Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.
. Чтобы ребёнку было легче усвоить структуру слова логопеду нужно подключать как можно больше двигательной активности, так как с движением у ребёнка будет лучше закрепляться речевой материал. Слова различной слоговой конструкции можно отхлопать, отстучать, отпрыгать, отшагать и так далее. На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. Упражнение «Повтори так же» Цель: учить воспроизводить заданный ритм. Упражнение «Сосчитай правильно» Цель: учить считать звуки. Упражнение «Выбери схему» Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке. Упражнение «Длинное – короткое» Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Упражнения на уровне звуков: 1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.» 2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом. 3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков). Упражнения на уровне слогов: – Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок). Упражнения на уровне слова: Игра с мячом Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова. Игра «Телеграф» Цель: развивать умение делить слова на слоги. Игра «Сосчитай, не ошибись» Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Игра с мячом «Передай дальше» Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Игра «Назови правильное слово» Цель: учить различать правильно звучащие слова. Упражнение «Что изменилось?» Цель: учить различать разную слоговую структуру слова. Упражнение «Найди самое длинное слово» Цель: закреплять умение делить слова на слоги. Упражнение «Сосчитай, не ошибись» Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги. Упражнение «Какое слово отличается» Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой. Упражнение «Назови одинаковый слог» Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов. Игра «Конец слова за тобой» Цель: учить синтезировать слова из слогов. Игра «Какое слово получилось?» Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе. Ребёнок: Логопед: Ребёнок: Упражнение «Назови ласково» Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных. Упражнение «Назови слово правильно» Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память. Логопед: Ребёнок: Игра «Слоговые кубики» Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов. Игра «Цепочка слов» Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова. Игра «Логокуб» Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов. Игра «Поезд» Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Игра «Пирамида» Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова. Упражнение «Собери слово» Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова. Упражнение «Подбери слово» Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов. Игра «Наведём порядок» Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез. Игра «Кто больше» Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов. «Прошагай слово». На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным. «Поднимись по лесенке». Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке. «Магазин». Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги». Продукты: масло, сыр, помидоры, молоко… Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники… Игрушки: мишка, кубики, мяч, Буратино… «Игра с мячом». Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов. «Почтальон». У каждого ребёнка «телеграмма», на которой напечатан определённый слог и точками указано количество гласных и, соответственно, слогов в слове. На партах разложены картинки. Каждый ребёнок должен найти картинку не только с нужным слогом, но и с нужным количеством слогов. Например, для «телеграммы»подобраны картинки: луна, бананы, тюльпан, пенал. Игра с пирамидкой Поставить перед ребёнком пирамидку, обсудить её, затем разобрать, и начать одевать кольца, проговаривая слова различной слоговой конструкции. Необходимо на каждое колечко проговорить слог. Игра с пуговицами Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы! Игра с мячиками Дайте ребёнку поиграть различными мячиками небольшого размера, покидайте или покатайте их. После этого предложите ребёнку кидать мячики в тазик, проговаривая слова по слогам. Вместе с ребёнком отрабатывайте это упражнение, постепенно увеличивая расстояние до таза, в который нужно кидать мячи и слоговую структуру проговариваемых слов. Игра с матрёшкой Вместе с ребёнком поиграйте в матрёшку, разберите и соберите её. Затем разберите и соберите каждую маленькую матрёшку отдельно и расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам – на каждую игрушку по слогу. Игра с геометрическими фигурами Предложите ребёнку изучить фигуры: круг, квадрат, треугольник. Разлижите все фигуры по отдельным кучкам. Потом вместе с ребёнком раскладывайте фигуры в ряд (например только круги) и проговаривайте слова по слогам, на каждый круг по слогу. Так поиграйте со всеми фигурами. Потом обсудите с ребёнком количество сказанных слов и их длину (слова с одним слогом – короткие, слова с большим количеством слогов – длинные) Игра с кубиками Возьмите кубики, постройте из них башню или забор, потом предложите ребёнку поговорить и проговаривайте слова по слогам, расставляя кубики в ряд «заборчиком», на каждый кубик – один слог. Игра с детскими печатями Взрослый предлагает ребенку сделать красивую картинку и даёт ему печать. В совместной деятельности взрослы и ребёнком печатают картинки в ряд, проговаривая слова по слогам. На каждую напечатанную картинку – один слог. Слова, напечатанные по слогам, должны располагаться отдельно друг от друга на листе бумаги.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |