Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальное занятие



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Индивидуальное занятие 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДОШКОЛЬНОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

 

ОТЧЕТ

 о прохождении производственной практики студента 3 курса направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Дошкольная дефектология» _________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Наименование базы практики: ______________________________________

Производственная (учебная) практика проводится с 09 февраля по 23 марта 2019 года.

 

 

 

 

Руководитель практики от кафедры: _____________________ / __________ /              

 

Грозный, 2019

Списочный состав группы (класса):

 

Ф.И. ребенка Дата рождения Домашний адрес Состояние речи
1.        
2.        
3.        
4.        

 

Режим дня

 

7:00 – 8:30 – Прием, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика.

8:30 – 8:50 – Подготовка к завтраку, завтрак.

8:50 – 9:00 – Подготовка к занятиям.

9:00 – 11:05 – Занятия.

11:05 – 12:35 – Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдение, труд).

12:35 – 12:45 – Возвращение с прогулки.

12:45 – 13:15 – Подготовка к обеду, обед.

13:15 – 15:00 – Подготовка ко сну, дневной сон.

15:00 – 15:25 – Подъем, воздушные, водные процедуры, игры.

15:25 – 15:40 – Подготовка к полднику, полдник.

15:40 – 16:30 – Игры, труд.

16:30 – 18:00 – Подготовка к прогулке, прогулка.

18:00 – 18:20 – Возвращение с прогулки.

18:20 – 18:45 – Подготовка к ужину, ужин.

18:45 – 19:00 – Игры, уход детей домой.

 

Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда МГДОУ на 2018 – 2019 учебного года.

 

понедельник 8.00-8.30 8.30-9.00 9.00-9.30 9.40-11.45 11.45-12.00 Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику. Подготовка к логопедическим занятиям. Проверка домашнего задания детей. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику. Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий)   8.00-12.00
вторник 8.00-9.00   9.00-9.30 9.40 -11.45 11.45-12.00 Подготовка к логопедическим занятиям. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми слабо усваивающими учебный материал /опережающее обучение/. Занятие по обучению грамоте. Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику. Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий)     8.00-12.00
среда 13.30-15.00     15.00-15.30 15.30-16.00   16.00-17.30 Участие в педагогических мероприятиях ДОУ. I-III неделя – педагогические советы, семинары, общие логопедические часы II-IV неделя – групповые логопедические часы, консультации для воспитателей логогруппы. Пополнение картотек и оборудования кабинета. Работа по самообразованию. Изучение новинок методической литературы.//  Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику. Консультации для родителей. Родительские собрания.// Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику.   13.30-17.30
четверг 8.00-9.00   9.00-9.30 9.40-11.00   11.00-12.00   Подготовка к логопедическим занятиям. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми слабо усваивающими учебный материал /опережающее обучение/. Занятие по обучению грамоте. Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику Работа с документацией Подготовка домашнего задания на выходные дни. Изготовление демонстрационного материала для логопедических занятий. (заполнение тетрадей для вечерних занятий, материала в папку-передвижку)   8.00-12.00
пятница 8.00-9.00   9.00-9.30 9.40-11.45 11.45-12.00   Индивидуальная работа с детьми по разъяснению выполнения домашних заданий. Подготовка к логопедическим занятиям. Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи Индивидуальные занятия по звукопроизношению с детьми по графику. Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий) Планирование занятий на следующую неделю.     8.00-12.00

 

Список оборудование логопедического кабинета.

 

1. Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100 см) 1шт.

2. Зеркало для индивидуальной работы (9х12 см)                     8шт.

3. Логопедические зонды, шпатели.

4. Разрезная азбука (настенная).                                                   1шт.

5. Кассы букв (индивидуальные)                                                  8шт.

6. Учебно-методические пособия.

7. Настольные игры, игрушки, конструкторы.

8. Классная доска.

9. Шкафы для пособий.

10. Стол канцелярский.

11. Стулья.

12. Комплект «парта-стул»

13. Песочные часы.

14. Секундомер.

15. Метроном.

16. Магнитофон.

17. Проигрыватель.

18. Набор пластинок.

19. Экран.

20. Диапроектор (фильмоскоп).

 

 

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ.

 

Дата Виды работ Анализ
    Выбор детского сада, в котором будет проходить практика. Ознакомление с местом нахождением детского сада, познакомиться с инструкциями по соблюдению устава детского сада.  
  Ознакомление с условиями работы, спецификой контингентом дошкольного учреждения Знакомство с логопедом. В детском саду находится логопедическая группа. Кабинет находится на 2-м этаже, просторный и светлый. Оборудование логопедического кабинета соответствует норме. Много различных пособий для работы и игрушек. Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной групп. Ознакомилась с режимом дня детей, с расписанием занятий логопеда. Изучила порядок приема детей и комплектование групп.
  Ознакомление с работой логопеда непосредственно в его практической деятельности.   Ознакомление с документацией. Знакомство с нормативно-правовыми документами, регламентирующими работу логопеда. Знакомство с программой обучения детей логопедической группы, перспективным и календарным планированием работы, отчетом логопеда за учебный год.  
  Составление индивидуального плана работы на весь период практики Подготовила планирование моей работы в детском саду, распределили виды деятельности.
  Просмотр и анализ фронтального занятия, проведенного логопедом. Занятие проведено с детьми подготовительной группы. Тема: звуки Ж- З. На занятии присутствовало 12 детей. Активность детей на занятии была высокой. Выдержаны все этапы работы со звуком. Материал доступен детям.
  Ознакомление с общим демонстрационным и фронтальным оборудованием кабинета логопедии. Изучение оборудования кабинета с использованием банка данных оборудования, книги учета, методической литературы.
  Ознакомление с тематическим планированием воспитателей группы. Изучила тематическое планирование и определить место темы, по которой будут проводиться занятия. Выявить содержание материала, который предшествовал данной теме.
  Посещение занятий в логопедической группе по разным видам деятельности Согласовать с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре свое присутствие на занятии. Изучила коллектив группы, мотивационные особенности деятельности воспитанников на разных видах деятельности. Выявить особенности учебной деятельности, характерной для выбранного профиля, и учесть их при составлении плана и конспектов занятий в данной группе.  
  Разработка и защита индивидуального плана педагогической практики. Представить разработанный индивидуальный план практики. В нем указать виды занятий и мероприятий, день и время проведения, содержание работ.
  Участие в мероприятии: «День Осени» Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель- но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.  
  Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы. Участие в анализе занятия. Тема: «Звук [о]. Буква О. Задачи:1. Формирование понятия «гласный звук», на примере звука «О»; знакомство с понятием «ударный звук». 2. Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных мн. Числа в ед. число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам). 3. Уточнение значения предлога «около»; составление предложений с предлогом «около». 4. формирование навыка чтения (открытые слоги с буквой «О»). 5. Развитие эмоциональной сферы; совершенствование чувства ритма. 6. Развитие мелкой моторики. 7. Воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру. Провела занятие с детьми подготовительной группы. Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.  
  Проведение логопедического обследования Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования. Было проведено логопедическое обследование с ребенком, знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в речевую карту, совместно с логопедом составлен перспективный план коррекционной работы. В рекомендациях внимание обращается на то, что наряду с коррекцией речевых дефектов необходимо осуществлять работу по общему психическому развитию ребенка. Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.  
  Присутствие на занятии сокурсницы. Проведение логопедического обследования Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема: «Формирование фонетико- фонематических представлений и навыков звукового анализа» Задачи: Коррекционно- образовательные: Закреплять правильное произношение звука «П» изолированно, в слогах, словах, предложениях; Уточнить правильную артикуляцию звука «П» и закрепить представления о твердых согласных звуках; Упражнять в умении определять место звука в слове и соединить предмет со схемой; Упражнять в звуковом анализе слогов и отмечать звуки условными обозначениями; Закреплять в речи понятие обобщающего характера «Зимующие птицы»; Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные; Учить строить грамматически правильные предложения; Закреплять умения согласовывать слова в предложении; Коррекционно- развивающие: Развивать артикуляционный аппарат детей; нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры; Развивать внимания, слуховую и зрительную память, мышление, формирование интонационной выразительности. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук через пальчиковую гимнастику и упражнение «Соедини картинку», Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; Коррекционно- воспитательные: Формировать умение работать в группе, оценивать свою деятельность; Формирование положительной установки на участие в занятии.   Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования Было проведено логопедическое обследование Рината Р., знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в речевую карту, совместно с логопедом составлен перспективный план коррекционной работы. Совместно с логопедом была оформлена необходимая медико-педагогическую документация, составлена подробная психолого-педагогическую характеристика на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, проанализирована эффективность проведенных логопедических занятий.  
 

Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда.

 

  Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение беседы: «Мой любимый город». Изучила методические материалы, учла логопедическое заключение. Написала конспект, заверила у логопеда.   Была проведена беседа с дети на тему: «Мой любимый город».
  Проведение индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Мариной.   Тема "Автоматизация звука [л] в слогах, словах" Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах. Задачи: - формирование критического отношения к своей речи; вырабатывание умения удерживать язык в спокойном состоянии; выполнение правильной артикуляции звука; закрепление навыка произношения звука «л» в слогах, словах. -развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха; развитие подвижности и гибкости кончика языка, умение им управлять; развитие восприятия и ориентировки в пространстве, отработка понятия «правый» и «левый». воспитание интереса к занятиям, умения контролировать себя, воспитание аккуратности, дисциплинированности. Речевой материал: слоги и слова со звуком [л], прямые и обратные слоги со звуком [л], загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, и т.д. Оборудование: артикуляционный профиль звука[л]; предметные картинки, «Лунтик и его друзья», коробочка с чечевицей, слоговые ряды, пособия по автоматизации звука «л», рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).  
  Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Составление рассказа «В гостях у гномов» по плану в виде собственного рисунка» Задачи: 1. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде собственного рисунка. 2. Продолжать учить полно и точно отвечать на вопросы строя фразу из 4-6 слов. 3. Закрепить навык согласования и употребления существительных творительном падеже с предлогом «С». 4. Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги. 5. Воспитывать желание помогать ближнему. Лексический материал: этаж, лифт, лестница, ступеньки, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окна, балкон, гном, гномище, гномик, гномишко, дом, домишко, домик, домище. Большой, маленький, высокий, низкий, грустный, веселый, печальный, сердитый.
  Подготовка к индивидуальному занятию Согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Ринатом Р. Тема: "Автоматизация звука [ш] в словах" Этап: автоматизация звука в словах. Цель: Упражнять в правильном произнесении звука [ш] Задачи: -Закреплять правильное произношение звука в словах; -Развивать фонематический слух / умение определять наличие звука в словах /, навыки звукового анализа и синтеза, связную речь /составлять предложения по данным словам /. -Развивать подвижность речевого аппарата, процессы мышления / умение действовать по образцу/, целостность зрительного восприятия; -Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом. Оборудование: иллюстрации соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лягушка, белка, еж./, предметные картинки, названия которых содержат звук “ш”.  
  Проведение индивидуального занятия Занятие провела с Ринатом Р. Занятие дано в игровой форме, использовала наглядные пособия: игрушки, предметные картинки. Следила за речью ребенка, правильным произношением звуков
  Написание характеристики   Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство со спецификой психолого-педагогического и логопедического обследования детей. Наблюдение за тем, как осуществляется процедура обследования ребенка с нарушением речи. Самостоятельное составление речевой карты. Вместе с воспитателем группы, логопедом была организована экскурсия в краеведческий музей г. Вольска.
  Присутствие на фронтальном занятии сокурсницы Участвовала в анализе фронтального занятия сокурсницы. Тема занятия: « Транспорт». Задачи: Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже через игру «Согласуйка». Продолжать учить согласовывать уменьшительно-ласкательную и увеличительную форму прилагательного с существительным через игру «У лилипута и великана». Продолжать учить образовывать слова с противоположным значением с помощью игры «Скажи наоборот». Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным с помощью приставок в-, вы-, с-, под-, при- пере-, от-. Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику «Пешеходы», общую моторику через моторику через подражание различным видам транспорта, логическое мышление через отгадывание загадок. Оборудование: загадки о различных видах транспорта, иллюстрации видов транспорта, лилипут и великан, мяч, приглашение в путешествие, схема путешествия, дипломы.
  Проведение консультативной работы с родителями Проведены консультации с родителями детей. На консультации затронуты вопросы о задачах и содержании основных этапов коррекционного обучения, разъяснялась роль родителей в исправлении речевых дефектов и закреплении в домашних условиях правильных речевых навыков, полученных на логопедических занятиях, даны рекомендации по соблюдению общего и речевого режима во время пребывания ребенка дома. Родителям Марины было разъяснено домашнее задание, родители были обучены некоторым коррекционным приемам.  
  Подготовка к проведению фронтального занятия      В ходе подготовки к фронтальному занятию была получена консультация логопеда на закрепление умения составлять план и конспект занятия, точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические пособия.  
  Проведение фронтального занятия Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «Звук и буква [с]». Задачи: Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С». Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов. Познакомить с буквой С. Обучать чтению слогов и слов с буквой С. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память. Продолжать развивать мелкую и общую моторику. Воспитывать чувство любви к природе.   Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики». Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.  
  Присутствие на утреннике «День полиции». Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель- но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.  
 

Практическая работа по оснащению группы пособиями по развитию речи. Был подобран игровой материал для коррекции речи. Изготовлены пособия по запросу воспитателя «Четвертый лишний», «Классификация»

 

  Проведение фронтального занятия Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «Звуки [С] и [С’]». Цель: практическое закрепление четкого произношения звуков С и СЬ в речи. Задачи: 1. Дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. 2. Обучать навыкам звукового анализ. 3. Развивать фонематический слух; 4. Расширение словарного запаса у детей. 5. Учить определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.   Оборудование: зеркала, схемы звуков, шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.   Активность детей на занятии была высокой. Выдержаны все этапы работы со звуком. Материал доступен детям.
  Подготовка к проведению фронтального занятия Изучила методический материал к занятию. Написала конспект, заверила у логопеда.
  Присутствие на индивидуальном занятии  сокурсницы Участвовала в анализе индивидуального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Автоматизация звука [р] в словах». Цель: закрепление правильного произношения звука [р] в словах. Задачи: Совершенствование работы артикуляционного аппарата. Выработка направленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Уточнение артикуляционного уклада звука [р] . Развитие элементарного фонематического анализа. Уточнение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Овощи». Развитие памяти, внимания. Оборудование: пособие для выработки направленной воздушной струи; картинки, содержащие в названии звук [р]; схемы к словам.
  Проведение фронтального занятия Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: «ОСЕНЬ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ». Цель:- расширение и активизация словаря. Задачи: - образовывать множественное число существительных; - учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; - учить образовывать относительные прилагательные; - подбирать прилагательные к существительному; - учить подбирать слова- антонимы; - согласование существительных с числительными; - развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление. Оборудование: картинки с изображением осени, листьев мяч.  
  Присутствие на индивидуальном занятии сокурсницы Участвовала в анализе индивидуального занятия сокурсницы. Тема занятия: «Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах. Звуки и буквы С-Ш». Задачи: образовательные: Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия. Добиваться четкой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении. Закрепить знания о характеристике звуков. Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами. Учить отгадывать загадки. Принимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Коррекционные: Развивать фонематический слух и анализ. Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Предупреждение дисграфических ошибок. Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать умение понимать учебную задачу. Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям. Оборудование: инд. Зеркала, схемы звуков, картинки настроения.  
  Проведение фронтального занятия Провела занятие с детьми подготовительной группы. Тема: теме "В гостях у Снеговика" Коррекционно-образовательные цели: 1. Активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков по теме «Зима». 2. Уточнение и расширение запаса конкретных представлений о свойствах снега, подбор однородных прилагательных и глаголов. 3. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения при согласовании существительных с числительными. 4. Развитие регулирующей функции речи: выполнение инструкций и составление предложений с предлогами: со, на, за, перед, около. 5. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза при разгадывании ребусов.   Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти, внимания, мышления.   Коррекционно-воспитательные цели: Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, умения слушать партнера.   Оборудование: инд. зеркало, снежинки; игрушки: снеговик, белый медведь, мышонок, мешочек со снежинками, мяч, сугроб; ребусы, счетный материал – елка объемная и картинки (шишки, снеговики, снежинки, шары) в пределах 10; 2 сюжетные картинки, магнитофон и кассета с записью.   Занятие проведено в игровой форме. Использовала много наглядного материала.  
  Присутствие на утреннике «День Матери» Смотрела утренник. Обращала внимание на речь детей. Дети читали много стихотворений, пели песни. Стихотворения дети читали выразитель- но. Было проведено много совместных игр родителей с детьми.  
  Оформление документации по логопедической практике. Оформление документов по практике.

 

Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком

Ход работы.

Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов.

Подготовительный.

Его задача – тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:

- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях.

- сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.

В группе свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц основной является артикуляция звука С, и значит будет базовым для этой группы (для С базовый звук – И, Ф).

Итак, готовим материал для артикуляционной гимнастики (звука С), соблюдая определенную последовательность (идти от простых упражнений к более сложным). На занятии нужно использовать не более двух-трех упражнений (из них новым может быть только одно, второе, третье даем для повторения и закрепления). Проводить их будем эмоционально в игровой форме. Чтобы удержать интерес и внимание ребенка, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумываем игровой образ и подбираем картинку. Выполнять упражнения будем перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. В начале артикуляционные движения будем выполнять медленно, неторопливо, затем постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики будем увеличивать. От Кати будем добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (за небольшой, маленький успех девочку хвалим). Каждое упражнение будем выполнять от 5 до 10 раз, количество повторений будем увеличивать по мере совершенствования артикуляционной гимнастики параллельно с увеличением темпа движений.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

(для выработки артикуляционных укладов звуков С, С’, З, З’, Ц )

Упражнения для челюстей:

1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.

3. Тоже в быстром темпе.

4. Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

Упражнения для губ:

1. «Заборчик», «Улыбка» (см. приложение 1).

2. То же с сомкнутыми губами и зубами.

3. «Рупор» (см. приложение 1).

4. «Трубочка», «Хоботок» (см. приложение 1).

5. Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»

6. «Заборчик», «Рупор», «Трубочка» (см. приложение 1).

7. Вращательные движения губами.

8. Отставление нижней губы от зубов и десен.

9. Втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):

1. «Массаж язычка» (см. приложение 1).

2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка», (см. приложение 1).

3. «Болтушка» - движения языком вперед-назад.

4. «Часики» - движения языком вправо-влево.

5. «Качели».

6. Круговые движения языком (по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами).

7. «Язык перешагивает через зубки» (см. приложение 1).

8. «Почистим зубки» (см. приложение 1).

9. «Пирожок», «Блинчик с вареньем» (см. приложение 1).

10. «Желобок», «Лодочка» (см. приложение 1).

11. «Самосвал» (см. приложение 1).

12. «Кошка сердится», «Горка» (см. приложение 1).

13. «Катушка» (см. приложение 1).

14. Упражнение в произнесении звука И – (цель: вырабатывать умение управлять языком, отрабатывать произнесение звука И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С).

Для развития силы и направленности воздушной струи:

1. «Загони мяч в ворота» (см. приложение 1).

2. «Подуть через трубочку» (см. приложение 1).

3. «Кто дальше загонит мяч» (см. приложение 1).

4. «Буря в стакане» (см. приложение 1).

Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключения языка из одного положения в другое.

Упражнение в поочередном произнесении звуков Т – С (см. приложение 1).

Можно для повторения и закрепления отработанных упражнений почитать для Кати сказку о веселом язычке, где она будет принимать активное участие (читать сказку в течение всех занятий) (см. приложение 3).

Наряду с артикуляционной гимнастикой проводим гимнастику для пальчиков.

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз)

а) ладошками вверх;                  в) обеих рук одновременно;

б) ладошками вниз;                       г) правой и левой по очереди;

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

1. Вращение кистями рук (по 10 раз)

а) в правую, затем в левую сторону;

б) во внутрь обеими руками; в) наружу обеими руками.

Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»

2. Выгибание кистей рук.

а) одновременно;       б) правой, левой по очереди

4. Прогибание кистей рук (10-15 раз)

а) одновременно;       б) правой, левой по очереди

5. Чередование прогибания и выгибания.

6. Соприкосновение подушечек пальцев – «пальчики здороваются» (10-15 р)

а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

в) выполняется сначала по очереди, затем одновременно;

г) пальцы правой – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп увеличивается.

1. Щелчки.

2. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (10-20р)

3. Сгибание, разгибание пальцев по очереди.

4. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (10р)

5. Упражнения с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены) – 10-20р

а) сдавливание ладоней с силой;

б) вращение «замком» (поворот вправо – влево);

в) наклоны вправо – влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не разжимая переплетенных пальцев;

д) «солнечные лучи» - руки в замке подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

12. Потряхивание расслабленными кистями.

а) руки вверху;

б) руки в стороны;

в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

13. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

14. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

15. Поочередное приподнимание нужных пальцев (кисти рук лежат на столе)

а) правой руки;

б) левой руки;                          в) обеих рук вместе.

16. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

Упражнения для пальчиковой гимнастики можно проводить и с использованием художественного слова (см. приложение 2).

Проводя игры на развитие речевого дыхания, необходимо помнить, что ребенок может участвовать не более 10 секунд. Подбираем упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Произнося звук Ф (опорный для звука С), подтягиваем нижнюю губку к верхним зубам и направляем воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы и верхними зубами. Для выработки этого умения учим Катю закусывать нижнюю губу верхними зубами (губы при этом в улыбке). Для выработки направленной воздушной струи предлагаем девочке вытянуть губы вперед и подуть на вертушку, но так, чтобы не надулись щеки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в «окошечко», образованное ей (упражнения даем в игровой форме), (см. приложение 1).

Постановка звука.

Исходя из того, какие дефекты звукопроизношения имеет Катя, постановку звуков нужно производить в такой последовательности:

свистящие – С, З, Ц, С’, З’;

шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ.

Для вызывания и уточнения правильного произношения звука С проводим игру «Насос». Говорим: «Мы собираемся поехать на велосипедах.

Надо проверить, хорошо ли накачены шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем и будем накачивать шину С – С – С – С (накачиваем шину, произнося звук с и подражая действию насоса). Затем предлагаем ребенку длительно произнести звук С и обратить внимание на положение губ (губы в улыбке). После еще предлагаем долго, однократно посвистеть. Вместе определяем, куда спрятался кончик языка (за нижние зубки) и определяем, какая струйка воздуха выходит, когда произносим С (тыльной стороной руки определяя, какая струйка воздуха – холодная). Полученный звук не будем сразу пытаться произносит в словах. Нам надо, чтобы артикуляция стала для кати привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, имитируя кроме свиста воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог, сильно бегущую из крана воду, как долго кипит чайник (см. приложение 2). К следующему этапу – автоматизации звука перейдем только тогда, когда Катя сможет сама, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Автоматизация звука.

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях:

- в слогах – С, З, Ш, Ж, С’, З’ – автоматизировать в начале в прямых, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением гласных;

- автоматизацию звуков в словах проводить в той же последовательности: при овладении произношением каждого слога его немедленно вводить и закреплять в словах с данным слогом;

- автоматизация звуков в предложениях: каждое отработанное в произношении слово немедленно включать в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем



2019-05-24 286 Обсуждений (0)
Индивидуальное занятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальное занятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)