдоха секундомером. 3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выпол- нении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)
Второй этап Формирование длительного фонационного выдоха Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуля- цией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука. Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длитель- ного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесе- ние одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочета- ние из двух гласных на одном выдохе: А________О____________. Посте- пенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон глас- ных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап ра- боты может проводиться уже в период молчания или охранительного ре- чевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на об- ласть диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонацион- ного выдоха можно контролировать плавным движением руки. Как у детей, так и у взрослых фонационное дыхание успешнее развивает- ся при использовании компьютерных программ «Видимая речь», которые мы рассмотрим в разделе «Компьютерные технологии в коррекции речи». Третий этап Формирование речевого выдоха Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха проис- ходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливает- ся координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых уп- ражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъяв- лении этих заданий и в длительности тренировок. При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и мно- гократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, ви- зуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми. Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заи- кании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речево- го аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыха- нием, голосом и артикуляцией.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |