Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преимущества ролевой игры



2019-05-24 216 Обсуждений (0)
Преимущества ролевой игры 0.00 из 5.00 0 оценок




Место ролевой игры в обучении и тренинге

Главный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема, таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом. Учитель упорядочит этот процесс с помощью расписания, специалист по тренингу организует его в курс или программу тренинга, молодежный или социальный работник — в программу действий. Этот процесс, независимо от его названия, будет требовать ряда действий и запланированных ресурсов, которые будут использованы в определенной последовательности для достижения комплекса целей, и именно этими целями должен определяться выбор соответствующих учебных методов.

Хотя традиционными методами обучения и преподавания — такими как лекции, чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях.

Во-первых, ими трудно помочь ученику изменить его установку или поведение. Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и нищету или рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Учащиеся могут критиковать бедняков за пассивность, за отсутствие инициативы; однако если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, отнесутся к ним с большим сочувствием и пониманием. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Другой пример можно было бы позаимствовать из тренинга менеджеров. Проходящий обучение менеджер, если задать ему соответствующий вопрос или предложить прокомментировать конкретный случай, может рассказать, как он или она поступит с недовольным сотрудником; но если он займется этим на деле, то приобретет исключительно ценный опыт. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и непростыми житейскими ситуациями.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология, экономика, политика, менеджмент, география — все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение.

Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации.

Чтобы помочь ученикам развить навыки межличностного общения, учителя прибегают к практическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и продажи, личные отношения; а также групповые — комиссии, переговоры, общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Количество учеников, которым удается таким образом помочь, не ограничено — от тех, кто отстает по школьным предметам, до врачей, менеджеров, полицейских и научных сотрудников. Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек.

Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально. Ее достоинства обсуждались разными авторами, но наиболее полно они, пожалуй, были представлены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox, 1966), в дальнейшем мы будем ссылаться на них.

Преимущества ролевой игры

Преимущества ролевой игры сведены воедино в рисунке 2.1. Хотя список представлен набором разобщенных пунктов, их можно объединить в три основные группы.

1. Помогает ученику выразить скрытые чувства.

2. Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

3. Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

4. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

5. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

6. Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

7. Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

8. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

9. Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

10. Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

12. Изменяет установки.

13. Учит контролировать чувства и эмоции.

Рис. 2.1. Преимущества ролевой игры



2019-05-24 216 Обсуждений (0)
Преимущества ролевой игры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преимущества ролевой игры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)